Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т. МаннЭкзерсисы, или, в переводе на русский язык, «упражнения», в наши дни люди, придерживающиеся языковой моды, как правило, именуют не иначе, как «деловые игры». Именно они способствуют выработке риторических умений и навыков, позволяющих «расставлять слова» наилучшим способом. Часть III включает деловые игры: • подражания образцам, • тесты, • цитоны, • монофоны. Первыми даны два задания, направленные на копирование стиля автора и состоящие из контрольных вопросов, частично построенных на материалах хрестоматии, частично выходящих за ее рамки. В каждом задании сформулированы конкретные вопросы, на которые нужно дать ответ, предполагающий наличие определенного багажа знаний, умений и навыков по теории и практике русского красноречия. При желании каждый любитель русского красноречия может расширить или сократить для себя следующие ниже задания самостоятельно, ориентируясь на свои интересы и предпочтения. Далее в этой части приведены тесты. В настоящее время тесты широко применяются при обучении разным наукам. Полезны они и при овладении риторикой. Работа с тестами развивает общий кругозор, расширяет словарный запас, повышает общую культуру обучающегося. Цитоны* могут способствовать желающему «учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных». Исправляя примеры, начинающий оратор сможет сформулировать верные варианты мыслей, в них изложенных, заблаговременно обдумывая содержание и форму высказываний для подобных ситуаций и избегая заявлений как ложных, так и малосодержательных. * Эти термины введены автором учебного пособия.
Монофоны* следует внимательно изучить, а затем попытаться написать несколько собственных вариантов, вначале на простую «бытовую» тему, а затем на сложный исторический или художественный сюжет. * Эти термины введены автором учебного пособия.
Итак, деловые игры, «цитоны» и «монофоны» формируют, как показывает практика автора настоящего пособия, у начинающего оратора элементы основ риторической ответственности и помогают избежать примитивных подходов к собственной профессиональной и бытовой речи. Мало думать на языке. Необходимо думать и о языке. Д.С. Лихачев Подражание образцам Здесь приведены тексты двух авторов, наиболее подходящие для работы, которая может быть определена как копирование образцов. Такое упражнение в наибольшей степени подходит для обучения творческих людей — музыкантов и художников: ученик повторяет работу Мастера, делает копию его шедевра, которая потом может быть оценена самим мэтром. Похвала последнего становится первой ступенькой, по которой ученик поднимается по лестнице, ведущей к постижению искусства. Для нас — это риторика. Попытаемся тщательно сделать копию с тех творений, которые нам оставили выдающиеся авторы, достойные подражания. Первым среди всех — Александр Сергеевич Пушкин. На пороге XXI в. человечество отметило 200-летие Великого русского поэта, который в свое время разрешил главный экономический вопрос для России, заметив, что его герой: ... читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Два слова «простой продукт» подчеркнуты самим поэтом и являются ключом к пониманию проблемы: есть ли в современной России этот «простой продукт», при наличии которого отпадает нужда и в золоте? Впрочем, вернемся к нашим проблемам. Если при изучении риторического наследия А.С. Пушкина мы вынуждены пользоваться только его письменной речью, то устные выступления И.Л. Андроникова записаны для радио и телевидения. И нет сомнения в том, что его риторическое творчество достойно подражания как выдающегося рассказчика и стилиста. Пушкин Александр Сергеевич Далее представлены отрывки (начало) из произведений «Станционный смотритель», «Дубровский» и «Капитанская дочка». Проза А. С. Пушкина — образец для подражания для любого оратора — начинающего и многоопытного. Поэтому переходим сразу к формулированию задания.
|