Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Саморазвитие ораторского мастерства
4.1. Тест «ОПРЕДЕЛИТЕ, К КАКОМУ ТИПУ ОРАТОРА ВЫ ОТНЕСЕТЕ СЕБЯ» О существовании различных типов ораторов размышлял еще Цицерон. Ка-ждый оратор имеет свой неповторимый психологический облик. Как справедливо заметил В. Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпой си-лою своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грацией изложения; тре-тий — преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый — после-довательностью и ясностью изложения и т.д.»P1P. Известно, что успех публичного выступления зависит от многих качеств лич-ности оратора: его коммуникативных способностей, творческого потенциала, эрудиции, логичности и доказательности суждений, опоры как на практику, так и на теоретические знания, от степени доброжелательности и интеллигентности поведения во время выступления, от оптимизма и чувства юмора и т.д. Естественно, что не каждый оратор обладает такими качествами. Более то-го, в той или иной степени у каждого оратора имеются и негативные качества, а иногда они и доминируют. Поскольку типизация личности в психологии чаще всего приводится по до-минированию тех или иных личностных качеств, то принцип доминирования мож-но использовать и при определении типа оратора. Используя принцип доминиро-вания признаков — личностных качеств, нам удалось выделить 16 типов орато-ров. Итак, будем считать, что тип оратора — это обобщенная характеристика наиболее развитых (доминирующих позитивных или негативных признаков) рече-вых способностей и особенностей личности, проявляющихся в ораторской дея-тельности. Если вы (как оратор) стремитесь развить у себя положительные качества и преодолеть недостатки, то для вас представляет интерес тест, который позволит определить, к какому типу оратора вы относитесь. Особенность предлагаемого теста заключается в том, что на основе самоанализа и самооценки своих дейст-вий в наиболее характерных ситуациях, самооценки личностных качеств, а также их последующего равнения набирается информация, которая позволяет опреде-лить, к какому типу оратора вы принадлежите. Попытайтесь ответить на поставленные вопросы, используя девятибалль-ную оценочную шкалу. Ваши качества, наиболее характерные действия, ваша по-зиция будут оцениваться следующим образом: 1 — очень низкий уровень, 2 — низкий, 3 — ниже среднего, 4 — чуть ниже среднего, 5 — средний, 6 — чуть выше среднего, 7 — выше среднего, 8 — высокий, 9 — очень высокий уровень. При от-вете на вопрос нужную цифру обведите кружочком. 1. Способны ли вы в процессе публичного выступления к им-провизации, к гибкой перестройке плана своего выступления с учетом настроя и особенностей слушателя? 2. Характерно ли для вас стремление обосновать и построить какую-либо теоретическую концепцию по решению обсуждае- мой проблемы в процессе публичного выступления? 3. Характерно ли для вас, что на вас (как на оратора) работает ваш прежний авторитет? 4. Всегда ли вы интеллигентно ведете дискуссию, спор? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9
5. Всегда ли ваши публичные выступления носят новаторский 1,2,3,4,5,6,7,8,9 46 характер? 6. Как часто в процессе ваших публичных выступлений звучит смех? Как часто ваши публичные выступления заканчиваются на оптимистической ноте? 7. Всегда ли ваши взаимоотношения с аудиторией в процессе публичного выступления носят доброжелательный характер? 8. Способны ли вы в процессе публичного выступления пока-зать высокий уровень эрудиции и компетентности по обсуждае- мым вопросам? И как часто вам это удается? 9. В какой степени для ваших публичных выступлений харак-терны логичность, обоснованность, доказательность того, что вы отстаиваете? 10. Характерна ли для вас в процессе публичного выступления опора на практические примеры, наличный опыт? 11. Характерно ли для вас в процессе публичного выступления держаться перед аудиторией независимо и даже самоуверен- но? 12. Как часто в процессе публичного выступления вы допускае- те фамильярность в диалоге с отдельными слушателями? 13. В какой степени характерно дня вашего публичного выступ-ления то, что вы придерживаетесь по обсуждаемому вопросу общепринятой и даже консервативной точки зрения? 14. Как часто в процессе публичного выступления или дискус- сии ваше заключение носит пессимистический характер? 15. Как часто в процессе публичного выступления или дискус-сии у вас возникает спор. который незаметно и даже вопреки вашим намерениям переходит в конфликт? 16. Как часто в процессе публичного выступления вы замечаете за собой, что вы говорите не по существу, а при ответах на во- просы отделываетесь общими фразами? 1.2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9 После того как вы ответили на все 16 вопросов теста и дали по девяти-балльной шкале себе самооценку, построите по образцу (рис. 1) свой профиль личностных качеств и определите тип оратора, который наиболее характерен для вас. Тип оратора определяется на основе принципа доминирования качеств при сравнении баллов по ответам на вопросы 1-16. Так, на рис 1 представлен «эв-рист», но несколько самоуверенный и даже «конфликтный» тип. Ценность предложенного выше теста заключается в том, что вы можете выявить ваши наиболее позитивные ораторские качества, а также те негативные, над которыми вам еще предстоит работать в процессе самоусовершенствования, саморазвития. 47 1. Эврист
4. Интеллигентный 5. Новатор
6. Оптимист 9. Логик Рис. 1. Построение профиля личных качеств и определения типа оратора на основе девятибалльной шкалы самооценки (пример). РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начитаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убеди-тельным — вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе. Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор — зависит во многом от того, владеете ли вы ора-торским искусством. Говорят, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Вместе с тем ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления. Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ора-торов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который мо-жет и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинает-ся с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идеи, уточнения основных положений и понятии, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов. При углубленном подходе к разработке содержания публичного выступле-ния нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искус-ства. В основе классической схемы ораторского искусства лежит пять этапов: 1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления («изобретение речи»). 2. Составление плана, распределение собранного материала в необходи-мой логической последовательности («порядок»). 48 3. «Словесное выражение», литературная обработка речи, насыщение ее содержания. 4. «Память», т.е. заучивание, запоминание текста речи. 5. «Разыгрывание», т.е. произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Как видим, классическая риторика исключительно большое значение при-давала подготовке публичного выступления. По крайней мере 4 из 5 этапов в дея-тельности оратора отводили на подготовку речи. Греки говорили, что речи Де-мосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разу-чил свою речь, насколько это было возможно». Для оратора — нашего современника трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых. Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, инте-ресна и лично значима для вас. Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. Из собственного опыта вузовского препода-вателя-лектора скажу, что эта работа очень кропотлива и незаметна. Вначале на-капливаются так называемые «заготовки»: выписки из журнальных статей, книг, подбираются интересные цитаты, отбираются наиболее важные цифры, факты, систематизируются и собственные наброски, записи отдельных мыслей, наблю-дений. Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использова-ние дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить общепринятую позицию, точку зрения и новую, ту, которой придерживаетесь вы. Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления явля-ется осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным пуб-ликациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с те-мой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетент-ность должны постоянно пополняться новыми сведениями. Пятое условие — упорная работа над композиционно-стилистическим по-строением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредст-венно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратора, который он достиг и тем уровнем его творче-ского потенциала, который он имеет. После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно по-ложить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд на-прасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален за-траченному труду. 49 Date: 2015-10-18; view: 517; Нарушение авторских прав |