Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ сцены





1. Когда была создана драма?

Какие изменения произошли в общественной жизни страны?

(Созданная в 1878 году драма продолжает и развивает основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрываются трагедии человека, живущего по законам «горячего сердца». Новое купечество – умные, хищные, цепкие дельцы… Их мир – царство «чистогана», бесстыдное и холодное бессердечие царит в этом мире.)

Что лежит в основе драмы? (Социальная тема.)

2. Каков идейный замысел пьесы?

(Трагическая судьба человека неимущего в обществе хищных дельцов.)

3. Каково значение сцены «Обед у Карандышева» в раскрытии этого

замысла?

(…большое: монологи Карандышева, завершающие III действие, входят в число кульминационных моментов всей пьесы «Жестоко, бесчеловечно жестоко! – кричит он.)

Что происходит на обеде у Карандышева?

4. Какой замысел осуществляет Паратов?

(Паратов, судовладелец, блестящий барин, кажется Ларисе идеалом мужчины. Она не видит в нем человека с темной, черной душой.

… по его наущению Робинзон спаивает Карандышева… Спаивание переходит в измывательство… Паратов делает из Карандышева шута…)

Процитируйте и прокомментируйте сцены с оружием, вином, сигарами.

5. Понимает ли это Карандышев?

(…нет… желает стать вровень с Паратовым, Кнуровым, Вожеватовым и даже возвыситься над ними.)

6. Как он (Карандышев) пытается демонстрировать свою власть над

Ларисой?

(…эпизод с пением..; несмотря на его запрет, она поет…Желая

удержаться на высоте, он предлагает тост за свою невесту, который

становится тостом за него… Он благодарит Ларису за выбор. Жалок в

этой сцене Карандышев, потому что все уже знают о решении Ларисы

ехать за Волгу… Но…)

7. Мы начинаем сострадать Карандышеву. Когда?

(…Когда он делает неожиданное признание: «Я знаю сам, что я смешной человек» … мы сочувствуем ему потому, что в его обвинениях людям нет ни слова обвинения Ларисе… Страдающий Карандышев выше этого. Это делает ему честь…)

8. Паратов и Вожеватов потешаются над женихом Ларисы. Только ли его

мучат они при этом? Волнуют ли кого-либо ее терзания?

(…потешаясь и глумясь над ее женихом, Паратов и Вожеватов мучили при этом и Ларису.., но ее терзания никого не волнуют…)

9. Каково значение сцены пения. Что поет Лариса и ради чего?

(…романсом «Не искушай…» она как бы хочет поставить крест на прошлом… Паратов потрясенный пением.., даже пробует говорить о «благородных чувствах»… но… они только «шевелятся» в нем…)

10. Как же иллюстрирует последняя сцена III действия замысел

драматурга?

(…трагическая судьба человека неимущего в обществе дельцов…)

11. Какие еще художественные особенности помогают раскрыть

внутренний мир героев?

(Монологи, диалоги, ремарки, реплики, художественная деталь, озвучивание, поступки.)

12. Назовите языковые особенности III действия.

(Речь героев проста и индивидуализирована. Язык А.Н.Островского лаконичен и выразителен.)

 

Подведем итог сказанному.

Какое значение в развитии сюжета и замысла драматурга имеет эта сцена?

III. Вывод - обобщение. Итак, последняя сцена III действия «Обед у

Карандышева», где развивались действия, непосредственно связанные

завязкой основного конфликта, конфликта талантливой личности и мира

наживы, «чистогана», в котором царит бесстыдное и холодное

бессердечие (I действие), связана с III действием, в котором монологи

Карандышева входят в число кульминационных моментов всей пьесы…

Островский выражает протест против мира лжи, цинизма и жестокости,

унижения через монолог маленького человека Карандышева: «И все это

преднамеренно, умышленно… Жестоко, бесчеловечно жестоко…

Да разве людей казнят за то, что они смешны… Смейтесь надо мной – я

того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце,

бросить под ноги и растоптать его!» Карандышев полон злости и мести, с

которыми недалеко до преступления. И он совершает его, но узнали мы об

этом в финале IV действия.

А как же анализируемая сцена связана с последующими?

В центре драмы трагическая судьба неимущего человека. Лариса

(по-гречески – чайка) молода, красива, талантлива. Ее чистая

романтическая натура жаждет любви искренней и сильной. В ней

нет никакого расчета, пошлости.

Паратов, «блестящий барин», судовладелец,- человек без чести и совести.

Оставив уже однажды Ларису, он, вернувшись в город и узнав, что она


выходит замуж за Карандышева, снова клянется ей в любви: «Я брошу все

расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей

жизнью… Мечтаю о блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног.» И

чистая, наивная Лариса, которая только за минуту до этого диалога с

Паратовым, испытывала горькое разочарование, не верила в любовь,

исполнила романс на слова Е.Боратынского «Не искушай меня без

нужды». Романс выражает состояние ее души, прекрасной и

романтической:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей.

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

 

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь.

И не хочу предаться вновь

Раз обманувшим сновиденьям.

 

Случаен ли этот романс у Островского?

Этот романс как всплеск, как крик чайки… раненой чайки… Она хочет

порвать с прошлым. Паратов потрясен красотой и талантливостью

Ларисы. Самолюбие его затронуто, и он пробует говорить о благородных

чувствах, но они только «шевелятся» в нем.

Ради развлечения и тщеславия он клянется Ларисе в любви. Сцена пения и

объяснения в любви – это нарастание конфликта: столкновение одаренной

личности с миром дельцов, где ее красота предается поруганию.

Романс (III действие явление 11) поставил смысловую точку в сюжете за

целый акт до развязки. Мы воочию видим, как важна связь данной сцены

с другими в пьесе «Бесприданница». Лариса «пьет сладкий яд желанного

обмана». События стремительно развиваются. Лариса прозрела, познав

подлость человека, которого любила.

«Паратов: Позвольте поблагодарить вас… за счастье, которое вы мне

доставили.

Лариса: …вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я – жена

ваша или нет?»

Лариса получила от любимого «идеала» мужчины смертельный удар. Ей

остается только смерть. Допета печальная песня Ларисы, прерван ее

грустный романс. Словно с подбитым крылом, мечется она по этой жизни,

полной жестокости и подлости. Не сберег Ларису амулет счастья…

Так неразрывно связано III действие (Обед у Карандышева) с основным

мотивом пьесы. Эта сцена впечатляюще ярко иллюстрирует замысел

драматурга – показать трагическую судьбу человека неимущего, но

талантливого в обществе хищных дельцов.

 







Date: 2015-10-18; view: 2340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию