Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как основа отбо­ра его содержания





полюбить этот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо про­тиворечии) с этим миром». Программа построена по воз­растному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -кото­рым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первокласс­ник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Че­ловека как продукт воли, деятельности, творчества са­мого человека... формирование принципов ДОБРА, ИС­ТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

АКЦЕНТ НА САМО­ВОСПИТАНИЕ

Не случайно в последние два деся­тилетия появилось множество про­грамм, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспита­ния, стимулирование самоактуализации в разнообразных

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5


 

 

4.1. Проблема содержания воспитания

видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная куль­тура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе до­полнительного образования, в клубной деятельности...). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отно­шений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го клас­са «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».

Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организу­ется не только как удовлетворение познавательной по­требности, но и целого ряда других потребностей само­развития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствова­ние личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подго­товку, методологическую основу для сознательного управ­ления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совер­шенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4. 1 Проблема содержания воспитания



 


Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»* для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уро­ках и использоваться в качестве содержательного мате­риала во внеурочной воспитательной работе с детьми.

УЧЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последнее время в связи с услож­нением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (воз­растающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религи­озных конфессий, межнациональные конфликты...) в те­ории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйствен­но-экономической целесообразности. В связи с этими про­цессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случай­но в педагогике появился термин «многокультурное вос­питание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диало­га культур» (В.С. Библер).


СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Итак, воспитание школьника проис­ходит в учебной (урочной и внеуроч­ной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятель­ности специальных субъектов воспи­тания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководи­телей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-

* Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» опи­саны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методичес­кие материалы для школьного педагога. М., 2000.

** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика»


профильных объединений... Процесс воспитания в учеб­ной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много об­щего, но тем не менее у каждого из этих видов воспита­ния есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вари­ативность содержания, заданная структура и логика обу­чения и свободное общение во внеучебной деятельнос­ти; одновозрастной или разновозрастной состав учащих­ся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Что следует понимать под содержанием воспитания? И чем
оно отличается от содержания образования?

2. Какой вывод можно сделать из краткого исторического эк­
скурса в проблему содержания воспитания: от чего и как
оно зависит?

3. Чем и каким образом определяется содержание воспитания
в современных условиях? Какие из перечисленных программ
воспитания (или других вам известных) наиболее убеди­
тельны и перспективны?

4. Как цель воспитания, его стратегические задачи определя­
ют содержание воспитания?

5. Как, на ваш взгляд, представленные программы самораз­
вития личности способствуют развитию воспитанного че­
ловека?

6. Как отражается современный характер межнациональных
отношений в теории и практике воспитания? Как разре­
шать противоречия этих отношений?

7. В чем заключается специфика воспитания на уроке и во вне­
урочной деятельности с учащимися? Как должна меняться
позиция педагога как учителя и как воспитателя?

Рекомендуемая литература

Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 45—57.

Василъцова 3.17. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

Волков Т.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Темы 4, 8.

Кабуш В. Т. Человек: программно-методические рекоменда­ции по воспитанию учащихся. Минск, 1995.

Кочетов А.И. Эксперимент по «Программе воспитательной работы в школе». Ярославль, 1994.


232______ Глава IV. Содержание воспитания^ современной школе

Крышова И. Б. Культурология образования. М., 2000. Никапдров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вари­ант. М., 1996.

Селевко Г.К, Руководство по организации самовоспитания

школьников. М., 1999.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.


С. 153-170, 180-181.

Тихомирова //.ТС Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. М., 1996.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Концепция этического воспитания школьников. М., 1998.

Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В.С. Библера. Кемерово, 1992.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.

4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики

Каждый ребенок хочет действовать.

Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении.

Вокруг — захватывающий мир для исследования.

Эти три представления являются основными для.работы с детьми.

М. и Р. Снайдер

ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как утверждали еще древние, «дела­ми обусловлен мир, они -- что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундамен­тальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечествен­ной, красной нитью проходит мысль о том, что воспита­ния в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хо­тим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора -танцевал, если токаря -- чтобы вытачивал детали, если человека доброго — надо, чтобы он творил добрые дела, художника -- чтобы рисовал, педагога -- чтобы имел практику воспитания детей...

Добро само есть дело: кто учен добру,

Сам делается добрым в силу этого —

Как и флейтист есть тот, кто флейте выучен.


 

 

4.2. Воспитывающая деятельность

Какое ремесло бы ни усвоил ты -

Не ремесло ты все же, а ремесленник.

Эпихарм

Деятельность, как известно, — фактор развития чело­века как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно раз­нообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сфе­ру различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-во­левую, поведенческо-деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, па­мять, мышление, речь), направленность личности (по­требности, интересы, склонности, убеждения, мировоз­зрение), задатки и способности, темперамент, характер... Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совер­шенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, ко­торые помогают ему оценивать все окружающее и всту­пать с ним в определенные взаимоотношения.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В психологии деятельность определя­ется как «способ существования и раз­вития человека, всесторонний про­цесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»*. Особенность деятельности человека заключа­ется в том, что она (в отличие от животных) носит со­знательный характер, связана с изготовлением, хранени­ем, использованием орудий труда (наиболее совершен­ных!); носит общественный характер.


Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -* мотив (почему?) -* действия (какие?) -» ре­зультат (предметный и ценностный, т.е. воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, на­значения организуемой разнообразной деятельности де-

Вуева Л.П. Человек; деятельность и общение. М., 1978. С. 63.


234 Глава IV, Содержание воспитания в современной школе

тей, ее педагогического смысла. Привели детей на выс­тавку (технического творчества, художников-импрессио­нистов, поделок из природного материала...) -- зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы -- с какой целью? Проводим акцию милосердия — для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или худо­жественной гимнастики — что это дает развитию ребен­ка: физическому, нравственному, эстетическому, ум­ственному?..

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СПЕЦИФИКА

Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была прониза­на многообразными видами деятель­ности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему по­зитивных отношений с окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые по­зволяют сделать деятельность детей деятельностью вос­питывающей.

Во-первых, воспитывающая деятельность предполага­ет трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий и представлений, точ­ных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного.состояния личности по отношению к явлениям и предметам окру­жающей действительности, оцениваемым с позиций ИС­ТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрица­тельное — к негативным предметам и явлениям); воздей­ствие на поведенческо-деятелъностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения.

При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмо­ции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспи-


 

 

4.2. Воспитывающая деятельность

тывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.

Во-вторых, богатство и многообразие интересов (уве­личивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе де­ятельности. Попробуем проанализировать этот тезис по результатам «включения — невключения» в те или иные виды деятельности подростков и юношей — девушек раз­ного уровня воспитанности и развития (интеллектуаль­ного и духовного).

Первая группа -- участники Всероссийской научной конференции учащихся, приехавшие в г. Обнинск с док­ладами по 35 отраслям науки, победители конкурсов в различных городах Росси. Вторая группа — подростки, со­стоящие на учете в инспекциях по делам несовершенно­летних за различные проступки и правонарушения, за безнадзорность и беспризорность, побеги из дома и бро­дяжничество. И тех и других мы попросили назвать десять любимых занятий на досуге, когда их никто не заставля­ет и не контролирует.

От первой группы школьников мы получили целую палитру дел и занятий интеллектуально-культурного ха­рактера, дел, ставших потребностью и содержанием всей жизнедеятельности: читать, заниматься техническим твор­чеством, рисовать, конструировать, ходить в походы, в театр, на выставки, в музеи, ездить на экскурсии в дру­гие города, общаться с друзьями, участвовать в различ­ных конкурсах, заниматься спортом (различные виды), играть в интеллектуальные и спортивные игры (различ­ные), в. шахматы и шашки, компьютерные игры, слушать музыку, заниматься дома по хозяйству (убираться, гото­вить еду, устраивать праздники), шить, вязать, дарить подарки, заниматься с младшими сестрами или братьями, наслаждаться природой, ухаживать за животными дома (самыми разными), выращивать цветы, сочинять стихи, писать письма, «рыться в книгах», смотреть научно-по­пулярные и познавательные передачи по телевизору, мо­делировать и конструировать и многое-многое другое.

Во второй же группе подростков мы получили такие ответы: гулять (на первом месте; на нашу просьбу пояс­нить,'что значит «гулять», получили такие разъяснения:


236 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

ходить по улице, стоять в подъезде, сидеть в беседке, «бал-деть с друзьями», «тусоваться на улице»...), поесть, спать, бездельничать, «когда меня никто не заставляет ничего делать», одеваться и краситься (в ответах девочек), «под­раться», «дурачиться», ходить на дискотеку, кататься на роликах, смотреть телевизор («видак»), слушать музыку («балдеть», «тащиться» под нее), бродяжничать, посме­яться, заниматься спортом (в основном различные виды борьбы и накачивание мышц), «расслабиться» и «побал­деть» (употребляя курение, алкоголь, наркотики, токсич­ные вещества), «бывать в компаниях, где меня никто не знает»...

Сравнивая эти два перечня основных дел на досуге, нетрудно заметить различие между ними в смысле влия­ния этих дел и занятий на развитие потенциальных воз­можностей растущего человека: интеллектуальных, фи­зических, духовно-нравственных, эмоционально-волевых... Причем решающим оказывается не только «наполнен­ность» жизни школьника многообразными видами дея­тельности, но и их гармоничная взаимосвязь.

В-третьих, любая деятельность школьников будет вос­питывающей, если в ходе воспитательного процесса по­степенно целенаправленно формируется ценностное отношение растущего человека ко всему, что бы он ни делал. Как уже было сказано выше, с позиций ИСТИ­НЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Критерием оценки здесь ста­новится самооценка школьником себя в деятельности и своих отношений с окружающим миром. Иллюстрацией этим идеям может служить стихотворение школьника В. Орлова:

Если деньги накопить, Можно многое купить — Дом, одежду и завод, Самолет и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек Родничок и тополек.

Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой. С птицей возле тополька Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят.

И наконец, в-четвертых, воспитывающая деятельность отличается специально избранной инструментовкой, ме-

 

4.2. Воспитывающая деятельность

тодикой и техникой организации, что обеспечивает наи­более эффективную реализацию ее воспитательного по­тенциала. В интенсивно организованной интеллектуально-познавательной деятельности можно воспитать и умницу, творческую личность, но можно и «буквоеда», «ходячую энциклопедию». В деятельности ценностно-ориентировоч­ной можно сформировать и личность творческого интел­лигента, живущего на высоких принципах морали, обая-тедьнейшего человека, несущего добро и красоту людям. А можно и человека, по образному выражению К.Д. Ушин-ского, превращающего «нравственность в полицию духа». Общение с,таким человеком становится тягостным и не­приятным.

В труде можно воспитать человека трудолюбивого и са­мостоятельного, оптимистичного и творческого, а мож­но и скрягу, жадного накопителя, формалиста-исполни­теля, замученного и недовольного жизнью, окружающи­ми и самим собой...

В деятельности физкультурной — как человека, испо­ведующего воистину здоровый, красивый и возвышен­но-духовный образ жизни, так и спортсмена-рекордсме­на с подорванным здоровьем и безнравственными лич­ностными качествами (сколько таких примеров можно привести из области спорта!).

В деятельности художественной можно воспитать подлин­ного художника жизни, тонко понимающего искусство, живущего по законам красоты и творящего красоту вокруг себя, а можно и холодного «эстета», кичащегося своим эс­тетическим образованием, но на деле человека с отсутствием элементарного художественного вкуса, даже человека в обы­денной жизни попирающего законы красоты.

В деятельности свободного общения могут развиться как самые возвышенные, так и самые низменные потреб­ности, склонности и интересы человека. И даже игры, как известно, могут быть разделены на высоконравствен­ные, духовные и безнравственные и даже противоправ­ные. Все зависит от того, каким содержанием наполнена организуемая педагогами деятельность школьников и та методика и техника, которая избирается, как правило, в рамках определенной педагогической концепции воспи­тания.


Глава IV. Содержание воспитания, в современной школе Преждевсего, организуявоспитываю-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ Е ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

щую деятельность, следует помнить, что в любой деятельности можно вы­делить несколько уровней ее освоения детьми: знание (элементарное, на уров­не понятий и представлений), как надо что-либо делать -> умение (усвоенный способ применения знаний на прак­тике -*• навык (автоматизированное действие на основе многократных повторений) -* привычка (действия и по­ступки, выполнение которых стало потребностью).

Специфика деятельности школьников заключается в том, что она имеет возрастную динамику; все виды дея­тельности тесно между собой взаимосвязаны. Существен­ным моментом ее организации является научение, где воспитатель выступает с позиций методиста.

Следовательно, в такой логике должно строиться лю­бое воспитательное воздействие школьного педагога. До­пустим, готовим пятиклассников к посещению музея, вы­ставки, театра и т.д. Рассказываем о музее, выставке, те­атре и их содержании, знакомим с правилами культуры поведения в этих местах, отрабатываем в ролевой игре, на «уроке» культуры поведения, в этическом тренинге эти умения, следим за реализацией сформированных умений непосредственно в музее, при посещении выставки, в те­атре, в транспорте, многократно повторяя для учащихся возможность проявления этих умений, которые постепен­но превращаются в поведенческий (осознанный!) навык, закрепляются как естественная привычка культурного че­ловека. Как писал А.С. Макаренко, человек должен по­ступать нравственно не потому, что сел и подумал, а по­тому, что у него сформирована привычка нравственного поведения. И так в любом виде деятельности, при орта-низации-любой формы воспитательной работы с детьми.

ВИДЫ ВОСПИТЫВА­ЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ, ИХ ХАРАКТЕ­РИСТИКИ
* В основе данной классификации концепция М.С. Каган, изложенная в кн.; Человеческая деятельность. М., 1974.

Итак, в основу разнообразных форм воспитательной работы с детьми по­ложены различные виды воспитываю­щей деятельность*. Перечислим их

 

 

4.2- Воспитывающая деятельность

здесь, положив в основу классификации их назначения и функции в воспитании детей.

Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо интенсив­но идет накопление знаний о мире, развитие познава­тельных способностей. В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расши­рение познания и ценностного отношения к науке и лю­дям, занимающимся ею, к собственной учебной деятель­ности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. Еще В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-позна­вательной деятельности для духовного развития: «Умствен­ные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассе­ивают мрачное настроение, постепенно облегчают, со­гревают, поднимают дух».

Ценностно-ориентировочная деятельность в школьном возрасте позволяет выработать научные, этические и эс­тетические критерии оценки жизненных явлений, сфор­мировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть исти­на? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безоб­разное?

В различных, формах внеурочной деятельности уча­щиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых. Все это очень важно для человека школьного возраста, ибо про­блема самоосознания, самопознания, выработки кри­териев оценки себя самого и окружающего мира — наи­важнейшая, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Например,

Можно на свете по-разному жить: Можно ни с кем некогда не дружить, Можно животных и птиц не любить, Можно цветы не сажать, не дарить... А можно все наоборот — вот! И дружить, и любить, и сажать, и дарить, Можно на помощь друг другу прийти, Камень убрать, если он на пути.

Дмитрий Р.


240______ Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

Трудовая (ее назначение — преобразование окружаю­щей материальной действительности) и общественно по­лезная (имеет назначение воздействия на духовную сфе­ру жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормаль­ного человека именно в школьном возрасте и выполня­ют существенную роль в процессе социализации личнос­ти: выбор профессии, накопление определенных духов--ных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, становление характера.

. В современных условиях для растущего человека это еще и вхождение в нелегкие проблемы рыночных отношений*, приобретение умения обрести и защитить собственную жизненную позицию, познание экономических и поли­тических основ жизни общества, развитие правовой куль­туры. Без этого просто невозможно.

И еще. В последнее время широкий интерес стал заме­тен к различного рода занятиям вне сферы профессио­нальной деятельности --в сфере досуга, хобби, имею­щим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн в быту и на производстве, изготовление мебели, шитье и вязание, изготовление украшений, разведение экзотичес­ких растений, содержание различных животных, садовод­ство и огородничество, коллекционирование... Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифицированных навыков и умений, выработки твор­ческого отношения к труду.

Общественная деятельность детей реализуется в разно­образных видах внеклассной работы: выполнение пору­чений в органах ученического самоуправления, в шеф­стве (над малышами, детскими домами и больницами, домами престарелых), шефские концерты, дарение по­дарков, акции милосердия и благотворительности... Суть в том, что сфера общественной деятельности — это ре­шение общественно важных задач добровольно и беско­рыстно.

* В качестве пособия (начального) школьникам можно рекомендовать: Казаков А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1993; Прикладная эко­номика: Учебное пособие для учащихся старших классов / Пер. с англ. М., 1992.


 

 

4.2. Воспитывающая деятельность

Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оцен­ка и преобразование окружающей действительности (т.е. функции всех предыдущих видов деятельности), но с по­зиций прекрасного — безобразного. В развитии взрослею­щего человека очень важно приобщение его к произве­дениям прекрасного, выработка потребности в нем, же­лание жить по законам красоты. Известный художник Б.М. Йеменский, наш современник, написал книгу «Муд­рость красоты» (М., 1981). В ней, в частности, есть такие мысли: «...Нельзя забывать, что предмет искусства отли­чен от предмета науки. Физика и математика развивают логическое мышление и репрессируют эмоции. Наука ис­следует предмет, искусство исследует отношение к пред­мету.

...В школе знания, навыки, творчество должны быть не самоцелью, а средством овладения языком искусства. Чтобы через искусство воспринимать его художественную информацию. Цель школы: 1) Развивать понимание ис­кусства, прививать любовь к искусству, сформировать художественную культуру. 2) Выявлять учеников со спо­собностями, чтобы в дальнейшем они могли овладеть мастерством».

Физкультурно-спортивная деятельность, назначение ко­торой - - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формиро­вание потребности в ней. Что дают занятия спортом в смысле воспитательного воздействия на человека; для его ориентации на самовоспитание, самоусовершенствование? Они формируют определенную психологическую направ­ленность личности на действия на основе мотивации. И.Г. Келщев, изучив автобиографии 1500 атлетов высо­кого класса, нашел такие для большинства мотивы*: дру­жеская или групповая солидарность, самосовершенствование, долженствование, подражание (кумиру), внутригрупповое со­перничество, стремление к достижению высоких результа­тов, мотив спортивного интереса, потребность в познании...

Совершенно очевидно, что при умелой инструментовке и других видов деятельности эти мотивы и развитые в

Воробьев А. Тренинг интеллекта. М., 1989. С. 39—41.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.2, Воспитывающая деятельность



 


процессе физкультурно-спортивной деятельности качества личности мотут проявляться и закрепляться во всей жиз­недеятельности растущего человека.

Есть еще один вид деятельности, значимость которого неоценима в развитии индивидуальности школьника, -это свободное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспита­ния: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близ­ких людей в зависимости от приобретенных к окончанию школы ценностей. Вот почему, организуя внеурочную де­ятельность, школьные педагоги заботятся о насыщении ее различными формами свободного общения, которое вбирает в себя функции всех описанных выше видов дея­тельности, но специфика их — в свободном выборе.

РОЛЬ И НАЗНАЧЕ­НИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ

Особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятель­ность. Игра облегчает процесс пере-

__________________ дачи социально ценных отношений:

делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утвер­ждению С.А. Шмакова, игра — это еще и сотворение соб­ственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложнос­тей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворче­ства детей взрослых.

Их воспоминаний П. Луксицкого о детстве Николая Гумилева: «Читал много приключенческой литературы, много играл, фантазировал, и в играх занимал ведущие роли, играл самозабвенно.

Выполнял роль героя романа Буссенара — Надода Крас­ноглазого. По «чему» ему полагалось быть «кровожадным». Но кровожадность у него никак не получалась. Однажды мальчики собрались жарить на костре пойманных кара­сей. В возмездие за проигрыш к какой-то игре один из товарищей предложил Коле откусить живому карасю го-'


лову. Процедура не из приятных! Но он, для поддержа­ния своей репутации «кровожадного», мужественно спра­вился с задачей, после чего от роли Надода Красногла­зого отказался».

Дети играют в игрушки — своеобразный атрибут игры. Именно ценность игры, а не материальная ценность оп­ределяет истинную «стоимость» игрушки. Маленький ку­сочек цветного стекла преображает все вокруг, если смот­реть через него на мир. Маленький светлячок ценнее лю­бой дорогостоящей игрушки, ведь «он живой и светится». Заводной автомобиль легко меняется на удивительно кра­сивую пуговицу. Увеличительное стекло, выменянное на дорогую авторучку, может «зажигать бумагу без спичек».

Игра -- «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных спо­собах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы чело­веческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и соци­альной действительности, интеллектуальное, эмоциональ­ное и нравственное развитие личности. У детей дошколь­ного и школьного возраста игра является ведущим ти­пом деятельности»*. Она как бы пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот почему весь учебно-воспитатель­ный процесс, а внеурочная деятельность школьников осо­бенно должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах.

Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от 1-го по 11-й класс в планы воспитательной работы необходи­мо вводить как можно больше игр разного типа: сюжет-но-ролевых, дидактических, интеллектуальных, подвиж­ных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуля­ций с предметами и игрушками, игр-состязаний и др. Они могут заполнять целиком все формы воспитательной ра­боты, а могут входить в них фрагментарно. Могут высту­пать как эффективная форма свободного общения педа­гога и детей на досуге.

* Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петроского и М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 127.


244 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка

всех видов деятельности. Многие формы воспитатель­ной работы классного руководителя могут быть инст­рументованы как игровые: «трудовой десант», «пресс-бой», «пресс- конференция», «интеллектуальный аук­цион», «музыкальный ринг», выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования — «Малые Олимпийские игры», заочное путешествие по городам (странам, в XXI век и т.п.), ролевая игра -- конференция «Ученые разных специ­альностей о проблеме...» (по усмотрению педагога и уча­щихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым те­лепередачам». И многие-многие другие формы воспи­тательной работы.

К игровой инструментовке следует отнести и игро­вое поведение и позицию самого педагога. Вот как об этом пишет Ю.П. Азаров в книге»Искусство воспиты­вать» (М., 1979. С. 148—150): «Мой метод — я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкос­ти, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что прису­ще моей административной роли. Далее — подбор форм обращения к детям: выбор интонации, способов обще­ния, манеры держаться, содержание игровой роли («вол­шебник», «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный человек», «Комштементи-на» и тому подобное»),

Любая игра, любая игровая инструментовка какого-либо дела требует знания некоторых методических правил: О Организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целевых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей); 2) решение определенных воспитательных за­дач (для педагога).

О Обдумывание структуры игры, понимание цели долж­ны иметь в виду логику развития игры, включение иг­ровых предметов и людей, определенные правила игры, логическое ее завершение.

О Использование конкретных приемов создания и раз­вития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре; снятие напряженности


 

 

4.2. Воспитывающая деятельность

«секретами», общими действиями («держимся за руки», «мы — зайчики»..,); определенный алгоритм игры (из­менение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений); соблюдение педагогическо­го такта («Не читать нотаций!», «Не навреди!», «С поль­зой для дела и для детей!»...)-

О Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни.

ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОС­ПИТАНИЯ

В каждом из видов деятельности при­сутствует общение: с книгой (героя­ми и автором ее), с музыкой (и ком­позитором), с природой (во всех ее проявлениях), с другим человеком (в деятельности об­щественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Да и сам процесс воспитания под этим углом зрения -процесс общения педагога и воспитанника, т.е. процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успеш­ности деловых и интимно-личностных взаимоотношений педагога и воспитанников зависит как продуктивность лю­бого вида деятельности, так и его воспитательный по­тенциал.

В основу взаимодействия педагога и детей рациональ­нее всего положить принципы совместно-разделенной де­ятельности, суть которой в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого (пока!) ребен­ка и умеющего взрослого. При этом мера участия взрос­лого с течением времени должна уменьшаться, а ребен­ка — возрастать.

В практике воспитания все описанные выше виды де­ятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг дру­гу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых синте­зирующих формах внеурочной деятельности вообще сли­ваются воедино. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообраз­ные, целесообразно инструментованные виды деятель­ности, можно воздействовать на все сферы личности де­тей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности школьника в вос­питательном процессе.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


Вопросы для самопроверки и размышления

1. Почему деятельность считается основой воспитательного процес­
са? Может ли быть деятельность во вред растущему человеку?

2. Виды деятельности разнообразны. Что они дают развитию
человека? Должны ли они быть в комплексе? Пользу ил-и
вред приносит увлеченность одним-двумя видами деятель­
ности?

3. Какие методические правила необходимо соблюдать педа­
гогу и ввести в детском учебно-воспитательном заведении,
чтобы деятельность была воспитывающей?

Рекомендуемая литература

Бардовская Н.В., Реан Л.А. Профессионально-педагогическая деятельность // Кн. Педагогика. М., 2001. Гл. 5.

Буева Л.П. Человек; деятельность и общение. М., 1978.

Игра как деятельность и метод организации школьной жиз­ни // Кн. Управление воспитательной системой школы: про­блемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999.

4. 3, § 10.

Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1974.

Коротов В.М. Развитие личности // Кн. Введение в педаго­гику. М., 1999. С. 74-107.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Организация воспитывающей деятельности в школе. М., 1994.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности че­ловека. М., 1996.

Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.







Date: 2015-10-22; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.051 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию