Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень приемов стимулирования внимания и интереса





1. Показ жизненно практической значимости информации.

2. Анализ истории вопроса (краткий исторический экскурс).

3. Создание проблемной ситуации.

4. Прием остранения.

5. Прием сравнения, сопоставления.

6. Психологическая пауза.

7. Учет психологических особенностей слушателей.

8. Импровизация.

9. Прием разнообразия форм и методов подачи материала (тесты, игры, диалоги и т.д.).

 

10. Драматизация монолога (введение в речь цитат, риторических вопро-сов).

11. Переход от монолога к диалогу.

12. Неожиданные риторические вопросы.

13. Шутка, использование юмора.

14. Использование принципиально нового фактического материала.

15. Новизна информации.

16. Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний выдаю-
щихся людей.

17. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.

18. Показ не только результата, но и процесса.

19. Использование «закона края».

20. Выдвижение гипотез, предложении.

21. Использование пословиц, поговорок, народной мудрости.

22. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов,
приемов.

23. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.

Прием психологической паузы. Для опытного, знающего себе цену ора-тора характерно, что он, будучи представлен аудитории, не спешит начать свою речь. Окинув спокойным, уверенным взглядом аудиторию, он выдерживает не-большую паузу в 5-7 секунд и только после этого начинает свою речь. Эта на-чальная пауза имеет большое психологическое значение для стимулирования внимания аудитории к лектору, к тому, что он скажет.

Прием создания проблемной ситуации. Этот прием широко используется и школьными, и вузовскими преподавателями. Приведем такой пример. На уроке физики для того, чтобы заинтересовать учащихся изучением волновых свойств света, учитель начал свой рассказ с того, что в одном из номеров «Комсомоль-ской правды» под рубрикой «Этюды об ученых» корреспондент Я. Голованов со-общил о том, что еще 300 лет назад Торичелли знал секрет изготовления высоко-качественных линз: «В музее истории науки во Франции хранится линза, изготов-ленная Торичелли, диаметром 83 мм. Наши современники, физики, взяли линзу из музея и сравнили ее с современной. Она не уступала ей по качеству японской». Заметка в «Комсомольской правде» вызывает, с одной стороны, интерес, а с дру-гой — создает проблемную ситуацию: что за «секрет», который знал Торичелли? На основе знания какой физической закономерности Торичелли удавалось изго-тавливать столь высококачественные линзы? Проблемная ситуация как бы ставит перед слушателями вопросы: а как? А почему? И тем самым стимулирует позна-вательный интерес.

55


Прием импровизации. Автор из своего личного, опыта вузовского препо-давателя может констатировать, что если лекция тщательнейшим образом подго-товлена, выверена и читается по строго намеченному плану, то она может быть хорошей, но не столь удачной, если в процессе лекции не было импровизации, отступления от заранее намеченного плана. Это можно объяснить тем, что им-провизация чаще всего связана с озарением, с появлением новых оригинальных идей и мыслей в процессе публичного выступления. И оратор как бы вместе со слушателями рассуждает и размышляет, отчего речь становится эмоциональней, мысли более оригинальными, а ораторская речь более убедительной и интерес-ной.

Прием перехода от монолога к диалогу позволяет оратору приобщить к процессу обсуждения проблемы отдельных слушателей, а тем самым и активизи-ровать их интерес и внимание.

Прием использования юмора. Чувство юмора, здоровый, дружный смех слушателей в процессе публичного выступления оратора — что может быть бо-лее надежным и верным показателем того, что вас слушают и хорошо восприни-мают, что вы полностью овладели аудиторией. Чувство юмора оратора позволяет быстро установить контакт с аудиторией, стимулировать внимание слушателей. Вместе с тем анекдот, шутка, ирония — оружие весьма тонкое. «Веселый куплет, — писал А. Франс, — может опрокинуть трон и низвергнуть богов»P4P.

Новизна информации. Чтобы оратор был интересен для своих слушате-лей, он должен быть в 2—3 раза более информирован по обсуждаемой проблеме, нежели его слушатели. Тогда он может почти постоянно удерживать внимание аудитории, используя новые факты, положения, делая неожиданные для них но-вые выводы.

Прием краткого отступления от темы. Этот прием используется для того, чтобы переключить внимание слушателей и затем вернуть их к обсуждаемому вопросу, но уже как бы на новом, более высоком уровне интереса и внимания.


Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений. Обычно ис-пользуя этот прием, оратор начинает так: «Представим себе...», «А что, если предположить...», «Давайте вместе подумаем, что произойдет, если...»

Здесь уместно будет привести несколько строк из стихотворения Леонида Мартынова:

О, если бы писали мы

О том, что подлинно известно,

Подумайте, о трезвые умы,

Как было бы читать неинтересно!

Не думал бы Колумб, что Индии достиг,

И Данте не изобрел бы ада,

И множества других докладов, песен, книг

Была бы недоступна нам услада P5P.

Прием композиционного построения выступления с опорой на «закон края». Психологи установили, что лучше всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными.

В этом параграфе мы пока умышленно охарактеризовали только некоторые приемы стимулирования внимания и интереса, с остальными вы познакомитесь более подробно в последующих параграфах этой главы.

56








Date: 2015-10-18; view: 1845; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию