Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания





Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу. Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умственная ясность имеет сугубо физическую основу...

П. С. Брегг

ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ; ЗДОРОВЫЙ РЕБЕ­НОК И ВОСПИТА­ТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Жизнерадостность, ощущение счас­тья, высокая продуктивность всех ви­дов деятельности школьника нераз­рывно связаны с хорошим самочув­ствием и наилучшим функциониро-


ванием всех систем организма. Воспитывать такого ребенка (подростка) легко и приятно.

Здоровый ребенок с удовольствие и радостью включает­ся во все дела. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог ус­пешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Это и возможность самоактуализации как цели воспитания.

Трудно представить-себе в числе активных и полно­ценных участников во всех «школьных мероприятиях» ре­бенка либо старшеклассника, у которого постоянно бо­лит голова (следствие самых разных отклонений в здоро­вье — гипертония, гипотония, гайморит, тонзиллит, ОРЗ и т.д.), который в постоянном нервном напряжении (бо­ится всего: «двоек», обижающих сверстников, смерти близких и своей собственной, грозы, темноты, хулига­нов и т.д.), который всегда в состоянии апатии, лености мысли, эмоциональной заторможенности...

У проблемы есть и еще одни аспект: необходимость выживания (материального и духовного), возникшая в наше нелегкое время. Отражаясь на взрослых, она ри­кошетом бьет и по детям. Обратимся к П- Бреггу: «Со­здав сильное, крепкое тело, вы сможете противостоять, всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносли­вость, запас жизненных сил и энергии — вот ваше ору­жие против стрессов и жизненных невзгод. Давайте смот­реть фактам в лицо. Ведь мы живем сег-одня в жесто­ком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым!

Самосохранение — первый закон жизни. Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормальную, приносящую радость жизнь» (из книги «Сердце»),

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вот почему мы считаем стимулиро­вание здорового образа жизни педагога и воспитанников основным направле­нием воспитательной работы шкоды, классного руководителя, учителя-пред­метника, воспитателя... Это люди поняли давно. Обратим­ся для подтверждения к мудрым мыслям.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


Н.И. Новиков: «Научайте детей ваших здравие и кре­пость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу со­вести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ

Платон в трактате о государственности писал: «Труд­но представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и му­зыка для души».

В трактовке Платона «гимнастика для тела» — не со­временные виды спорта, а путь к прекрасному, дисцип­лина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворен­ные, а слово «музыка» следует понимать не как обще­принятое музыкальное образование в узком смысле, а как служение всем музам. «Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное» (Н.К. Рерих).

ЧТО ЗНАЧИТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Все­мирной организации здравоохране­ния определяет здоровье как состояние полного физичес­кого, морального и социального благополучия, а не толь­ко отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье -это естественное состояние организма, характеризующе­еся его уравновешенностью с окружающей средой. По­нятие «образ жизни» включает физическую, психоинтел-лёктуальную и трудовую деятельность человека; двигатель­ную активность, общение и бытовые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности ра­боты, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоро­вый образ жизни».

Современные ученые считают, что слагаемыми здоро­вого образа жизни* являются: 1) оптимальный двигательный режим;

Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997.



 

2) тренировка иммунитета и закаливание;

3) оптимальное питание;

4) психо-физиологическая регуляция;

5) психо-сексуальная и половая культура;

6) рациональный режим жизни;

7) отсутствие вредных привычек;

8) высокая медицинская активность.

Связь здорового образа жизни и вос­питания просматривается на протя­жение веков. «Якуты, -- писал рус­ский академик И.Р. Тарханов в кон­це прошлого века в книге «О закаливании человеческого организма», -- натирают своих новорожденных снегом, а остяки, подобно тунгусам, погружают младенцев в снег, обливают ледяной водой и закутывают потом в оленьи шкуры».

Появление малыша на свет —- это переход от «лета» материнского организма в «зиму» нашей обычной тем­пературы: на терморегуляторную систему ребенка обру­шивается шоковое испытание. Но двигательная активность сразу приходит новорожденному на помощь: он начина­ет сучить ножками и ручками, сильно напрягается и та­ким образом успешно восстанавливает равновесие между новой средой обитания и собой. Не здесь ли зачатки спо­собности адаптации к природной и социальной среде.

А.С. Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее — с приема ледяных ванн. Потом брался за пис­толет -- 100 выстрелов, тренирующих руку и глазомер. Верховая езда и прогулки с палкой весом в 9 футов по­могали поддерживать высокий жизненный уровень. Из­вестно также, что он отлично фехтовал, интересовался английским боксом...

В кабинете Льва Толстого в Хамовниках лежат гантели, как две капли воды похожие на те, с которыми занима­ются спортсмены-тяжелоатлеты. В 60 лет он совершил пе­шее путешествие из Москвы в Ясную Поляну, пройдя 200 километров за 6 дней. В 70 лет одолевал в беге на коньках гостившую у него в Ясной Поляне столичную молодежь. Лев Толстой был поклонником (одним из первых) рус­ского велосипедизма и большим ценителем верховой езды...

 



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


Юрий Власов — самый знаменитый в мире штангист -был болен. Отнимались ноги — сказалась травма позво­ночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки — страшные головные боли. При­ближалась гибель. Его спасли воля, любовь к жизни и фи­зические упражнения...

А В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ...

Обратимся к образу жизни современ­ной школы с позиций педагогов и детей. Только лишь отдельными штри­хами обозначим проблемы для думающего читателя. «Дви­жение есть жизнь» — а как с этим у педагогов и их вос­питанников? «Здоровое тело» и «здоровый дух» --- не так ли? Радость интеллектуального труда — всегда ли ра­дость и творчество? Общение — роскошь: всегда ли так в отношениях «учитель о ученик»? Комфортные условия для физического, духовного и интеллектуального разви­тия — комфортно ли в школьных классах и коридорах? А в учительской? Рациональное, сбалансированное здоро­вое питание — основа жизни и здоровья — так ли в шко­ле? А как с платоновской «гимнастикой для тела» и «му­зыкой для души» у педагогов и их воспитанников? С дет­ства на словах знакомо: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» — друзья ли? А природа: лес, речка, поля с их разнотравьем, небо с кораблями облаков или ноч­ное, с луной и звездами, -- доступны ли городскому школьнику? А уникальность индивидуальности, неповто­римость «Я» педагога и школьника — высвечена ли в ус­ловиях массового обучения? А потребительство, зацик-ленность на материальном в ущерб духовному в нашем неспокойном обществе? А как со свободой развивающейся личности ребенка? Свободой познания, эксперимента, опыта, выбора -- все равно чего: одежды, еды, друзей, времяпрепровождения, занятий, учителей и т.д.? Как крик души опубликованное в журнале «Миша» сочинение ре­бенка: «Когда у меня будут дети, осенью каждому ребен­ку я разрешу заходить в любую лужу, а сам стану захо­дить в самую глубокую — ведь я их папа; зимой каждому ребенку я позволю забираться на снежный сугроб, но на самый высокий заберусь сам — ведь я папа!» Серия зап­ретов -- беспокойств о здоровье, сохранении жизни,



«ради твоей же пользы...», призванная оградить ребенка от неприятностей, «отнимает его у жизни». Это уже было у Я. Корчака...

До бесконечности можно продолжать этот грустный перечень проблем, приводящих к нездоровому образу жизни как педагогов, так и детей. И как следствие — па­дение престижа учительской профессии, падение прести­жа и комфортности, жизнерадостности школьного образо­вания...

ТРИ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положе­ны три основные идеи: О Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни -- триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума. В воспи­тательном процессе это можно считать целью: само­воспитания педагога и организации воспитательного процесса с учащимися, инструментовки самовоспита­ния школьников.

О Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движе­нии к идеалам гармонии тела, духа и ума; сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением на­слаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию увлекательной, притягательной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в про­цесс саморазвития и самовоспитания. О Идеи и методика здорового образа жизни должны про­низывать всю систему воспитательной работы класс­ного руководителя (воспитателя) с классом, отдель­ными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он соприка­сается. Это поднимает воспитательный процесс (спе­циально организованный, формальный) до уровня счаст­ливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.


252______ Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4-.3. Стимулирование здорового образа жизни




 


ПРИНЦИПЫ СОЗДА­НИЯ И СТИМУЛИ­РОВАНИЯ ЗДОРО­ВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИ­ТАТЕЛЬНОМ ПРО­ЦЕССЕ

Начиная работу по созданию и стиму­лированию здорового образа жизни для самого себя и своих воспитанни­ков, педагог определяет круг принци­пов и методических правил, которым неукоснительно следует сам и приоб­щает к ним воспитанников (через иг­ру, в которой дети непроизвольно, радостно и скрупу­лезно соблюдают правила). Они могут быть таковы.

Первый принцип: «Я как наивысшая ценность». Любить себя — значит радоваться самому факту существования своей личности и быть благодарным природе за то, что живешь. Любить себя — это уважать свою Личность, ме­рой достоинства которой является любовь: к факту своей жизни; к самому процессу жизни; к красоте и добру, ко­торое есть во мне и меня окружает; к своему телу, кото­рое так прекрасно устроено; к бодрости и возвышеннос­ти моего духа; к возможностям моего интеллекта, кото­рый позволяет мне стать тем, чем хочу; к знаниям и науке; ко всему живому и к Природе вообще; к высоким произ­ведениям искусства — поэзии и прозе, музыке, танцам, архитектуре, дизайну в быту, культуре поведения... к делу, которое делаю на пределе возможных сил, испытывая при этом максимум удовлетворения — физического, духов­ного, интеллектуального...»

Второй принцип: «Другой человек, окружающие люди, абстрактный Человек (любой) и все человечество — не­преходящая ценность. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Ради­щев). Любого человека, а значит и ученика — «хороше­го» ли, «плохого» ль, -- воспринимай таким, каков он есть со всеми его достоинствами и пороками, со всеми слагаемыми его жизни, радостями и горестями, победа­ми и поражениями... Воспринимай, принимай и... вклю­чи в число своих забот, направленных на его улучшение, пробуждение в нем скрытых индивидуальных возможно­стей...»

Третьим принципом может быть: «Обстоятельства жиз­ни, окружающие меня и моих воспитанников, могут быть различными: и плохими, и хорошими (они стихийны), но своим отношением их всегда можно обратить во благо


собственного развития. В преодолении трудностей мужает и развивается тело, крепнет дух, утончается и совершен­ствуется интеллект. Любое явление жизни, предмет, че­ловек, произведение искусства, обыденная вещь... имеет и «+» и «-», однако, каждое из них можно обратить во благо для своего самоусовершенствования».

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПРОГРАММА ЗДО­РОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Есть множество примеров, как по­добная личная программа помогает человеку жить и самореализоваться. Мартин Грей^ автор книги «Сила жизни» (Варшава, 1988) прожил труд­ную, полную лишений и невзгод жизнь: был узником фашистских концлагерей, в оккупа­ции потерял родителей, а после войны — жену и четве­рых детей, погибших во время пожара. Казалось бы, пос­ле такого трудно подняться. И тем не менее М.' Грей пи­шет книгу, которая для многих людей стала путеводителем в поисках житейского счастья, опоры в жизни, если они ее потеряли, если перестали радоваться каждому дню. Вот некоторые его советы: О Прежде всего задуматься над собой, отделить желания

истинные от суетных и пустых.

О Наблюдать за людьми; учиться видеть их своеобразие. Наблюдать за миром: ежесекундно все вокруг.нас из­меняется.

О Сохранить интерес к окружающему, несмотря на то. что в каждом из нас с годами накапливается усталость, отягощает груз привычек. Это позволяет сохранить мо­лодость.

О Научиться владеть своим телом, чтобы стать самим со­бой. Проверить себя: до какой степени ваше тело вышло из-под контроля? Нельзя нашу личность, душу под­чинять отяжелевшему, ленивому телу! О Научитесь снимать напряжение: определенной позой,

движением, музыкой...

О Поверьте в себя! Недостаток веры приводит к телесным заболеваниям, уничтожает в зародыше любую иници­ативу, становится преградой на пути реализации че­ловеческих возможностей, барьером для развития, пре­градой для счастья.


254 Глава IV. Содержание воспитания ц современной школе

О Научитесь спать. Трудности с засыпанием — признак стресса, нервного напряжения и истощения, внутрен­него разлада. Помогут в этом аутотренинг и полное рас-слабление тела.

Для составления собственной программы оздоровле­ния и стимулирования этого процесса у учащихся педа­гогу необходимы знания из областей многих наук: фило­софии, психологии, анатомии и физиологии, медицины, гигиены, валеологии, педагогики, этики, эстетики, эко­логии и др. Разумеется, школьный педагог не владеет ими в полной мере. Но он может взять на вооружение оздоро­вительные системы, уже созданные специалистами.

СЛАГАЕМЫЕ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ

Каковы же слагаемые этой собствен­ной программы? Каждый человек (и педагог, и школьник) составляет и, естественно, выполняет ее сам. Но есть общие, фунда­ментальные идеи, на которых она строится: их соблюде­ние обязательно. Идеи определяют содержание деятель­ности, а также методы и приемы ее реализации. Раскроем их здесь в данной логике.

Идея первая: «Я — чудо!» Еще Ф. Рабле подметил: «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает». Значит, чтобы «состояться» как личнос­ти надо по достоинству себя оценить и в своей жизнеде­ятельности, постоянно поднимать свою самооценку.

Чтобы стимулировать себя и детей к такому самочув­ствию и восприятию окружающего мира, надо ввести вос­питательный процесс такие методические правила: О Чаще отмечать в себе и детях достоинства личности, хорошие мысли и поступки, не бояться говорить ком­плименты, ласково подчеркивать свое позитивное от­ношение к себе и к детям.

О Никогда не унижать ни себя, ни детей (наедине и при людях) излишней критикой, мелочными придирками. О Все дела (в собственной жизни и в педагогической де­ятельности) стараться делать с удовольствием, с на­слаждением, «со вкусом», даже нудные и неинтерес­ные (пример тому — исполнение классным руководи­телем своих «чиновничьих функций» — см. § 6 настоя­щей главы).


4.3, Стимулирование здорового образа жизни ______________ 255

О Будьте всегда в хорошем настроении. «Научитесь лю­бить дождь, когда он идет, темноту и жару, когда они есть. Когда вы здоровы и счастливы, погода не беспо­коит вас. Ваше настроение не подвержено барометру. Вы сами светитесь изнутри» (П.С. Брегг). Настроение должно измеряться своеобразной «шкалой внутренних ценностей».

О Никогда ни к кому и ни к чему не предъявляйте пре­тензий.

О По возможности старайтесь избегать общения с людь­ми хмурыми, пессимистичными, злыми, ворчащими... Ели такой возможности нет (например, в воспитатель­ном процессе, когда от общения не уйти, как не ухо­дит от него мать), то надо вывести собеседников на волну эмоционально-положительного общения — ра­достным сообщением, подбадриванием, развенчани­ем несостоятельности огорчений, шуткой и юмором... О И... улыбайтесь! Себе — в зеркале! Собственной внут­ренней улыбкой! Детям — дома и в школе. Коллегам! Просто незнакомым людям...

О магической силе улыбки стихотворение Тани Куз­нецовой (15 лет):

Человек пришел и улыбнулся, Незнакомый мне и мне совсем чужой, И как будто только что.проснулся, День холодный задышал весной. Вся тоска и грусть — псе улетело, Тает под лучами зимний снег, И в душе как будто потеплело -Просто улыбнулся человек.

И как итог всех этих приемов — формирование у че­ловека (и учителя, и воспитанника) собственной жизне­утверждающей, оптимистичной позиции, вера в собствен­ную значимость и потенциальные возможности; «самость» человека, когда он сам себе хозяин и все может. О таких людях обычно говорят: он источает «ауру добра». Это ли не основа педагогической позиции?

Идея вторая: «Любовь как высшее человеческое чувство» (А. Блок: «Только влюбленный имеет право на звание че­ловека»). Ко всем и всему? К себе самому: к телу, душе (внутреннему миру), уму и его возможностям! К людям



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


разного уровня отношений: маме, пале, родным, близ­ким, друзьям, коллегам, соученикам, старшим, млад­шим... А если есть «нелюбовь»? Ее можно превратить в любовь. Конечно, нужен труд души (нелегкий, но прият­ный!). Логическая цепочка тут такая: принял человека та­ким, каков он есть -> ответь себе на вопрос «Почему та­ким (малопривлекательным) стал?» -* попробуй понять -* понимание вызывает чувство жалости, желание помочь ->• чем можешь, помогаешь ~> получаешь ответную благо­дарность (словами, слезами, радостью, лучезарной улыб­кой, материальным вознаграждением —- это уже твой ус­пех, твое переживание радости) -* увеличение добрых дел в адрес твоего подопечного -» он начинает меняться в лучшую сторону -* первые проблески уважения и... люб­ви -> чем дальше опыт нравственных отношений, тем бо­лее глубокое чувство любви...

Далее, любовь к предметам, вещам, нравственным цен­ностям, книгами, картинам, природе, животным... Один из московских художников, устраивающий бесплатные выставки и не продающий своих картин (он их просто да­рит), в ответ на недоуменные вопросы окружающих все­гда говорит: «Ведь должно же быть у человека что-то не­продаваемое». «Непродаваемое» всегда означает «любимое».

.И наконец, самое сокровенное — взаимоотношение с другим полом. Половая любовь. Не будем здесь раскрывать ее суть и содержание; об этом написано много книг, и они сейчас доступны. Скажем только, что от успешности решения этой проблемы человеком (мужчиной, женщи­ной, девочкой и мальчиком — подростками) зависит его процветание, физическое состояние, духовный рост, ин­теллектуальное развитие, состояние счастья и оптимис­тичное видение мира. Что может педагог? Важно: самому разобраться и дать ученикам научное видение проблемы (рассказы, беседы, откровенные разговоры, комменти­рованное и уединенное-чтение, вечера поэзии, встречи с учеными — сексологами, психологами, медиками...). Это ориентация в ценностях, чтобы предупредить бездумный опыт, чреватый нередко печальными последствиями. Пусть знают, что любовь надо ждать, к ней надо себя готовить, ее надо беречь и бережно взращивать — когда встретишь... Учащиеся-подростки в этом нуждаются.


Идея третья: «Очищение физическое и духовное». Во всех

руководствах по здоровому образу жизни оно предвосхи­щает все оздоровительные мероприятия. Рекомендации по очищению физическому в публикациях специалистов, их предостаточно (имеется в виду очищение кишечника, печени, почек, кровеносной системы, кожи, носоглот­ки и дыхательных путей и так далее). Поэтому мы созна­тельно их опускаем, отсылая читателя к специальной ли­тературе. Мы раскроем смысл духовного очищения — это уже прерогатива педагога, его забота. Очищение духов­ное себя самого и своих воспитанников. Оно связано с понятием «катарсис», под которым подразумевается очи­щение этическое и эстетическое, оздоровляющее душу и тело, психику, внутренний мир личности посредством искусства (музыки, риторики, литературы и т.д.) через эстетические переживания. Катарсис имеет своего рода материальное проявление: интонация, речь, мимика, выражение глаз, жест и т.д., позволяющее объективно передать и увидеть внутренние переживания личности (из кн. Э.Т. Ардашировой «Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994).

Со времен античности катарсис связывали с эстетичес­кими переживаниями человека: музыкальное очищение (Пи­фагор), очищение красотой и добродетелью (Платон), очи­щение искусством, риторикой, трагическое очищение (Ари­стотель). Так, согласно Платону, «все лучшие качества че­ловеческого характера: красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом очищения». «Истина за­ключается, в сущности, в очищении себя от всего подоб­ного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедли­вость, и мужество, и само разумение очищением?» (Фе-дон). В соответствии с этим «все недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем — посредством очищения: от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней -медицина, от незнания — научение, от нравственных не­достатков очищает искусство»*. С тех уже времен катар-сическое воздействие связывалось с воспитанием личности. Обращение Платона к музыкальному катарсису мыслилось

Ис-

* Лосев А.Ф., Шгесаков В,П. История эстетических категорий. — М. кусство, 1965.

9. Заказ №1233.


I



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


как «морально-жизненная тренировка человека», соединен­ная с любовью «высокого эстетического характера», — все это «имело здесь также и вполне жизненный смысл, на­страивая человеческую психику на то или иное реальное поведение». Поэтому у Платона «воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы и то, что нехорошо по самой своей природе...»*. Но не только музыка но и поэзия, художественная проза, природа, кра­сивый человек, произведение рук человеческих, волнитель­ная встреча, яркое событие в жизни, трудное испытание... - все способствует духовному росту человека. Это ли не есть содержание воспитательной работы в школе? Конечно, оно должно быть тонко и красиво, психологически грамотно ин­струментовано.

«ДЕВЯТЬ ВРАЧЕЙ» ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Идея четвертая: «в вашем распоряже­нии «девять врачей», данных приро­дой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, ра­зум»** (П.С. Брегг).

Покажем здесь возможный вариант программы оздо­ровления педагога и детей на основе этих «девяти вра­чей», который может быть составлен педагогом в зави­симости от своих данных и предложен детям в увлекатель­ной форме, подтвержденный личным примером, может быть разработан совместно с детьми в общей жизнедея­тельности. Итак, первый доктор — солнечный свет. О По возможности чаще бывать на солнце, нежиться под

его лучами, чтобы не выглядеть бледным, чтобы кожа

была покрыта легким' загаром. О Во время отпуска (каникул) рекомендовать родителям

и детям 2—3 недели проводить на солнышке все равно

где — на юге, в средней полосе, на севере. О Есть побольше фруктов и овощей, выращенных на

солнце (хлорофилл, наполнивший их, — часть солнеч-


ной энергии): это самая богатая и полезная пиша для взрослых и детей.

О В деятельность свою и детей чаще включать образ солн­ца: рисунки, стихи, музыку, песни, описание солнца в сочинениях, оформление классного и домашнего интерьера, фотографии, картины.

О При прогулках отмечать благотворное влияние солнца на окружающий мир: растения, птиц, воду в озере и реке, лица людей, архитектурные сооружения...

О Общаясь с детьми, чаще употреблять выражения типа: «Солнышко мое...», «Ты сегодня весь светишься, как солнышко, — у тебя все хорошо», «солнечное настро­ение», «светлая радость»... Второй доктор — евежий воздух.

О Свежий воздух — это прежде всего: кислород — для организма, холодный воздух -- для закалки, нежный теплый ветерок — для ощущения радости бытия... Чаще бывать на воздухе: прогулки (с детьми и без них), ходь­ба на работу, загородные выезды в воскресенье, по­ходы — свежий воздух 24 часа в сутки...

О Дома спать с открытой форточкой (окном), зарядка -на улице, на балконе, при открытом окне...

О Одежда должна обеспечивать вентиляцию поверхнос­ти организма — быть свободной и ни в коем случае не синтетической. Принимать воздушные ванны.

О Употребление кислородных коктейлей (лечебных).

О Выработка «своего«дыхания: может быть по П.С. Бреггу (глубокое дыхание), по Г.П. Малахову (разные виды ды­хания), по К..П. Бутейко (перестройка стереотипа дыха­ния е глубокого на задержку дыхания). Обезопасить себя изучением научных данных того или иного вида дыхания.

О «Не отягощать свой организм табачищем!» (Л.Н. Тол­стой). Никогда не курить самому! Вести активную (вплоть до специальных занятий с курильщиками) антинико­тиновую пропаганду среди детей и окружающих взрос­лых. Третий доктор -- чистая вода*. Вот какую хвалебную

оду воде произнес А. Экзюпери: «Это невозможно опи-


 


* Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. (Цит. по кн.: Ардаши-рона Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994.) ** Цит. по кн.: Брегг П.С.. Системы оздоровления. М.. 1994,


* Подробно: Олетов Н.В. Водолечение. Теория и практика. Ростов на Дону. 1996: Кнейпп С. Чудесное, всем доступное и.замечательно простое подолечение. М., 1997.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


сать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни, ты -- сама жизнь!» Формы «общения» человека с водой, положенные в ос­нову программы оздоровления:

О Потребление продуктов, содержащих воду: овощи, фрук­ты, соки и т.д.

О Пить чистую (из родника, ионизированную,-серебря­ную, намагниченную, очищенную — в домашних ус­ловиях) воду: до еды за 15—30 минут, от жажды, вме­сто всяких других напитков, особенно суррогатных -сухих соков, растворимых шипучих напитков, с кон­сервантами, напитков, содержащихся в полиэтилено­вых бутылках, недоброкачественных вин, соков и т.д. О Обязательные водные процедуры (вводить постепенно): обтирание, обливание, купание в ванне и открытых водоемах, холоди сводные и снежные процедуры на све­жем воздухе, водный массаж и др.

О Ежедневно: холодные водные процедуры утром, горя­чие — вечером (для умывания, чистоты тела, согрева­ния, лечения, устранения бессонницы, с травами -для снижения напряжения дня или лечение тех или иных заболеваний...). О Ежегодно во время отпуска (каникул) -- плавание в

отрытых водоемах (соленых и пресных). О Стимулирование позитивного отношения к воде и вод­ным процедурам: картины, стихи и проза, песни, му­зыка, рисунки детей, размышление о воде. Четвертый доктор — естественное питание. По словам Виолы М. Киммел «правильный прием пищи — это на­ука и изящное искусство». «Гнев, зависть, страх, сомне­ния, беспокойство -- смертельные враги для усвоения пищи, даже самой гигиеничной. Даже порыв восхищения или любви отгоняет голод и лишает пищеварительные органы крови и энергии, необходимые для работы. От­дых, спокойствие, миролюбие — идеальные условия для всего процесса пищеварения, если хотят вести удобный, высокопроизводительный и чистый образ жизни... Ругань, ворчание, ссоры во время еды губительны для здоровья... Вершина глупости — давать пищу умственно или эмоци­онально подавленным' больным» (из книги Г. Шелтона «Основы правильного питания»). У него же есть специ-


альные правила питания, их можно использовать при со­ставлении своей программы оздоровления.

В работе классного руководителя все вопросы естествен­ного питания могут стать как предметом научно-методи­ческого осмысления (в различных формах воспитатель­ной работы с детьми, в работе с родителями), так и прак­тическим применением в совместной жизнедеятельности (в походах, поездках, прогулках, на турслетах, в буфетах театров и музеев, в школьном буфете, на классных «Огонь­ках», вечерах, праздниках, в практике дарения подарков, угощения «просто так» и т.д.).

Пятый доктор — голодание. Дель его (по П.С. Бреггу) -«привести весь организм к полному выздоровлению, са­моперестройке, самообновлению всех функций. После голодания кровообращение улучшается, жизненная сила увеличивается, пища лучше усваивается, возрастает вы­носливость и сила. После голодания сила разума так воз­растает, что он может взять полный контроль над телом. Голодание — это путь к внутренней духовной чистоте (из книги «Чудо голодания»). Методика и техника голодания описаны у многих авторов и могут быть заимствованы са­мим человеком, составляющим собственную программу оздоровления.

Шестой доктор — физические упражнения. Он много­гранен. Лечебный эффект физических упражнений давно известен и доказан: комплексное воздействие на ТЕЛО, ДУШУ, РАЗУМ. Ж.-Ж. Руссо: «Ходьба и движение спо­собствует игре" мозга и работе мысли». Такие наметки к программе педагогов и воспитанников могут быть: О Выработать для себя свой собственный комплекс утрен­ней, дневной и вечерней «зарядки» (в зависимости от возраста, индивидуальной конституции, имеющихся отклонений в развитии различных органов, времени года, режима работы и жизни, наличия условий и ма­териальной базы).

О Занятия в спортивной секции, клубе, на спортплощад­ке, участие в соревнованиях, походах и т.д. О Физические упражнения в сочетании с солнечным све­том, воздухом, водой, снегом — еженедельно (по вы­ходным). На лоне природы. О Активный (спортивно-туристский) отпуск (каникулы).



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


О Физкультминутки и паузы во время работы (в зависи­мости от рода деятельности. Опыт показывает, что на любом школьном уроке можно совмещать физкульту­ру и тему урока в течение 3—5 минут, надо только по­фантазировать. На географии зарядка «Стороны света» (ученики стоя сначала руками, потом шагами, потом головой и т.д. по команде учителя указывают на север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-восток...). В 10-м классе зарядка усложняется. Учитель говорит:»Вы на­ходитесь в стране... (например, Заир, если изучается Африка). Укажите рукой, головой, другой рукой... на­правление на Россию, ЮАР, Францию... На литера­туре — оживление нескольких строк из произведения., которое в данный момент изучается. Каждое слово уче­ники должны изобразить, сыграть... На геометрии — те­орему, на физике -- физический закон, на музыке -нотный ряд...

О Определенные сиюминутные формы и приемы подня­тия настроения, «сжигания» отрицательных эмоций и т.п. Некоторые используют ходьбу, бег, гимнастичес­кие упражнения, а также бытовые дела (стирку,.под­метание и мытье полов, перестановку мебели...). Кому что нравится.

О Подборка специальных художественно-эстетических средств для занятия физическими упражнениями (сти­хов, песен, музыки, речевок...). Это усиливает эмоци­ональное и интеллектуальное воздействие. Седьмой доктор — отдых. Для каждого он индивидуа­лен: для одних — полный покой и свобода от любой.ак­тивности, полное расслабление. Для других — смена ви­дов деятельности: умственного труда на физический, твор­ческого — на монотонный, чтения и письма — на гим­настику или танцы, сидячего образа жизни — на активное движение. Важно в составлении программы спланировать и выполнять важные моменты жизни: О Ежедневный отдых от работы: упражнения -- какие? Короткий сон -- поза и условия, время? Солнечные ванные -- где и как? Танцы -- какие и где? Водные процедуры? Прогулки?..

О Один раз в неделю — выходные (в какой форме — от­дых? Где? С кем?).


О Один раз в год — отпуск (Где? Какой? С кем?..). О Окружение себя ДОБРОМ И КРАСОТОЙ: в общении с людьми, в интерьере дома и класса, на лоне приро­ды, в собственном внешнем облике: одежда, причес--ка, физиогномическая маска...

О Цветовая гамма жизни — ее надо хорошо продумать. О Сон и его организация. (Где? Какая постель? Сколько часов? Когда? Как бороться с бессонницей?) Все это по индивидуальной программе.

Восьмой доктор — хорошая осанка: стоять прямо, хо­дить прямо, сидеть прямо, никогда не кладя ногу на ногу. Голова гордо приподнята вперед и немного вверх, жи­вот подтянут... Это не только эстетика внешнего вида, но и правильное функционирования внутренних орга­нов — головного и спинного мозга, сердца, легких, же­лудочно-кишечного тракта, позвоночника, суставов и т.д. Это и эмоциональный настрой, душевное состояние: гор­дость — «Я человек», достоинство — «Мне есть, чем гор­диться», радостный порыв — «У меня все хорошо! Я от-крыт(а) миру!» Специфика личности: «Я -- женщина», «Я — мужчина». Сейчас говорят еще и об имидже — он тоже выражается в прекрасной осанке. При такой осан­ке легче проявляются жизнелюбие, оптимизм, легкость в восприятии и перенесении трудностей. Отработанная (при систематическом упражнении) красивая осанка по­степенно отражается на формировании характера, таких его черт, как уверенность в себе, оптимизм, гордость, достоинство, чистота помыслов, воля и др. Это предмет особой заботы воспитателя — решение воспитательных задач.

Девятый доктор — разум. Что он может для организа­ции здорового образа жизни педагога и учащихся? П.С. Брегг: «Считайте Ваши мысли реальной силой, маг­нитом, обладающим способностью притягивать или от­талкивать... Положительный способ приводит к успеху, отрицательный -- к разрушению, пустоте, неудачам...» Надо культивировать в себе и учащихся положительную духовно-интеллектуальную настроенность. Не позволять отрицательным мыслям взять верх в разуме-. В практичес­кой деятельности педагога это претворяется в его конк­ретной воспитательной работе и в плане отношенческом.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


О Через разнообразные формы интеллектуально-позна­вательной деятельности расширять поле мыслительной деятельности учащихся во внеурочное время, форми­ровать эмоционально-положительное отношение к про­цессу интеллектуального труда, учению, людям науки, учителям.

О В процессе внеклассной работы овладевать вместе с учащимися научной организацией интеллектуального труда (как читать, как писать, как конспектировать и делать выписки, как составить план, как слушать лек­ции, как подготовить себя к докладу и т.д.). О Ежедневно, ежечасно, ежеминутно загружать свой ум увлекательной интеллектуальной работой (кроссворды, викторины, занимательные задачи, игры в слова и цифры и т.д., математические, лингвистические, фи­зические... головоломки, внезапные вопросы «Что? Где? Когда? Почему?» и т.п.).

О Взять за правило, общаясь повседневно с детьми, удив­ляться перед совершенством мира природы и мира че­ловека, буддировать мысль учеников вопросами, загад­ками бытия, жизненными парадоксами, поисками раз­гадок...

О Выработать для себя формы позитивной оценки себя и ученика думающего: восторг, похвала, поощрение, награда... По возможности, снять довлеющую нега­тивную школьную отметку на уроках и особенно вне урока.

О Избавление себя и детей от «мысленных шлаков» (у Г.П. Малахова).

Могут быть придуманы и другие формы упражнения и развития ума, собственного и учеников.

И как итог беглого экскурса в возможности «девяти докторов» уместно задать вопрос: какова роль педагога? Думается, ответ таков: инструментовать сквозь призму их возможностей всю систему воспитательной работы с клас­сом: походы, экскурсии, ночевки у костра, философс­кое осмысление жизни, спортивные занятия и состяза­ния, сбалансированное питание во время походов и по­ездок, классных «Огоньков» и праздников, дней рождения и т.д. Все — под присмотром «девяти докторов». Ненавяз­чиво! Радостно и весело! Убедительно!


 

ЗАБОТА О ЗДОРО­ВЬЕ ПСИХИЧЕСКОМ - ОСОБАЯ

Идея пятая: забота о психическом здо­ровье, что особенно важно для рабо­ты педагога (множество психогенных факторов) и развивающейся, нео­крепшей еще психики учащихся. Цели этой части про­граммы оздоровления многообразны и многомерны: это и «накопление нервной силы» (П.С. Брегг), и поднятие настроения, и расслабление в ходе и в конце трудного рабочего дня или тяжелых встреч с неприятными людь­ми. Это и профилактика нервных срывов, состояний и заболеваний: нервное напряжение, стресс, нервное ис­тощение, депрессия. Это и нейтрализация проявления признаков нервно-психических заболеваний (если они имеются): истерия, неврастения, шизофрения и другие. Это и преодоление недоразвитости психики (у подрост­ков). И многие другие явления.

Так вот, в программу могут входить самые различные меры. Например, такие:

О меры избавления от чрезмерных напряжений в повсед­невной жизни (ограничение работы, чередование ее с отдыхом, нахождение интереса в работе и в повсед­невных делах, умение ставить лишь достижимые зада­чи, не придавать значение житейским мелочам и не­удачам, одоление привычки «зацикливаться» и др.; О освоение специальных мер снятия эмоционального на­пряжения и регулярное их употребление: расслабляю­щая, медитативная музыка, местный или общий мас­саж, чтение хороших книг, прогулки на природе, ти­хое пение задушевных мелодий, физические упражне­ния, танцы, смехотерапия, ритмичный режим питания и употребление специальных продуктов; О выработка позитивного отношения к негативным жиз­ненным событиям как к испытаниям, как к возмож­ности укрепить свою волю, мужество, оптимистич-ность, как к возможности приобретения жизненного опыта;

О общение с людьми добрыми, жизнерадостными, оп­тимистичными, мудрыми... избежание общения со злы­ми, непорядочными, глупыми и т.д.; О выработка тактики выхода из конфликтов; могут быть использованы такие приемы: компромисс, уступка,



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


умение рассмотреть ситуацию глазами «противника» и «войти в его положение», конструктивный диалог, шутка, специальные фразы для выхода из заведомо неперспективного спора типа: «Вы, может быть и пра­вы, но я не буду спорить с вами сейчас»;

О окружение себя красотой, радостными мелочами быта; использование косметики, бижутерии, новых элемен­тов одежды и интерьера; оборудование и оформление своего спального места, уголка для работы и для от­дыха...;

О выработка для себя системы мер для снятия сиюминут­ного гнева, раздражения, потрясения: определенные фи­зические упражнения, счет, проговаривание каких-то слов, специальные музыкальные произведения и т.д.;

О определение своих «страхов» (боязнь одиночества, смер­ти, потери близких, угасания любви, неуспехов в пе­дагогической деятельности, трудных учеников и др.), изучение научной литературы по проблеме, составле­ние разумной программы тренинга для снятия страха;

О культура секса (об этом надо прочитать специальную литературу и выбрать для себя оптимальное, чтобы это позитивно сказалось на душевном состоянии).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОЗДОРОВЛЕ­НИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Идея шестая: специальные меры для больных людей. Но меры не конкрет­ные (это дело медиков и валеологов), а общие, которые по силам педагогу и его воспитанникам. Они касаются общих положений отношения к болезни и к себе само­му, желающему быть здоровым.

О причинах болезней. В трудах Чэн-Яна, жившего в XII ве­ке в Китае, приведены три основные группы причин бо­лезней:

О внутренние причины: так называемые «семь настрое­ний» — чрезмерная радость, большое горе, гнев, страх, тоска, любовь и желание; О внешние причины: так называемые «шесть чересчур» -

ветер, холод, зной, сырость, сухость, огонь; О нейтральные причины: причины, воздействующие из­вне и изнутри, главным образом нарушения питания и отравления.


Можно утверждать, что эти причины не потеряли ак­туальности и на сегодняшний день. На основе самоана­лиза можно установить причины «своих» болезней и их устранять, чтобы предотвратить и даже излечить болезнь. Человек САМ творец своего здоровья. «Человеческий организм обладает способностью к самовосстановлению»*. Простейший пример: когда соринка попадает в глаз, слезы независимо от нашей воли тут же вымывают ее. Повреж­денная кожа восстанавливается за несколько дней... Над этим люди задумывались давно. Врачами Древнего Вос­тока болезнь рассматривалась всегда как результат взаи­мосвязи вредных воздействий и защитных сил организма. Считалось, что основным противником болезней и сред­ством их лечения является правильный образ жизни. В слу­чаях же «прорыва» защитных сил организма устраняется причина... с помощью самого пациента и при его актив­ном участии. Отсюда правила:

О Необходимо осознание, что человек — целостная сис­тема (а не набор органов — здоровых и больных), ко­торая состоит не только из тела, но и души, т.е. эмо­ций, психики, интеллекта.

О Внутренне соберитесь, настройтесь на полное выздо­ровление и омоложение. Успех сопутствует тому, чье сознание настроено на его достижение. Исключите сло­во «болезнь» из своего сознания. Как можно чаще мыс­ленно и вслух повторяйте себе: «Я здоров. Я счастлив... Я молод... Я неуязвим... Я всемогущ». Английские медики утверждают, что в 90 случаях из 100 мы болеем внушенными нами болезнями. Каждый из нас листал медицинские справочники, журналы, статьи и находил симптомы описанных в них заболеваний. О Избегайте влияние нытиков, сочувствующих, прояв­ляющих жалость, словесное сострадание; убедите ок­ружающих, что вы- справитесь сами. Воздействие на физическое тело заключено в одном слове — закаливание (на основе воздействия «девяти вра­чей» П.С. Брегга).

* Материалы из книги: Норбсков А/., Фомина Л. Дорога б молодость и здоровье. Практическое руководство лля мужчин и женщин. М., 1995. С. 10-15.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.3. Стимулирование здорового образа жизни



 


О Для диагностики и лечения серьезных заболеваний ис­пользовать медицинские учреждения (если без этого не обойтись).

О Практически от всех болезней имеются рецепты на­родной медицины*, они безвредны и приносят мак­симум пользы; необходимо составить свой домашний лечебник, создать свою домашнюю аптечку.

МЕТОДИКИ САМО­ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Идея седьмая — ознакомление педа­гога и учащихся с методами, спосо­бами и конкретными приемами оздо­ровления и здорового образа жизни. Эта идея близко со­прикасается с нашей основной педагогической идеей: процесс воспитания должен быть инструментован как процесс самовоспитания. Здесь же мы назовем конкрет­ные способы, которые помогут человеку, исповедующе­му здоровый образ жизни, в его самопознании, самоконт­роле и самосовершенствовании.

О Созерцание — ориентация, внутреннее обсуждение сво­его положения в отношении к окружающей среде, к определенным людям, вещам, знаниям, принципам. Оно приводит все системы организма в равновесие. Вечернее (итог дня) и утренние (перспектива дня). Ежемесячное, годовое, при переходе от одного жиз­ненного этапа к другому... Оно дает возможность це­ленаправленно И СПОКОЙНО ИДТИ-ПО ЖИЗНИ. О Рефлексия -- внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собствен­ных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Созерцанию и рефлексии надо учиться, упражняться, тогда они становятся неотъем­лемой чертой саморазвивающейся личности. О Релаксация — расслабление, снятие психического на­пряжения, стрессовых нагрузок, достижения состоя­ния покоя, расслабленности после сильных пережи­ваний. Средства самые разнообразные, их человек мо­жет избрать сам: музыка (определенная), чтение сти­хов, пение, прогулки на природе, отдых у моря...

* См.: Синяков И.Ф. Рецепты народной медицины. М., 1995; Лечение без лекарств: домашние средства, Нью-Йорк; Монреаль; Москва, 2001.


Главное — выявить их для себя и систематически ис­пользовать.

О Аутогенная тренировка -- метод психической саморе­гуляции, самонастройки психики, основанный на ис­пользовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологи­ческими процессами своего организма. О Массаж — самый старый и самый простой способ ле­чения, поднятия настроения как больного человека, так и здорового, основанный на внутреннем убежде­нии «Я призван помочь». Хороший массаж оказывает действие на всех уровнях. На уровне физическом — рас­слабляет и размягчает мышцы, регулирует венозный кровоток, повышает уровень гемоглобина, ускоряет лимфоток, растягивает внутрисуставные связки, воз­действует на основной обмен... На уровне психичес­ком — освобождает от стресса и тоски, помогает рас­слабиться, способствует осознанию своего тела как единого целого, придает оптимизм и уверенность, воз­буждает активность не только физическую и психичес­кую, но и интеллектуальную... Этому надо учиться са­мому и учить детей.

И еще в практике оздоровления широко используются приемы, начинающиеся с корня САМО: -анализ, -изу­чение, -познание, -критика, -тренинг, -гипноз, -защи­та, -развитие, -исцеление, -организация, -настрой, -ог­раничение, -одобрение. Технике этих САМО- надо обу­чаться самому и обучать детей как на специальных заня­тиях, так и повседневно в практике общения с ними.

Органично включенная в систему учебно-воспитатель­ного процесса личностно-ориентированная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников позво­ляет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши
представления о них? Как они формировались на протяже­
нии вашей жизни?

2. Идеи здорового образа жизни и система обучения и воспи­
тания в современной школе: дайте критической анализ?



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


3. Как организовать воспитательный процесс в школе соглас­
но идеям и принципам здорового образа жизни?

4. Какую реальную лепту может внести школьный педагог в
развитие и оздоровление ребенка (подростка): здорового,
имеющего отклонение в развитии и здоровье?

5. Как стимулировать деятельность учащихся по составлению
личной программы здорового образа жизни и целенаправ­
ленную работу по ней?

6. Методика самоактуализации педагога с помощью личной
программы здорового образа жизни.

Рекомендуемая литература

Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М., 1979. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997.

Брегг П.С. Формула совершенства. М.. 1996. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви­тии. М., 1973.

Валеология в школе: пособие для директора / Под. ред. Е.И. Тороховой и Т.И. Широковой. М., 1999.

Долинскый Г. Здоровье и образование. Педагогические про­блемы валеологии. СПб., 1997.

. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 1999. Жуховицкий Л.М. Помоги своей судьбе. М., 1989. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1995. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. СПб., 1997.

Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. СПб.. 1997. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1997. Лечение без лекарств: домашние средства. Нью-Йорк; Мон­реаль; М., 2001.

Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. СПб., 1995.

Педагогика здоровья. М., 1991.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учи­теля и классного руководителя. М., 2000.

Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом бла­гополучии школьников. СПб., 1997.

Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенно­сти в себе. Ч. 3 «Полюбить себя». М., 1999.

Готенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоро­вья. М., 1993.


Системы оздоровления П.С. Брсгга. М., 1994.

Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997.

Торохова Е.И. Валеология. Словарь. М., 1999.

Холт Д. Причины детских неудач. СПб., 1996.

Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ре­бенку. М., 1996.

4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения

Замечательная наука! Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстояния между звездами, нет в мире ничего, ч-ю не поддалось бы твоим измерениям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, ка­кая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?

Сенека

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

М. Моптснь

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕРОБУЧЕН ИЯ

Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер. За школьную жизнь человек проводит примерно через 10 000 уроков — разных: по предмету изучения и области знания, по содержанию и методике, по характеру взаи­моотношений с учителем и одноклассниками Урок — это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщен­ная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...

В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной


272_____ Глава IV. Содержание_воспитания в современной школе

позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание...) и личность учителя. В процессе обучения развивается цен­ностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллигентности, к возможностям и ценности образо­вания, формируются потребность и навыки самообразо­вания... Происходит решение задач всестороннего разви­тия -- умственного, нравственного, эстетического, пра­вового, экологического, физического...

Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, к своей работе...), его нравственна кредо, эстетическая вы­разительность, общая культура, педагогическое мастерство и педагогический такт Воспитывает психологический кли­мат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже пред­метный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия...

По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педаго­ги давно, и на протяжении веков в истории педагогики сложился один из основных подходов, именуемый прин­ципом воспитывающего обучения.

Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслите­лей прошлого:

«Воспитание — дело совести, образование — дело на­уки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго).

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя вос­питывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче зна­ний и развитию рассудка, но и духовному, нравственно­му развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшед­шего» (Д.И. Менделеев).

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешколь­ной работе) обеспечивается спецификой воспитывающе-


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения

го обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, ис­пользуемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учи­тель о ученик» в процессе обучения.

Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на от­ношении человека к учебе, но и на искаженном отноше­нии к жизни, на формировании негативных качеств лич­ности, влияя на жизненную позицию человека в целом.

Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жиз­ненный тонус воспитанника, хотя внешне это- может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкну­тости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообраз­ных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и по­этому она всегда в большей или меньшей степени опас­на. У отличника может быть другая тенденция внеколлек-тивной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика — однообразие и сероватый ток жиз­ни, которые они трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях»*.

Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением: 1. Воспитание шире и сложнее обу­чения, ибо оно: О предшествует обучению;

О осуществляется и в процессе обучения, и в любой дру­гой внеурочной деятельности;

О продолжается и после окончания человеком система­тического обучения;

О происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедея­тельности человека.

 
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ <ПО СРАВНЕНИЮ С ОБУЧЕНИЕМ)
Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1951. Т. 5.

 



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке
как результаты обучения.

3. Процесс воспитания -- многофакторный, в этом его
сложность. В обучении же успешность определяется в
основном учителем.

4. Воспитание не имеет строгих, четких организацион­
ных форм, как обучение.

5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в
формировании отношений растущего человека к ок­
ружающему миру (и даже обучение).

6. Воспитание создает необходимые условия для разви­
тия человека, влияя на его сознание, эмоционально-
волевую 'Сферу и на поведение (все виды деятельнос­
ти, одним из которых является интеллектуально-по­
знавательная деятельность).

НОВОЕ В СОВРЕ­МЕННОМ ОБРАЗО­ВАНИИ

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образователь­ной парадигмы: предлагаются иное со­держание, иные подходы, иное пра­во, иные отношения, иная позиция в деятельности учи­теля и ученика, иной педагогический менталитет. Про­анализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*: О Содержание образования обогащается не только новыми

знаниями, но и новыми процессуальными умениями. О Традиционные способы информации (устная и пись­менная речь, теле- и радиосвязь) уступают место ком­пьютерным средствам обучения, использованию теле­коммуникационных сетей глобального масштаба. О Важнейшей составляющей становится личностно-ори-

ентированное взаимодействие учителя с учащимися. О Особая роль отводится духовному воспитанию личнос­ти, становлению нравственного облика человека. О Намечается дальнейшая интеграция образовательных

факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума. О Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

* Селевко-Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3.


а) от учения как функции запоминания к учению как
процессу умственного развития, позволяющего исполь­
зовать усвоенное;

б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний
к динамически структурированным системам умствен­
ных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен­
цированным и индивидуализированным программам
обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен-

но-волевой регуляции.

личностно- ОРИЕНТИРО ВАН­НЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИЕ

Сутью всех систем развивающего обу­чения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обу­чения*, заключающая в себе большой воспитательный потенциал, представ­ляющая собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность об­щества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержа­ние, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каж­дого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная про­грамма, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и при­способлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Осо­бенности позиции учителя -- стимулирование развития субъектного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самоценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элемен­тов учебно-воспитательного процесса, активности в са­мопознании, самоопределении, самореализации.

* См. подробнее: Якиманская И.С. Лнчносгно-ориентироеанное обуче­ние. М., 1996: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 208-2] 1.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения, В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемые*, касающие содержания образования:

О формирование у школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественно-научной, соци­альной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

О формирование экологической грамотности и экологи­ческого сознания учащихся на основе учения В.И. Вер­надского о биосфере и ноосфере;

О обращение учащихся к гуманитарным идеям образова­ния через включение в ткань предметного материала философских, аксеологических, историко-научных зна­ний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «мо­ральные качества выдающейся личности имеют воз­можно большее значение, чем чисто интеллектуальные-достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, наших замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Са­харова, Д.С. Лихачева и др.**.

Очень важным предметом заботы учителя является ин­теллектуальный фон класса, который задается учителем и «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а по неофициальным каналам — общаясь и переписываясь друг с другом».

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ

Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержа­ние, но и через методы и организа­ционные формы обучения. Так, репро­дуктивные методы обучения помогают формированию

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3.

** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я.К. Этюды об ученых.







Date: 2015-10-22; view: 669; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.125 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию