Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. Манн





Экзерсисы, или, в переводе на русский язык, «упражнения», в наши дни люди, придерживающиеся языковой моды, как правило, именуют не иначе, как «деловые игры». Именно они способствуют выработке риторических умений и навыков, позволяющих «расстав­лять слова» наилучшим способом.

Часть III включает деловые игры:

• подражания образцам,

• тесты,

• цитоны,

• монофоны.

Первыми даны два задания, направленные на копирование стиля автора и состоящие из контрольных вопросов, частично построенных на материалах хрестоматии, частично выходящих за ее рамки. В каж­дом задании сформулированы конкретные вопросы, на которые нужно дать ответ, предполагающий наличие определенного багажа знаний, умений и навыков по теории и практике русского красно­речия. При желании каждый любитель русского красноречия может расширить или сократить для себя следующие ниже задания само­стоятельно, ориентируясь на свои интересы и предпочтения.

Далее в этой части приведены тесты. В настоящее время тесты широко применяются при обучении разным наукам. Полезны они и при овладении риторикой. Работа с тестами развивает общий круго­зор, расширяет словарный запас, повышает общую культуру обу­чающегося.

Цитоны* могут способствовать желающему «учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных». Исправляя примеры, начи­нающий оратор сможет сформулировать верные варианты мыслей, в них изложенных, заблаговременно обдумывая содержание и форму высказываний для подобных ситуаций и избегая заявлений как ложных, так и малосодержательных.

* Эти термины введены автором учебного пособия.

 

Монофоны* следует внимательно изучить, а затем попытаться написать несколько собственных вариантов, вначале на простую «бытовую» тему, а затем на сложный исторический или художест­венный сюжет.

* Эти термины введены автором учебного пособия.

 

Итак, деловые игры, «цитоны» и «монофоны» формируют, как показывает практика автора настоящего пособия, у начинающего оратора элементы основ риторической ответственности и помогают избежать примитивных подходов к собственной профессиональной и бытовой речи.

Мало думать на языке. Необходимо думать и о языке.

Д.С. Лихачев

Подражание образцам

Здесь приведены тексты двух авторов, наиболее подходящие для работы, которая может быть определена как копирование об­разцов. Такое упражнение в наибольшей степени подходит для обучения творческих людей — музыкантов и художников: уче­ник повторяет работу Мастера, делает копию его шедевра, кото­рая потом может быть оценена самим мэтром. Похвала послед­него становится первой ступенькой, по которой ученик подни­мается по лестнице, ведущей к постижению искусства.

Для нас — это риторика. Попытаемся тщательно сделать ко­пию с тех творений, которые нам оставили выдающиеся авторы, достойные подражания.

Первым среди всех — Александр Сергеевич Пушкин.

На пороге XXI в. человечество отметило 200-летие Великого русского поэта, который в свое время разрешил главный эконо­мический вопрос для России, заметив, что его герой:

... читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Два слова «простой продукт» подчеркнуты самим поэтом и являются ключом к пониманию проблемы: есть ли в современ­ной России этот «простой продукт», при наличии которого от­падает нужда и в золоте?

Впрочем, вернемся к нашим проблемам.

Если при изучении риторического наследия А.С. Пушкина мы вынуждены пользоваться только его письменной речью, то устные выступления И.Л. Андроникова записаны для радио и телевиде­ния. И нет сомнения в том, что его риторическое творчество дос­тойно подражания как выдающегося рассказчика и стилиста.

Пушкин Александр Сергеевич

Далее представлены отрывки (начало) из произведений «Стан­ционный смотритель», «Дубровский» и «Капитанская дочка».

Проза А. С. Пушкина — образец для подражания для любого оратора — начинающего и многоопытного. Поэтому переходим сразу к формулированию задания.

Date: 2015-10-18; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию