Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение делимости в кольце Z и его свойства





Определение. 7.1. Целое число а делится на целое число b 0, если

q Z а = bq.

Обозначается а b и читается “ a делится на b ”, а также b | a и читается “ b делит а ”.

аделимое, bделитель, qчастное.

Используется и другое обозначение:

Свойства:

10. Отношение делимости рефлексивно на множестве ненулевых целых чисел (т.е. а Z \ {0} а а), т. к. 1 Z: а = а · 1.

20 Отношение делимости транзитивно на множестве целых чисел:

(т.е. а, b, c Z а b b c a c), т.к. (а b) q1 Z: а = bq1, кроме того, (b c) q2 Z: b= cq2 а = cq2q1 = cq2 (а c).

30 Отношение делимости не антисимметрично на множестве целых чисел, т.к. а, b Z (а b b а) [(a = b) (a = - b)].

40 Отношение делимости антисимметрично на множестве натуральных чисел (т.е. а, b N а b b а а = b), т.к. если b = a × n, a = b × m, то m, n Î N, и b = (b× m) × n = = b× (m × n), т.е. m × n = 1, и m = n = 1, а значит, а = b.

Следовательно, отношение делимости не является отношением эквивалентности, а будет отношением частичного порядка на множестве N.

50. Если a b, то для любого ненулевого целого c выполнено b.

Действительно, если a b, то b= a × q для некоторого целого q, тогда

b× c = a× (q× c), следовательно, b

60. Если a b, то (± a) b) при любой независимой друг от друга расстановке знаков у чисел a и b.

Свойство 60 является следствием свойства 50 и определения делимости.

70. Если a b1, …, bn a, то (b1 + … + bn) a.

8 0. Если b1 a, …, bn a, то для любых целых r1 , …, rn выполнено a (b1 × r1 + …+ bn × rn ) a.

Свойство 8 0 является следствием свойств 60 и 70.

Замечание 1. Запись означает, что а не делится на b.

Определение. 7.2. Целое число а делится на b Z, b 0 с остатком, если q, r Z: а = bq + r, где 0 < r < | b |, aделимое, bделитель, qнеполное частное, rостаток.

Замечание 2. Из определения следует, что остаток всегда число неотрицательное.

Примеры. Разделить с остатком а на b, если: а) при а = 53 на b= 5, получим: 53 = 5 · 10 + 3 (т.е. неполное частное q = 10, остаток r = 3).

б ) при а = -53 на b = 5, получим: -53 = 5 · (-11) + 2 (q = -11, r = 2)

в) при а= -53 на b = – 5, получим: -53 = -5 · 11 + 2.

г ) при а = 53 на b = – 5, получим: 53 = (-5) · (-10) + 3.

Теорема 7.1 (о делении с остатком). Для любых целых чисел a, b 0 однозначно определены частное q и остаток r от деления a на b т.е.

" a Î Z " b Î Z \ {0} $! q, r Î Z a = bq + r Ù 0 r < |b|).

Доказательство.

I. Покажем возможность деления.

1. Пусть a 0, b > 0. Докажем существование деления с остатком числа a на число b методом математической индукции по числу a.

a) Если a = 0, то 0 = 0 + 0 (имеем: q = 0, r = 0) и в этой ситуации возможность деления с остатком показано.

б) Пусть а > 0 и bq – наибольшее кратное числа b, которое не превосходит а, тогда bq a< b (q + 1), следовательно, 0 abq < b или 0 abq < | b |.

Положим, что аbq = r, тогда получим что, а = bq + r, где 0 r | b |.

Итак, для неотрицательных целых чисел a и b существование деления с остатком доказано.

2. Пусть a > 0, b < 0. Тогда |b| > 0 и согласно п.1 существует формула деления с остатком для положительного числа а на положительное число | b |, поэтому a = | b |× q + r, где 0 r | b |. Тогда a = b × (– q) + r – искомая формула деления с остатком а на b.

3. Пусть a < 0, b > 0, тогда (– а) > 0 и согласно п.1 (– a) = b× q + r, где 0 r < | b |. При r = 0 данная формула принимает вид: а = (– q) + 0. При r > 0 имеем a = b× (– q) – r = b× (– q – 1) + (b – r), причём 0 < b – r < b, или 0 < b – r < | b | т.е. (– q – 1), (b – r) – искомые частное и остаток соответственно.

4. Пусть a < 0, b < 0. Тогда (–b) > 0 и согласно п.3 существует формула деления с остатком для отрицательного числа а на положительное число (– b), поэтому a = (– b) × q + r, где 0 r | b | (согласно п. 3 имеем: q= (– q – 1), r = (b – r)) или a = b × (– q) + r,

II. Докажем единственность существования частного и остатка от деления а на b.

Предположим противное.

Пусть a = bq1+ r1, 0 r1<| b| и a = bq2 + r2, 0 r2< |b|. Тогда

b (q1 – q2) = (r1 – r2) < | b | (r1 – r2) b, а т. к. 0 | r1 – r2 | < | b |

(r1 – r2) = 0 (r2 = r1) b (q1 – q2) = 0, b 0 q1 = q2.

МЕТОДИКА 17. Тема урока: «Делители и кратные».

Обучающие цели: ввести понятие делителя и кратного натурального числа; отрабатывать умение находить делители и кратные данного натурального числа.

Развивающие цели: развитие мышления, совершенствование устных и письменных вычислительных навыков, развитие математической речи учащихся.

Воспитательные цели: воспитание интереса к математике, воспитание таких качеств личности как аккуратность, последовательность, настойчивость и т.д.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Date: 2015-10-18; view: 1506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию