Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как основа отбора его содержания
полюбить этот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром». Программа построена по возрастному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека... формирование принципов ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.
Не случайно в последние два десятилетия появилось множество программ, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспитания, стимулирование самоактуализации в разнообразных Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5
4.1. Проблема содержания воспитания видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная культура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе дополнительного образования, в клубной деятельности...). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го класса «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли». Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствование личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4. 1 Проблема содержания воспитания
Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»* для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уроках и использоваться в качестве содержательного материала во внеурочной воспитательной работе с детьми.
В последнее время в связи с усложнением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (возрастающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религиозных конфессий, межнациональные конфликты...) в теории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В связи с этими процессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случайно в педагогике появился термин «многокультурное воспитание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диалога культур» (В.С. Библер).
Итак, воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много- * Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» описаны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. М., 2000. ** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика» профильных объединений... Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но тем не менее у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Что следует понимать под содержанием воспитания? И чем 2. Какой вывод можно сделать из краткого исторического эк 3. Чем и каким образом определяется содержание воспитания 4. Как цель воспитания, его стратегические задачи определя 5. Как, на ваш взгляд, представленные программы самораз 6. Как отражается современный характер межнациональных 7. В чем заключается специфика воспитания на уроке и во вне Рекомендуемая литература Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 45—57. Василъцова 3.17. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. Волков Т.Н. Этнопедагогика. М., 2000. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Темы 4, 8. Кабуш В. Т. Человек: программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 1995. Кочетов А.И. Эксперимент по «Программе воспитательной работы в школе». Ярославль, 1994. 232______ Глава IV. Содержание воспитания^ современной школе Крышова И. Б. Культурология образования. М., 2000. Никапдров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996. Селевко Г.К, Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 153-170, 180-181. Тихомирова //.ТС Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. М., 1996. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Концепция этического воспитания школьников. М., 1998. Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В.С. Библера. Кемерово, 1992. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики Каждый ребенок хочет действовать. Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении. Вокруг — захватывающий мир для исследования. Эти три представления являются основными для.работы с детьми. М. и Р. Снайдер
Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они -- что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора -танцевал, если токаря -- чтобы вытачивал детали, если человека доброго — надо, чтобы он творил добрые дела, художника -- чтобы рисовал, педагога -- чтобы имел практику воспитания детей... Добро само есть дело: кто учен добру, Сам делается добрым в силу этого — Как и флейтист есть тот, кто флейте выучен.
4.2. Воспитывающая деятельность Какое ремесло бы ни усвоил ты - Не ремесло ты все же, а ремесленник. Эпихарм Деятельность, как известно, — фактор развития человека как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо-деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер... Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.
В психологии деятельность определяется как «способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»*. Особенность деятельности человека заключается в том, что она (в отличие от животных) носит сознательный характер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий труда (наиболее совершенных!); носит общественный характер. Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -* мотив (почему?) -* действия (какие?) -» результат (предметный и ценностный, т.е. воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, назначения организуемой разнообразной деятельности де- Вуева Л.П. Человек; деятельность и общение. М., 1978. С. 63. 234 Глава IV, Содержание воспитания в современной школе тей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, художников-импрессионистов, поделок из природного материала...) -- зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы -- с какой целью? Проводим акцию милосердия — для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или художественной гимнастики — что это дает развитию ребенка: физическому, нравственному, эстетическому, умственному?..
Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые позволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей. Во-первых, воспитывающая деятельность предполагает трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий и представлений, точных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного.состояния личности по отношению к явлениям и предметам окружающей действительности, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрицательное — к негативным предметам и явлениям); воздействие на поведенческо-деятелъностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения. При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспи-
4.2. Воспитывающая деятельность тывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания. Во-вторых, богатство и многообразие интересов (увеличивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности. Попробуем проанализировать этот тезис по результатам «включения — невключения» в те или иные виды деятельности подростков и юношей — девушек разного уровня воспитанности и развития (интеллектуального и духовного). Первая группа -- участники Всероссийской научной конференции учащихся, приехавшие в г. Обнинск с докладами по 35 отраслям науки, победители конкурсов в различных городах Росси. Вторая группа — подростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних за различные проступки и правонарушения, за безнадзорность и беспризорность, побеги из дома и бродяжничество. И тех и других мы попросили назвать десять любимых занятий на досуге, когда их никто не заставляет и не контролирует. От первой группы школьников мы получили целую палитру дел и занятий интеллектуально-культурного характера, дел, ставших потребностью и содержанием всей жизнедеятельности: читать, заниматься техническим творчеством, рисовать, конструировать, ходить в походы, в театр, на выставки, в музеи, ездить на экскурсии в другие города, общаться с друзьями, участвовать в различных конкурсах, заниматься спортом (различные виды), играть в интеллектуальные и спортивные игры (различные), в. шахматы и шашки, компьютерные игры, слушать музыку, заниматься дома по хозяйству (убираться, готовить еду, устраивать праздники), шить, вязать, дарить подарки, заниматься с младшими сестрами или братьями, наслаждаться природой, ухаживать за животными дома (самыми разными), выращивать цветы, сочинять стихи, писать письма, «рыться в книгах», смотреть научно-популярные и познавательные передачи по телевизору, моделировать и конструировать и многое-многое другое. Во второй же группе подростков мы получили такие ответы: гулять (на первом месте; на нашу просьбу пояснить,'что значит «гулять», получили такие разъяснения: 236 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе ходить по улице, стоять в подъезде, сидеть в беседке, «бал-деть с друзьями», «тусоваться на улице»...), поесть, спать, бездельничать, «когда меня никто не заставляет ничего делать», одеваться и краситься (в ответах девочек), «подраться», «дурачиться», ходить на дискотеку, кататься на роликах, смотреть телевизор («видак»), слушать музыку («балдеть», «тащиться» под нее), бродяжничать, посмеяться, заниматься спортом (в основном различные виды борьбы и накачивание мышц), «расслабиться» и «побалдеть» (употребляя курение, алкоголь, наркотики, токсичные вещества), «бывать в компаниях, где меня никто не знает»... Сравнивая эти два перечня основных дел на досуге, нетрудно заметить различие между ними в смысле влияния этих дел и занятий на развитие потенциальных возможностей растущего человека: интеллектуальных, физических, духовно-нравственных, эмоционально-волевых... Причем решающим оказывается не только «наполненность» жизни школьника многообразными видами деятельности, но и их гармоничная взаимосвязь. В-третьих, любая деятельность школьников будет воспитывающей, если в ходе воспитательного процесса постепенно целенаправленно формируется ценностное отношение растущего человека ко всему, что бы он ни делал. Как уже было сказано выше, с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Критерием оценки здесь становится самооценка школьником себя в деятельности и своих отношений с окружающим миром. Иллюстрацией этим идеям может служить стихотворение школьника В. Орлова:
Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой. С птицей возле тополька Воду пью из родника. Где-то дома у метро -Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. И наконец, в-четвертых, воспитывающая деятельность отличается специально избранной инструментовкой, ме- 4.2. Воспитывающая деятельность тодикой и техникой организации, что обеспечивает наиболее эффективную реализацию ее воспитательного потенциала. В интенсивно организованной интеллектуально-познавательной деятельности можно воспитать и умницу, творческую личность, но можно и «буквоеда», «ходячую энциклопедию». В деятельности ценностно-ориентировочной можно сформировать и личность творческого интеллигента, живущего на высоких принципах морали, обая-тедьнейшего человека, несущего добро и красоту людям. А можно и человека, по образному выражению К.Д. Ушин-ского, превращающего «нравственность в полицию духа». Общение с,таким человеком становится тягостным и неприятным. В труде можно воспитать человека трудолюбивого и самостоятельного, оптимистичного и творческого, а можно и скрягу, жадного накопителя, формалиста-исполнителя, замученного и недовольного жизнью, окружающими и самим собой... В деятельности физкультурной — как человека, исповедующего воистину здоровый, красивый и возвышенно-духовный образ жизни, так и спортсмена-рекордсмена с подорванным здоровьем и безнравственными личностными качествами (сколько таких примеров можно привести из области спорта!). В деятельности художественной можно воспитать подлинного художника жизни, тонко понимающего искусство, живущего по законам красоты и творящего красоту вокруг себя, а можно и холодного «эстета», кичащегося своим эстетическим образованием, но на деле человека с отсутствием элементарного художественного вкуса, даже человека в обыденной жизни попирающего законы красоты. В деятельности свободного общения могут развиться как самые возвышенные, так и самые низменные потребности, склонности и интересы человека. И даже игры, как известно, могут быть разделены на высоконравственные, духовные и безнравственные и даже противоправные. Все зависит от того, каким содержанием наполнена организуемая педагогами деятельность школьников и та методика и техника, которая избирается, как правило, в рамках определенной педагогической концепции воспитания.
