Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства скалярного произведения10. Скалярный квадрат а2 = а × а вектора а равен квадрату длины вектора: а2 = | a |2. Непосредственно следует из определения: а2 = а × а = | a |×| а |×cos = | a |2×cos 0 = | a |2 . 20. Вектор нулевой тогда и только тогда, когда его скалярный квадрат равен нулю: а = 0 Û а2 = 0. В самом деле, а = 0 Û | a | = 0 Û | a |2 = 0 Û а2 = 0. 30. Скалярное произведение векторов не зависит от порядка перемножаемых векторов: а × b = b × a. Непосредственно следует из определения: а × b = | a |×| b |×cos = | b |×| a |×cos = b × a. 40. Если a (x; y; z) и b (u; v; w) – векторы, координаты которых вычислены относительно некоторой декартовой системы координат, то а × b = x×u+y×v+z×w. По теореме косинусов для D АВС (см. рис.) имеем: | b – a |2 = | a |2+| b |2–2| a |×| b |×cos , т.е. a × b = ×{| a |2+| b |2–| b – a |2}. Если бы уже была доказана формула | c | = для вычисления длины вектора c (p; q; r) по его декартовым координатам p, q, r, то учтя, что b – a (u–x; v–y; w–z), сразу получили бы a × b = ×{x2+y2+z2+u2+v2+w2– –(u–x)2–(v–y)2–(w–z)2} = ×{2×(x×u+y×v+z×w)} =x×u+y×v+z×w, что и требовалось. Таким образом, остаётся обосновать использованную формулу для длины вектора в декартовых координатах. Лемма (о вычислении длины вектора в декартовых координатах). Пусть c (p; q; r) – вектор, координаты которого вычислены в некоторой декартовой системе координат. Тогда | c | = . Доказательство. Отложив вектор c = от начала координат, получим по теореме Пифагора: | c |2 = OM2 = OM¢ 2+MM¢ 2 = OA¢ 2+OB¢ 2+ MM¢ 2 = (p×OA)2+(q×OB)2+(r×OC)2 = = p2×12+q2×12+r2×12 = p2+q2+r2, что и требовалось. Лемма доказана. 50. Скалярное произведение векторов линейно по обоим аргументам: ( a + b )× с = a × c + b × c, a ×( b + c ) = a × b + a × c. В самом деле, записав векторы в координатах a (x; y; z), b (u; v; w), c (p; q; r) в некоторой декартовой системе координат, получим ( a + b )(x+u; y+v; z+w), ( b+c )(u+p; v+q; w+r) и по 40 ( a + b )× с =(x+u)×p+(y+v)×q+(z+w)×r = (x×p+y×q+z×r)+(u×p+v×q+w×r) = a × c + b × c, a ×( b + c ) = x×(u+p)+ +y×(v+q)+z×(w+r) = (x×u+y×v+z×w)+(x×p+y×q+z×r) = a × b + a × c, что и требовалось. 60. Скалярное произведение однородно по обоим аргументам: (l× a )× b = l×( a × b ) = a ×(l× b ). Следует из определения: например, (l× a )× b = |l× a |×| b |×cos = |l|×| a |×| b |×sg(l)×cos = = l×( a × b ), где sg(l) – знак числа l (почему cos = sg(l)×cos ?!?). 70. Если известны декартовы координаты векторов a (x; y; z) и b (u; v; w), то угол между ними можно вычислить по формуле = arccos =arc cos . 80. Два вектора a (x; y; z) и b (u; v; w), координаты которых заданы в декартовой системе координат ортогональны тогда и только тогда, когда x×u+y×v+z×w = 0. Действительно a ^ b Û a × b = 0 Û x×u+y×v+z×w = 0. Задача. Докажите, что прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 является кубом тогда и только тогда, когда углы между его длинная диагональ AC1 образует равные углы с рёбрами АА1, АВ и AD. Решение. Рассмотрим декартову систему координат, начало которой совпадает с вершиной А, а оси направлены по прилегающим к А рёбрам параллелепипеда. Если длины этих рёбер a, b, c, то A(0; 0; 0), B(a; 0; 0), D(0; b; 0), A1(0; 0; c), C1(a; b; c), (a; b; c), и условия равенства углов с осями записываются в виде равенства косинусов углов между и базисными векторами i, j, k: = = = . Ясно, что эти равенства равносильны равенству длин всех рёбер параллелепипеда.
МЕТОДИКА 21. «Действия с векторами» Структура урока: 1. Организационный момент 2. Ознакомление с целью урока 3. Проверка знаний фактического материала (формул, правил, умений) 4. Проверка умений сам-но применять знания в стандартных и измененных условиях 5. Коррекция и проверка 6. Подведение итогов. Цели:
|