Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В, Берестов
Такую любовь он чувствует дома, нередко и в школе. Но есть и вторая сторона. О ней хорошо сказано у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит, надо дать растущему человеку шанс проявить любовь — к маме и папе, к сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным этическим, эстетическим, правовым... категориям. В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки*, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя: 1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное при 2. Приверженность диалоговым формам общения с деть * Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126-127.
3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначе 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность 5. Признание права на свободу поступка, выбора, само 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, незави 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль И тогда из уст воспитывающих педагогов и родителей, окружающих взрослых и детей вместо приказаний, требований, запретов, одергиваний, угроз (чаще с тормозящей частицей «НЕ»), требования послушания и беспрекословного подчинения, внушения, наказания, морального давления, унижающего достоинство растущего человека, высмеивания... ребенок или подросток (особенно) постоянно слышит: — Ты же у меня умница — справишься! - Подумай — и получится, а нет — подумаем вместе и — Не волнуйся, это мелочи жизни! И у меня в детстве - Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого! — Ты, конечно, можешь поступать по-своему, но мне — Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек — Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное — Я тебе доверяю! Глава V. Основы методики воспитания - Петр I говаривал: «Юность — прекрасная пора, но надо умело ей пользоваться». Подумай, что это значит. Гуманная педагогика, опирающаяся на принципы свободного воспитания, видит в поддержке ключ к построению глубокого общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, создания условий для решения проблем ребенка им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Приведем примеры. ...1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми, чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Никол-ка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась!). Мальчишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница. Категорично и строго приказала мальчишкам прекратить насмешки. А Николе — потехонечку, на ушко: «Не горюй! Скажи маме, пусть вскипятит штаны в луковой чешуе -и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жизненной мудрости. ...В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и.неуживчивым. Не вызывал симпатий учителей, повергал "в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб... расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв помужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял -ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие -позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут — не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали: Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом зай-
мись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали — таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь!» В обоих случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оценкам окружающей действительности, самого ребенка. Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учителя-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
В реализации педагогической поддержки важно твердо знать, чему научить 1------------------- растущего человека, чтобы он(а) при- нял(а) эту поддержку? Исподволь с раннего детства и до взрослости мы озабочены формированием умений и навыков: >- Полагаться на собственное «Я сам...» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение...)*. >• Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над ре-шением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией... > Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию. У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. * Можно воспользоваться перечнем «Я сам...», данным в книге Г.К. Се-девко «Руководство по организации самовоспитания школьников». М., 1999. Глава V. Основы методики воспитания 5.1. Педагогическая поддержка
>• Учиться психолого-педагогичесой рефлексии собственного развития. Очень часто возникает вопрос: а где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действительно, где? Ответ очень прост. Он естественно сложился во всех древних и современных этико-педагогических теориях и практиках. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» И еще. Как правило, критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Только тогда можно ожидать открытости от детей.
Осуществляя педагогическую поддержку очень важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображениями педагогического такта. Еще Я. Кор-чак предупреждал, что воспитательные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребенок, «перекормленный морально, испытывает тощ-.ноту». В дневнике десятиклассницы Лены Б. читаем: «...Я понимаю, что я единственный ребенок у них (родителей) и они любят меня и оберегают. Но надо же знать меру! Мне было приятно, когда они перестали провожать меня на курсы». «...Гулять я не пошла (а там встреча с любимым мальчиком), так как мама решила проверить у меня уроки, а я ничего еще не делала вообще. Я лучше просижу до утра дома, чем она будет проверять у меня домашние задания. Когда она собирается делать это, я взбунтовываюсь. Не-навижу это. НЕ-НА-ВИ-ЖУ». Подобное нередко встречается и в школе. Порой, изощренные приемы авторитарной педагогики родителей и педагогов выдаются за поддержку: выдвигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом; вроде бы разумные советы требуют неукоснительного выполнения; унижающие достоинство ребенка (подростка) шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вульгарное использование выражений из подросткового жаргона, неумелая трактовка явлений подростковой субкуль- туры (моделей одежды, музыки, форм поведения, суждений об окружающих жизненных явлениях). А напоследок хочется привести мудрое стихотворение Р. Тагора, который, разумеется, не подозревая, дал прекрасное описание ошибок педагогов и родителей, озабоченных педагогической поддержкой детей, которых воспитывают в любви. Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от его высох ручей. Отчего лопнула струна арфы? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы. Воистину мудр совет «Не навреди!», оказывая педагогическую поддержку любимому растущему человеку, искренне любимому. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Понятия «воспитание» и «воспитательная работа»: в чем их 2. Понятие и сущность педагогической поддержки как осно 3. Условия и принципы реализации педагогической поддерж 4.-Специфика использования педагогической поддержки в воспитательной работе с разными категориями школьников. 5. Особенности педагогической поддержки по отношению к 6. Как начинающему педагогу овладеть методикой и техни Глава V. Основы методики воспитания Рекомендуемая литература Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. Бардовская И. В., Реан А.А. Педагогические ситуации // Кн. Педагогика, М., 2001. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. В кн.: Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995, Вып. 3. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. Вып. 10. Ч. 2 и 5. Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996. Вып. 6. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество. — М.: Библ. ж. «Директор школы», 1999. № 4. Френе С. Антология гуманной педагогики. М., 1997. Date: 2015-10-22; view: 321; Нарушение авторских прав |