щую деятельность, следует помнить, что в любой деятельности можно выделить несколько уровней ее освоения детьми: знание (элементарное, на уровне понятий и представлений), как надо что-либо делать -> умение (усвоенный способ применения знаний на практике -*• навык (автоматизированное действие на основе многократных повторений) -* привычка (действия и поступки, выполнение которых стало потребностью). Специфика деятельности школьников заключается в том, что она имеет возрастную динамику; все виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны. Существенным моментом ее организации является научение, где воспитатель выступает с позиций методиста. Следовательно, в такой логике должно строиться любое воспитательное воздействие школьного педагога. Допустим, готовим пятиклассников к посещению музея, выставки, театра и т.д. Рассказываем о музее, выставке, театре и их содержании, знакомим с правилами культуры поведения в этих местах, отрабатываем в ролевой игре, на «уроке» культуры поведения, в этическом тренинге эти умения, следим за реализацией сформированных умений непосредственно в музее, при посещении выставки, в театре, в транспорте, многократно повторяя для учащихся возможность проявления этих умений, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык, закрепляются как естественная привычка культурного человека. Как писал А.С. Макаренко, человек должен поступать нравственно не потому, что сел и подумал, а потому, что у него сформирована привычка нравственного поведения. И так в любом виде деятельности, при орта-низации-любой формы воспитательной работы с детьми.
Итак, в основу разнообразных форм воспитательной работы с детьми положены различные виды воспитывающей деятельность*. Перечислим их 4.2- Воспитывающая деятельность здесь, положив в основу классификации их назначения и функции в воспитании детей. Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо интенсивно идет накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей. В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расширение познания и ценностного отношения к науке и людям, занимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. Еще В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-познавательной деятельности для духовного развития: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух». Ценностно-ориентировочная деятельность в школьном возрасте позволяет выработать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безобразное? В различных, формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых. Все это очень важно для человека школьного возраста, ибо проблема самоосознания, самопознания, выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира — наиважнейшая, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Например, Можно на свете по-разному жить: Можно ни с кем некогда не дружить, Можно животных и птиц не любить, Можно цветы не сажать, не дарить... А можно все наоборот — вот! И дружить, и любить, и сажать, и дарить, Можно на помощь друг другу прийти, Камень убрать, если он на пути. Дмитрий Р. 240______ Глава IV. Содержание воспитания в современной школе Трудовая (ее назначение — преобразование окружающей материальной действительности) и общественно полезная (имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализации личности: выбор профессии, накопление определенных духов--ных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, становление характера. . В современных условиях для растущего человека это еще и вхождение в нелегкие проблемы рыночных отношений*, приобретение умения обрести и защитить собственную жизненную позицию, познание экономических и политических основ жизни общества, развитие правовой культуры. Без этого просто невозможно. И еще. В последнее время широкий интерес стал заметен к различного рода занятиям вне сферы профессиональной деятельности --в сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн в быту и на производстве, изготовление мебели, шитье и вязание, изготовление украшений, разведение экзотических растений, содержание различных животных, садоводство и огородничество, коллекционирование... Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифицированных навыков и умений, выработки творческого отношения к труду. Общественная деятельность детей реализуется в разнообразных видах внеклассной работы: выполнение поручений в органах ученического самоуправления, в шефстве (над малышами, детскими домами и больницами, домами престарелых), шефские концерты, дарение подарков, акции милосердия и благотворительности... Суть в том, что сфера общественной деятельности — это решение общественно важных задач добровольно и бескорыстно. * В качестве пособия (начального) школьникам можно рекомендовать: Казаков А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1993; Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов / Пер. с англ. М., 1992.
4.2. Воспитывающая деятельность Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оценка и преобразование окружающей действительности (т.е. функции всех предыдущих видов деятельности), но с позиций прекрасного — безобразного. В развитии взрослеющего человека очень важно приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты. Известный художник Б.М. Йеменский, наш современник, написал книгу «Мудрость красоты» (М., 1981). В ней, в частности, есть такие мысли: «...Нельзя забывать, что предмет искусства отличен от предмета науки. Физика и математика развивают логическое мышление и репрессируют эмоции. Наука исследует предмет, искусство исследует отношение к предмету. ...В школе знания, навыки, творчество должны быть не самоцелью, а средством овладения языком искусства. Чтобы через искусство воспринимать его художественную информацию. Цель школы: 1) Развивать понимание искусства, прививать любовь к искусству, сформировать художественную культуру. 2) Выявлять учеников со способностями, чтобы в дальнейшем они могли овладеть мастерством». Физкультурно-спортивная деятельность, назначение которой - - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Что дают занятия спортом в смысле воспитательного воздействия на человека; для его ориентации на самовоспитание, самоусовершенствование? Они формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации. И.Г. Келщев, изучив автобиографии 1500 атлетов высокого класса, нашел такие для большинства мотивы*: дружеская или групповая солидарность, самосовершенствование, долженствование, подражание (кумиру), внутригрупповое соперничество, стремление к достижению высоких результатов, мотив спортивного интереса, потребность в познании... Совершенно очевидно, что при умелой инструментовке и других видов деятельности эти мотивы и развитые в Воробьев А. Тренинг интеллекта. М., 1989. С. 39—41. Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.2, Воспитывающая деятельность
процессе физкультурно-спортивной деятельности качества личности мотут проявляться и закрепляться во всей жизнедеятельности растущего человека. Есть еще один вид деятельности, значимость которого неоценима в развитии индивидуальности школьника, -это свободное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приобретенных к окончанию школы ценностей. Вот почему, организуя внеурочную деятельность, школьные педагоги заботятся о насыщении ее различными формами свободного общения, которое вбирает в себя функции всех описанных выше видов деятельности, но специфика их — в свободном выборе.
Особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс пере- __________________ дачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утверждению С.А. Шмакова, игра — это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей взрослых. Их воспоминаний П. Луксицкого о детстве Николая Гумилева: «Читал много приключенческой литературы, много играл, фантазировал, и в играх занимал ведущие роли, играл самозабвенно. Выполнял роль героя романа Буссенара — Надода Красноглазого. По «чему» ему полагалось быть «кровожадным». Но кровожадность у него никак не получалась. Однажды мальчики собрались жарить на костре пойманных карасей. В возмездие за проигрыш к какой-то игре один из товарищей предложил Коле откусить живому карасю го-' лову. Процедура не из приятных! Но он, для поддержания своей репутации «кровожадного», мужественно справился с задачей, после чего от роли Надода Красноглазого отказался». Дети играют в игрушки — своеобразный атрибут игры. Именно ценность игры, а не материальная ценность определяет истинную «стоимость» игрушки. Маленький кусочек цветного стекла преображает все вокруг, если смотреть через него на мир. Маленький светлячок ценнее любой дорогостоящей игрушки, ведь «он живой и светится». Заводной автомобиль легко меняется на удивительно красивую пуговицу. Увеличительное стекло, выменянное на дорогую авторучку, может «зажигать бумагу без спичек». Игра -- «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного и школьного возраста игра является ведущим типом деятельности»*. Она как бы пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот почему весь учебно-воспитательный процесс, а внеурочная деятельность школьников особенно должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах. Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от 1-го по 11-й класс в планы воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжет-но-ролевых, дидактических, интеллектуальных, подвижных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуляций с предметами и игрушками, игр-состязаний и др. Они могут заполнять целиком все формы воспитательной работы, а могут входить в них фрагментарно. Могут выступать как эффективная форма свободного общения педагога и детей на досуге. * Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петроского и М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 127. 244 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка всех видов деятельности. Многие формы воспитательной работы классного руководителя могут быть инструментованы как игровые: «трудовой десант», «пресс-бой», «пресс- конференция», «интеллектуальный аукцион», «музыкальный ринг», выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования — «Малые Олимпийские игры», заочное путешествие по городам (странам, в XXI век и т.п.), ролевая игра -- конференция «Ученые разных специальностей о проблеме...» (по усмотрению педагога и учащихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым телепередачам». И многие-многие другие формы воспитательной работы. К игровой инструментовке следует отнести и игровое поведение и позицию самого педагога. Вот как об этом пишет Ю.П. Азаров в книге»Искусство воспитывать» (М., 1979. С. 148—150): «Мой метод — я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкости, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что присуще моей административной роли. Далее — подбор форм обращения к детям: выбор интонации, способов общения, манеры держаться, содержание игровой роли («волшебник», «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный человек», «Комштементи-на» и тому подобное»), Любая игра, любая игровая инструментовка какого-либо дела требует знания некоторых методических правил: О Организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целевых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей); 2) решение определенных воспитательных задач (для педагога). О Обдумывание структуры игры, понимание цели должны иметь в виду логику развития игры, включение игровых предметов и людей, определенные правила игры, логическое ее завершение. О Использование конкретных приемов создания и развития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре; снятие напряженности
4.2. Воспитывающая деятельность «секретами», общими действиями («держимся за руки», «мы — зайчики»..,); определенный алгоритм игры (изменение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений); соблюдение педагогического такта («Не читать нотаций!», «Не навреди!», «С пользой для дела и для детей!»...)- О Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни.
В каждом из видов деятельности присутствует общение: с книгой (героями и автором ее), с музыкой (и композитором), с природой (во всех ее проявлениях), с другим человеком (в деятельности общественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Да и сам процесс воспитания под этим углом зрения -процесс общения педагога и воспитанника, т.е. процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успешности деловых и интимно-личностных взаимоотношений педагога и воспитанников зависит как продуктивность любого вида деятельности, так и его воспитательный потенциал. В основу взаимодействия педагога и детей рациональнее всего положить принципы совместно-разделенной деятельности, суть которой в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого (пока!) ребенка и умеющего взрослого. При этом мера участия взрослого с течением времени должна уменьшаться, а ребенка — возрастать. В практике воспитания все описанные выше виды деятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых синтезирующих формах внеурочной деятельности вообще сливаются воедино. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности школьника в воспитательном процессе. Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни
Вопросы для самопроверки и размышления 1. Почему деятельность считается основой воспитательного процес 2. Виды деятельности разнообразны. Что они дают развитию 3. Какие методические правила необходимо соблюдать педа Рекомендуемая литература Бардовская Н.В., Реан Л.А. Профессионально-педагогическая деятельность // Кн. Педагогика. М., 2001. Гл. 5. Буева Л.П. Человек; деятельность и общение. М., 1978. Игра как деятельность и метод организации школьной жизни // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. 4. 3, § 10. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1974. Коротов В.М. Развитие личности // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 74-107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Организация воспитывающей деятельности в школе. М., 1994. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994. Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001. Date: 2015-10-22; view: 533; Нарушение авторских прав |