Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательные средства
Отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных. А. С. Макаренко
С точки зрения философской средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для уси- Глава V. Основы методики воспитания ления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа; разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы... Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, — считает Т.А. Стефа-новская, - - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности»*. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся**: О знаковые символы; О материальные средства; О способы коммуникации; О мир жизнедеятельности воспитанника; О коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; О технические средства; О культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...); О природа (живая и неживая).
Средства воспитания отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания.' Но не только. Они опосредуются выбранным методом воспитания, набором используемых педагогом приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания. Зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специ- * Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 225. ** Классификация дана в кн.: Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.
5.3. Воспитательные средства___________________________ 327 фики ученического коллектива и входящих в него групп детей, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации, возможностей и мастерства самого педагога... Так, есть профильные классы — педагогический, туристический, театральный, физико-математический, фольклорный, экологический, правовой, библиотечный... И средства воспитания разные: виды деятельности, ценности культуры, предметы обставления воспитательного процесса. При отборе средств воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции*, которыми потенциально наделен предмет или явление действительности: О функция наглядности (обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...); О функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем жизни. Например, использование афоризмов как средства: «Так хлопотно быть хорошим человеком» (Е. Шварц), «Я живу в сутки всего два часа. Когда пою» (К.И. Шульженко); О функция инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических,..
Для реализации конкретных целей и задач воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три функции одновременно. Мы уже вели разговор о пяти «точках опоры», которые позволяют выстроить особую логику воспитания. Это природа, культура, дело (которое человек делает), люди (с * Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 479. 328____________________ Глава V. Основы методики воспитания которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность. Раскроим их подробнее. Первое средство воспитания как жизненная «точка опоры» — ПРИРОДА. Человек сам прежде всего — плоть от плоти, кровь от крови — произведение ее; он — природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно — здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И, с другой стороны,, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения, в ней он.черпает силы и стимулы для творчества, она же для различных способов самоотдачи, самовыражения. Обратимся к мыслям великих (они могут пригодиться педагогу в убеждении детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете). «Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» (Зе- нон). И у М.М. Пришвина об этом же: «Солнце светит, небо голубое. Все блестит и сияет. День-то хорош, а ты каков?». Формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней общаться постоянно. «Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пейзажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам — частица природы. Природа бывает разная: дождь, ветер, бури или, наоборот; зябь, 5.3. : Воспитательные средства___________________________ 329 прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лаковщикова Лена, 9-й класс). Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школьного педагога (любого — учителя, классного руководителя, воспитателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и де~ ревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров... ...Директор школы-интерната, биолог по базовому образованию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в интересное и архиполезное дело — ежегодные длительные экспедиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек. Количество спасенных и возрожденных, их обширная география — предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя... Это очень важно: ^ для самого ребенка, и для природы, и для всего общества и Родины: «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переключаться на тишину, на природу и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, активное, психически устойчивое общество будущего...» (Д.С. Лихачев. Раздумья). Вторая «точка опоры» — КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопробно- 330____________________ Глава V. Основы методики воспитания му чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, безнравственности, заполонившей все рекламы, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства — любви и т.д.). Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Еще Платон в «Трактате о государственности» писал: «Ввиду этого воспитание в музыке* надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Мы задали современным десятиклассникам вопрос «Зачем человеку музыка?» и получили такую разнообразную палитру ответов: «помогает жить», «вселяет оптимизм», «призывает размышлять о жизни», «поддерживает, когда трудно», «позволяет отдохнуть, расслабиться», «помогает понять и решать свои проблемы», «делает жизнь яркой, эмоциональной», «ведет на добрые дела», «раскрывается характер, ум, доброта человека», «музыка — способ самовыражения и самоутверждения», «позволяет лучше понимать и видеть мир», «помогает выйти из тупика», «средство общения» и др. Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («маленькие шедевры большой музыки») в качестве музыкальных эпиграфов уроков, прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психологический настрой на предмет общения... И еще обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности. Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка — они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но... думают, переживают, мечтают. И все — о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой пти- * Примечание: имеется в виду не конкретное занятие музыкой, а «служение всем музам».
5.3. Воспитательные средства цей, которую я хочу нарисовать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Селина Оксана, 9-й класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и переживание, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других. Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что вы делаете, остановитесь!» (Наталья С.)... Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества». И танец удивителен тем, что он позволяет раскрыть себя. Танцующие владеют необычайной способностью к перевоплощению. Они могут измениться до неузнаваемости и не только благодаря костюму, прическе и макияжу, но и таланту, воле, собранности. Помимо музыкальности и определенной техники каждого отличают свой стиль, своя манера, своя индивидуальность. «В танце можно увидеть все человеческие качества исполнителя, — считает танцор-профессионал Игорь Кандрашов. — Покажи мне, как ты движешься под музыку, и я скажу, кто ты. Если человек груб, то и хореография его поверхностна». Следовательно, воспитательная работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров, а в школе — проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой в большой и малом. Хорошо сказано: «Наша разобщенность может быть соединена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчанием»*. Из кн.: Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.,.1996. С. 103. Глава V. Основы методики воспитания Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах. «Имя Пушкина будет жить вечно», — утверждает Юля Локтионова из Курской области: Это имя — веселое рвенье. Лихорадка ночного труда, Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. Это имя — бессонница весен, Увлекающая за моря, Золотая, румяная осень, Бодрый холод в конце октября. Врач-психиатр Д. Соколов создает целую отрасль детской психотерапии — сказкотерапию*: «Сказочные сценарии, повторяя друг друга, валом валятся на ребенка в исключительно нежном возрасте, сопровождая его то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение... Они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария». Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала проблема воспитания у детей (особенно подростков) неприятия, противодействия псевдокультуре, пссвдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «Детский мир»: детективы (по аналогии со взрослой серией «Черная кошка» -- «Черный котенок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные романы для детей или наряду с безусловно забавными и, может быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по "своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить». «Первое свидание для девочек» (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п. Третья «точка опоры» — ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело: Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. С. 23. 5.3. Воспитательные_средства____________________________________ 333 печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешься, почему так получается: люди одной профессии получают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо, другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить; есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?» Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в.специальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, ри'совать, заниматься спортом, слушать музыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием; но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь -- значит к каждому собственному действию подходить по принципу «Все дела — творчески, иначе — зачем?». Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей»*. Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый (или любимая). А все они должны быть у чело- См,: Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989. 334____________________ Глава V. Основы методики воспитания века. С разной степенью близости и любви. А еще приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые люди. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка, ценится общение со взрослыми -- родителями, педагогами, друзьями, родственниками. Десятиклассникам школы № 45 г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятными людьми. Люди все разные, и интересно узнать что-то новое» (Наташа С.)- «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим» (Вадим Г.). «Для меня лично общение -- это все: познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать» (Мария И.). Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «этической граммагики», в старших классах — уроков человековедения либо в воспитательной работе классного руководителя -- тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди»*. Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и школе, на местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и др. Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как'высшее че- * Методические рекомендации и содержательный материал для этих и других тем представлен в книге: Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
5.3. Воспитательные средства ловеческое чувство», литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...»*, дискуссия «Особенности юношеской любви на рубеже веков», час вопросов и ответов, лекции специалистов по сексологии, урок внеклассного чтения «Поэзия любви» (со свечами и музыкой) и другие формы воспитательной работы. И еще: очень важно проецирование высоких этико-пси-хологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель о ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а.«ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя»**. И наконец, пятая «точка опоры» — «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту7 этой идеи: «...человек — сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков). К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного — при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управ- * Замечательный пример такой литературной композиции дан в книге О.А. Казанского «Педагогика как любовь». М., 1996, приложения 2 и 3. ** Лени В. Исповедь гипнотезера. Кн. 2, М., 1994. С. 86.
Глава V. Основы методики воспитания 5.3. Воспитательные средства
лять ими в воспитательной работе). Последствия? Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже-побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности. Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека — его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спецшкол для перевоспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)... Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по проблеме здорового образа жизни есть много советов по этому поводу. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь», Новосибирск, 1996). «Из чего складывается уверенность в себе: 1. Научимся мыслить позитивно. Думать о хорошем, ждать 2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше 3. Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, 4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя. Кри
5. Не отрицайте сами и не давайте повод другим отри 6. Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается зна 7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут го Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой. Так все пять «точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату -формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
Говоря о средствах воспитания, нельзя умолчать и о новой отрасли педагогики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века развивались в теории и методике обучения и воспитания такие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокультура, детская журналистика... В настоящее время возникла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Есть попытки построения «технологий воспитания с компьютерной поддержкой»* как «технологий профессионализма», в основе которой «точный прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания * Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 624-626. Глава V. Основы методики воспитания 5.3. Воспитательные средства
с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса». Но это, видимо, дело будущего. А сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и с негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе (в школе и дома)*: например, программы «Учись», «Играй», «Отдыхай» (от 3 до 7 и от 8 до 12 лет); есть странички «Киндергарден» (с разделами «Рисунки», «Игры», «Фото», «Книжки», «Мультсериалы»...). Есть разделы специально для родителей — по организации процесса обучения ребенка, по организации досуга, обсуждение проблем воспитания и обмена опытом, статьи педагогического товара, информация о школах и других Детских учреждениях... Постепенно создается богатая видеотека (уже имеют-' ся видеофильмы по всем учебным предметам, в том числе и по новым: культурологии, этике, мировой художественной культуре...) и коллекция компакт-дисков: например, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная культура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Репетиторы», «Словари» и др. Старшеклассники активно пользуются Интернетом, изменяющим жизнь к лучшему**: существенно облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на любом расстоянии, сокращается время на переписку, представляются неограниченные возможности для досуга и образования... НО есть риск стать зависимым от ежедневного посещения Интернета. Уже появилось и соответствующее понятие «Интернет-зависимость». Сначала человеку просто нравится находиться в Интернете, затем он испытывает неодолимую тягу к нему, а еще через какое-то время компьютер вызывает у Интернет-зависимой личности стрес- * Серия статей в журнале «Детское творчество» под рубрикой «Детские ресурсы сети Интернет». ** Белобородое С., Дементьева Е. В сетях Интернета // Домашний доктор. 2000. № 12. С. 17. совое состояние, так как поглощает все ее внимание, все душевные силы, подменяет собой все привязанности, не говоря о влиянии на физическое здоровье (звон в ушах, боль в голове, болезненные ощущения в разных частях тела...). Значит, это мощное средство воспитания требует сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивным средством воспитания. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Что такое средство воспитания? Как оно связано с други 2. Какие средства, на ваш взгляд, наиболее продуктивны в 3. Каковы жизненные «точки опоры» как основа жизненной 4. Жизненные «точки опоры» педагога и воспитанника, их взаимодействие. 5. Компьютеризация, Интернет как средства воспитания: до Рекомендуемая литература Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 511, 545-554. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Маленкова Л.И. Я — человек. Школьному педагогу — о воспитании старшеклассников. М., 2002. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Гл. 19. Ч. 1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Ч. 3. Тема 5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М'., 1999. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998. Гл.8. Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Г.И. Рах и др. М., 1993. Усов Ю.Н. Медиаобразование в России. М., 1995. Щуркова Н.Е. Источники воспитания // Кн. Новое воспитание. М., 2000. Глава V. Основы методики воспитания Date: 2015-10-22; view: 380; Нарушение авторских прав |