Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О трудном жанре рецензии





I. Вопросы классу:

1. Что такое рецензия?

(Рецензия – это оценка, критический отзыв.)

Рецензия (от латинского – рассмотрение) – отзыв, разбор, оценка

произведения, жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

2. С чем можно сравнить рецензию?

(Можно сравнить с аннотацией в плане рекламности произведения, однако рецензия близка и литературно-критической статье, поскольку пишущий ее должен иметь свою идею (видеть проблему), в свете которой и следует рассматривать текст. Этим рецензия отличается от отзыва, в котором автор, пересказывая, выражает личное впечатление от текста.)

3. Какие характерные черты рецензии важнее всего?

(В этом жанре важнее всего – живость языка, оригинальность замысла и некая «рекламность» в содержании. Если, прочитав рецензию, вы ощутите желание прочитать текст, которому посвящается рецензия – значит, рецензия удалась.)

II. Сообщение нового материала.

1. Слово учителя.

2. Работа по учебнику Власенкова «Русский язык» (10-11 кл.): чтение и анализ статьи «Рецензия».

III. Работа с текстом-образцом.

(текст размножен на ксероксе)

1. Знакомство с текстом рецензии.

2. Анализ рецензии совместно с учащимися по вопросам:

1. Какой текст рассматривает автор?

2. Что можно сказать об авторе текста?

3. Какой вариант построения вступительной части использует автор рецензии?

а) определяет основную мысль, конкретизируя и комментируя ее в последующих частях;

б) определяет проблемы, которые затрагивает автор в предложенном для анализа тексте?

в) выражает во вступительной части свою позицию;

г) сообщает краткие сведения о писателе, обоснованных проблемах, которые он затрагивает в тексте, или о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.

Примечание:

Сведения о писателе-авторе следует давать в предельно сжатом объеме

(не более трех предложений от пятой части текста).

Если в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного учащимся писателя, следует отказаться от описанного типа вступления.

4. Какую оценку дает автор рецензии тексту?

5. Насколько глубоко и полно отражен смысл текста? Как развивается мысль рецензента в рамках каждой микротемы?

6. Зрело ли судит автор рецензии о проблемах, затронутых автором?

7. Сумел ли рецензент ясно и убедительно изложить свою позицию и, если она не совпадает с авторской, смог ли он отстаивать свою точку зрения?

8. Уместно ли использованы выразительные средства русской речи?

9. Грамотно ли изложены мысли, не нарушены ли нормы литературного языка и правил орфографии и пунктуации.

10. Подвел ли автор рецензии итог сказанному по теме, подчеркнул ли он ведущую мысль, выражающую авторский замысел?

Примечание:

Хорошая композиция сочинения-рассуждения требует наличие трех необходимых композиционных частей.

IV. Закрепление.

Методические советы:

- внимательно прочитай текст;

- кратко сформулируй тему (ключевые слова помогут тебе определить основной и побочные мотивы);

- выдвини вопрос-проблему (вырази в нем свое отношение к теме, обозначь вопрос в каком-то эмоциональном обращении);

- составь план. Излагай мысли свои и автора по абзацам.(Так достигается композиционная стройная логичность и последовательность твоего сочинения-рецензии; не переписывай текст, а комментируй мысли автора удачным цитированием, ссылкой на авторский текст в тех случаях, когда требуется точно передать авторскую позицию; указывая значение идейной позиции писателя, ее актуальность, твое понимание самых ярких фрагментов.)

- дай осмысленный комментарий текста.

- для выражения своего мнения используй обороты речи: мне кажется…,

думается…, на мой взгляд…, я полностью разделяю точку зрения автора…, по-моему…, необходимо отметить, что…, указать на… и т.д.

- особенное внимание обращай на текст в котором автор прибегает к доказательству от обратного, будь внимательным к отрицательным частицам, чтобы не прийти к выводам, прямо противоположным тем, которые отстаивает автор текста;

- найди и выпиши наиболее яркие языковые средства, позволяющие точно и выразительно передать автору текста мысли и чувства.

- подведи итог всему сказанному по теме, подчеркни основную мысль, авторский замысел и свою точку зрения. Укажи значение поднятой проблемы в общественно-политической жизни страны.

Создавая рецензию, помни критерии оценки его:

- смысловая целостность и композиционная подробность;

- последовательность и связность изложения мыслей;

- точность выражения мысли, богатство словаря, разнообразие грамматических форм, уместное использование выразительных средств языка;

- стилевое единство;

- не допускай орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

V. Критерии оценки сочинения.

(Единый государственный экзамен:

Русский язык: контрольные измерительные материалы (В.И.Капинос,

Л.И.Пучкова…)

 

VI. Составление плана рецензии.

План.

1. Автор текста. Тема. Идея текста.

2. Особенности композиции.

3. Комментарий текста.

Эмоциональная оценка текста.

4. Личное понимание авторского замысла. Значение, актуальность

Поднятых проблем.

5. Языковое своеобразие (стиль, выразительные средства).

6. Актуальность проблематики (то есть какова же основная мысль рецензии?).

VII. Написать рецензию по тексту В.Солоухина (стр.203-204, ЕГЭ).

 

 

Date: 2015-10-18; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию