Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация текста В. Солоухина





 

В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать в сверкании росного утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие - чисто кровавого цвета, третьи – матово светятся изнутри, четвертые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.

Можно написать, какэто разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно. Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько например, цветущий куст сирени или вишни отличается от

не цветущего. Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.

(В.Солоухин)

 

РЕЦЕНЗИЯ.

 

Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю! Как удивительны покрытые росой травы и цветы, сверкающие в лучах утреннего солнца! Какое необыкновенное настроение охватывает тебя! Как его выразить? Как передать? Именно об этом идет речь в тексте В.Солоухина: о красоте и гармонии в природе, о гармонии природы и человека.

Очень выразительно описание раннего летнего утра, для художника слова, писателя-пейзажиста В.Солоухина. Эмоциональные эпитеты сравнения создают впечатление, что ты видишь росинки, цветы: «мерцают голубой зеленью», «чисто кровавого цвета», «молочно-голубые», «белые, как молоко…»

Яркие метафоры усиливают это впечатление: «капли загораются», «зной все погасит», «зной, нахлынет», «разноцветное горение…»

Читая текст, мы замечаем, что в природе все гармонично. Писатель подчеркивает, что разноцветное горение капель сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов. Окружающий нас мир не застывает – поздним утром и поля, и луг, и лес – все меняется.

Особенно меня тронул фрагмент, в котором говорится о гармонии природы и человека. Мы видим красоту раннего утра, чувствуем вкус светлой и холодной росы, и ощущение свежести, чистоты, благополучия в природе сообщается и нам.

Передать это настроение трудно, а может быть, невозможно как невозможно представить себе красоту, которой ты никогда не видел. По мнению автора, «нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу».

Значит, в окружающий нас мир природы… «надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце…»

Таким образом, В.Солоухин убедительно показал нам, что описание природы в художественном тексте дает возможность лучше понять характер человека.

Шапцева Зинаида. 10-г класс.

 


 

ЭССЕ.

I. Знакомство с жанром эссе.

С эссе как жанром литературной критики знакомятся учащиеся на уроках развития речи.

Эссе (фр.) – попытка, проба, очерк.

Эссе (лат.) – взвешивание.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.

II. Лекция учителя «Основные требования».

1. Задание классу: слушая лекцию учителя, записать основные ее положения:

1) эссеистический стиль отличается субъективностью, свободной композицией, поэтому такой жанр дает возможность выразить индивидуальное размышление по определенной теме, в небольшом по объему и свободной композиции текста;


2) языковые особенности эссе: краткость, образность, афористичность;

3) эссе допускает возможность альтернативного мнения.

2. Вывод: итак, эссе – это размышления по поводу

услышанного, прочитанного, просмотренного. На первом плане –

личность автора, его мысли и чувства.

III. Закрепление изученного по теме.

1. Вопросы классу:

- Что такое эссе?

- Чем отличается стиль эссе?

(Образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику.)

- Назовите разновидности этого жанра.

(публицистические, философские, историко-биологические, лирические эссе.)

2. Слово учителя.

Наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.

Эссе как жанр противостоит всяким правилам, канонам и является выражением субъективного мнения, поэтому главная задача школьника – передать личное впечатление, вызванное восприятием данного текста.

3. Наблюдение и исследование текста эссе В.Розанова «Опавшие

листья».

 

 

Вопросы:

- Какие особенности жанра вы заметили?

- Удалось ли автору логично построить свое индивидуальное размышление?

- Какие языковые особенности работы являются доказательством данного жанра?

- Сумел ли автор донести до вас свое личное мнение?

4. Работа над схемой эссе.

Схема эссе.

1. Эпиграф. Основная проблема, вопрос, требующий исследования

текста.

2. Ваше точка зрения, обоснование ее. Эмоциональная оценка

прочитанного.

3. Раздумье над основным мотивом.

4. Ваши мысли, чувства.

5. Элементы литературоведческого анализа текста.

6. Вывод – идея, связанный с ведущей темой.

Примечание:

- обращайтесь к жанру эссе, если этого требует тема;

- размышляя по теме, не бойтесь противоречий, вступить в спор с автором текста;

- не забывайте заинтриговать читателя;

- высказывайте смело вашу точку зрения;

- соблюдайте чувство меры при использовании цитат;

- постарайтесь передать состояние души автора и ваше;

- выбирайте нужный для данного случая тип и стиль речи, языковые средства;

- пишите кратко, выразительно;

- соблюдайте нормы литературно языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

IV. Практическая работа.

1. Методические рекомендации:

1) размышляя над темой текста, сделай акцент на собственные чувства, переживания, отношение к тому, о чем пишет автор данного тебе фрагмента;

2) постарайся ярко выразить свою позицию, свой взгляд;

3) представь, что ты видишь все то, о чем прочитал. Фиксируй свои раздумья логично и последовательно, не забывая о главной проблеме;

4) начиная сочинения от слова «я», от впечатления, ты сделаешь его неповторимым;

5) вспомни, с какого вопроса, тезиса, выражающего основную тему, ты начал, тем и закончи, только другими оборотами речи.

2. Слово учителя.

Эссе обычно имеет небольшой объем.

В современной критике есть и такой термин «авторская проза». Маленькие произведения в жанре эссе называются «скитце» (нем.).

Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. Главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновение». В этом смысле можно

сказать, что А.А.Фет писал «поэтическое скитце» «Шепот робкое дыханье…»

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 

- Внимательно прочитайте стихотворения А.Фета.

Определите основную мысль и средства ее воплощения.

3. Текст М.Ермолина «Вечность земли русской».

1) Выразительное чтение текста учителем и учащимися.

2) Коллективная работа над сочинением по схеме.

Чтение фрагментов эссе и рецензирование.

4. Домашнее задание:

Отредактировать сочинение.

 


 







Date: 2015-10-18; view: 3420; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию