Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ сцены
1. Когда была создана драма? Какие изменения произошли в общественной жизни страны? (Созданная в 1878 году драма продолжает и развивает основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрываются трагедии человека, живущего по законам «горячего сердца». Новое купечество – умные, хищные, цепкие дельцы… Их мир – царство «чистогана», бесстыдное и холодное бессердечие царит в этом мире.) Что лежит в основе драмы? (Социальная тема.) 2. Каков идейный замысел пьесы? (Трагическая судьба человека неимущего в обществе хищных дельцов.) 3. Каково значение сцены «Обед у Карандышева» в раскрытии этого замысла? (…большое: монологи Карандышева, завершающие III действие, входят в число кульминационных моментов всей пьесы «Жестоко, бесчеловечно жестоко! – кричит он.) Что происходит на обеде у Карандышева? 4. Какой замысел осуществляет Паратов? (Паратов, судовладелец, блестящий барин, кажется Ларисе идеалом мужчины. Она не видит в нем человека с темной, черной душой. … по его наущению Робинзон спаивает Карандышева… Спаивание переходит в измывательство… Паратов делает из Карандышева шута…) Процитируйте и прокомментируйте сцены с оружием, вином, сигарами. 5. Понимает ли это Карандышев? (…нет… желает стать вровень с Паратовым, Кнуровым, Вожеватовым и даже возвыситься над ними.) 6. Как он (Карандышев) пытается демонстрировать свою власть над Ларисой? (…эпизод с пением..; несмотря на его запрет, она поет…Желая удержаться на высоте, он предлагает тост за свою невесту, который становится тостом за него… Он благодарит Ларису за выбор. Жалок в этой сцене Карандышев, потому что все уже знают о решении Ларисы ехать за Волгу… Но…) 7. Мы начинаем сострадать Карандышеву. Когда? (…Когда он делает неожиданное признание: «Я знаю сам, что я смешной человек» … мы сочувствуем ему потому, что в его обвинениях людям нет ни слова обвинения Ларисе… Страдающий Карандышев выше этого. Это делает ему честь…) 8. Паратов и Вожеватов потешаются над женихом Ларисы. Только ли его мучат они при этом? Волнуют ли кого-либо ее терзания? (…потешаясь и глумясь над ее женихом, Паратов и Вожеватов мучили при этом и Ларису.., но ее терзания никого не волнуют…) 9. Каково значение сцены пения. Что поет Лариса и ради чего? (…романсом «Не искушай…» она как бы хочет поставить крест на прошлом… Паратов потрясенный пением.., даже пробует говорить о «благородных чувствах»… но… они только «шевелятся» в нем…) 10. Как же иллюстрирует последняя сцена III действия замысел драматурга? (…трагическая судьба человека неимущего в обществе дельцов…) 11. Какие еще художественные особенности помогают раскрыть внутренний мир героев? (Монологи, диалоги, ремарки, реплики, художественная деталь, озвучивание, поступки.) 12. Назовите языковые особенности III действия. (Речь героев проста и индивидуализирована. Язык А.Н.Островского лаконичен и выразителен.)
Подведем итог сказанному. Какое значение в развитии сюжета и замысла драматурга имеет эта сцена? III. Вывод - обобщение. Итак, последняя сцена III действия «Обед у Карандышева», где развивались действия, непосредственно связанные завязкой основного конфликта, конфликта талантливой личности и мира наживы, «чистогана», в котором царит бесстыдное и холодное бессердечие (I действие), связана с III действием, в котором монологи Карандышева входят в число кульминационных моментов всей пьесы… Островский выражает протест против мира лжи, цинизма и жестокости, унижения через монолог маленького человека Карандышева: «И все это преднамеренно, умышленно… Жестоко, бесчеловечно жестоко… Да разве людей казнят за то, что они смешны… Смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» Карандышев полон злости и мести, с которыми недалеко до преступления. И он совершает его, но узнали мы об этом в финале IV действия. А как же анализируемая сцена связана с последующими? В центре драмы трагическая судьба неимущего человека. Лариса (по-гречески – чайка) молода, красива, талантлива. Ее чистая романтическая натура жаждет любви искренней и сильной. В ней нет никакого расчета, пошлости. Паратов, «блестящий барин», судовладелец,- человек без чести и совести. Оставив уже однажды Ларису, он, вернувшись в город и узнав, что она выходит замуж за Карандышева, снова клянется ей в любви: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью… Мечтаю о блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног.» И чистая, наивная Лариса, которая только за минуту до этого диалога с Паратовым, испытывала горькое разочарование, не верила в любовь, исполнила романс на слова Е.Боратынского «Не искушай меня без нужды». Романс выражает состояние ее души, прекрасной и романтической: Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей. Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь. И не хочу предаться вновь Раз обманувшим сновиденьям.
Случаен ли этот романс у Островского? Этот романс как всплеск, как крик чайки… раненой чайки… Она хочет порвать с прошлым. Паратов потрясен красотой и талантливостью Ларисы. Самолюбие его затронуто, и он пробует говорить о благородных чувствах, но они только «шевелятся» в нем. Ради развлечения и тщеславия он клянется Ларисе в любви. Сцена пения и объяснения в любви – это нарастание конфликта: столкновение одаренной личности с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Романс (III действие явление 11) поставил смысловую точку в сюжете за целый акт до развязки. Мы воочию видим, как важна связь данной сцены с другими в пьесе «Бесприданница». Лариса «пьет сладкий яд желанного обмана». События стремительно развиваются. Лариса прозрела, познав подлость человека, которого любила. «Паратов: Позвольте поблагодарить вас… за счастье, которое вы мне доставили. Лариса: …вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я – жена ваша или нет?» Лариса получила от любимого «идеала» мужчины смертельный удар. Ей остается только смерть. Допета печальная песня Ларисы, прерван ее грустный романс. Словно с подбитым крылом, мечется она по этой жизни, полной жестокости и подлости. Не сберег Ларису амулет счастья… Так неразрывно связано III действие (Обед у Карандышева) с основным мотивом пьесы. Эта сцена впечатляюще ярко иллюстрирует замысел драматурга – показать трагическую судьбу человека неимущего, но талантливого в обществе хищных дельцов.
Date: 2015-10-18; view: 2340; Нарушение авторских прав |