Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как методология экономической науки





Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов, где систематизация понятий проводится на основе принципов взаимосвязи и развития.

Экономическая система рассматривается диалектикой как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, т.е. каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие при этом выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

 

В античную эпоху под диалектикой понимали науку вести споры посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. В рамках диалектики проводился анализ противоречий, возникающих при попытке объяснить и осмыслить понятия движения и множества. Поэтому диалектика воспринималась как наука о вероятных мнениях, противостоя тем самым аналитике - науке о доказательствах. Истинное бытие воспринималось античными учеными как тождественное и неизменное, вполне познаваемое методами формальной логики. Возникающее же бытие было противоречиво и требовало диалектики - побуждения души к размышлению.

Во времена средневековья противоречия и вероятностные суждения отвергались, и только в эпоху Возрождения к ним вновь возник интерес.

В 18 веке противоречие стало трактоваться как условие развития бытия и сознания. Немецкий классический идеализм, основываясь на таком понимании противоречия, выработал базовые положения диалектики, которая стала для признанного ее отца - Гегеля, - единственным принципом научного развертывания мысли изнутри, способом представления природного, исторического и духовного мира в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии с раскрытием внутренних связей этого движения и развития.

Диалектика не отвергает формальную логику, она лишь уточняет ее границы, место, роль в изучении законов и форм мышления. Можно выделить несколько особенностей диалектики по сравнению с формальной логикой:

1. Диалектика изучает отражение в законах и формах мышления процессов развития (воспринимая при этом явления как отношения), внутренних противоречий явлений, их качественного изменения.

2. Диалектика - целостная методология с органической, взаимосвязанной, развивающейся системой категорий и законов.

3. Диалектика содержит совокупность законов развития как бытия, так и познания, т.е. в законах мысли нет отвлечения от их содержания.

4. Главная категория диалектики - противоречие - движущая сила и источник всякого развития, ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития.

5. Общие логические принципы и основные методы диалектики - восхождение от абстрактного к конкретному и единство исторического логического.

6. Законы диалектики (взаимопереход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) одинаковы для природы, общества и мышления и в совокупности своей дают полную характеристику процесса развития.

 

Диалектика включает в себя достаточно развернутую систему категорий. Основными из них являются:

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Процесс возникновения различий и противоположностей включает: тождество, различие (при общей основе - свойства и тенденции не соответствуют), противоположности (полярность, антагонизм), противоречие. В познании противоречия отражаются в виде парадоксов и антиномий (апорий) Способ их разрешения - выход за их пределы, обнаружение их основы, выявление перехода одной противоположности в другую, раскрытие опосредующих звеньев этого перехода.

Отношения - определенные взаимозависимости элементов той или иной системы. Они объективны и универсальны. Могут выступать в роли свойства или признака вещей. В разных отношениях вещь выявляет разные свойства. Отношения многообразны: пространство, время, причина, следствие, часть, целое, форма, содержание, внешнее, внутреннее, - все это примеры отношений.


Связь - взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве или во времени. Бывают связи внутренние и внешние, необходимые и случайные, вероятностные, прямые и обратные, связи развития, функционирования, порождения, управления.

Свойство - внешнее выражение качества, исходный пункт познания вещи. Выражает отношение данной вещи ко всем другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство зависит не только от нее самой, но и от той вещи, с которой она соотносится или взаимодействует.

Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид

Объект - то, на что направлена познавательная или иная деятельность.

Взаимодействие субъекта и объекта осуществляется через процессы опредмечивания (субъект воплощается в объекте) и распредмечивания (объект поглощается субъектом). В экономике эти процессы принимают вид производства и потребления.

Количество - такая определенность вещи, благодаря которой ее можно разделить на однородные части. Однородность - отличительный признак количества. Различие однородных вещей возможно только количественное. Именно поэтому стоимость - воплощение однородного абстрактного труда, - не имеет качественной оценки и измеряется только количественно.

Качество - есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Это то, что делает предметы и явления устойчивыми, разграничивает их и создает бесконечное многообразие мира.

Мера - единство определенного количества и качества, она устанавливает пределы изменения количества без изменения качества.

Единичное - обособленный объект познания, выражающий относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий; присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Как единичное может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры.

Всеобщее - общие черты, присущие всем без исключения объектам данного класса (закон). Это форма существования всех особенных и единичных явлений, закономерная форма их взаимосвязи в составе конкретного целого. Различаются абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее. Абстрактно-всеобщее - это отражаемое в созерцании и представлении сходство, подобие, тождество всех чувственно-воспринимаемых явлений, одинаково свойственные каждому из них, взятому порознь. Конкретно-всеобщее - отражаемая в понятии внутренне необходимая связь (взаимообусловленность) различных и противоположных явлений, закон их перехода и превращения друг в друга, выступающие на поверхности явлений не в виде их сходства, подобия и тождества, а, наоборот, через их различие, особенность, противоположность.

Особенное - общие черты, присущие некоторым объектам, относящимся к определенному классу, т.е. особенное выражает реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и всеобщего. Таким образом, особенное выступает не просто промежуточным звеном между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках какого-либо целого. В процессе познания противоположности всеобщего и единичного снимаются, преодолеваются в категории особенное, которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное - в его единстве с общим.


Внутреннее - категория диалектики, отражающая существенную сторону предмета. Непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления.

Внешнее - отражает поверхностную, непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую действительность. Определяется внутренним. Различается как сторона предмета или процесса, отличающиеся своим местом и ролью в структуре целого.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, безотносительно к другим вещам и изменению под влиянием обстоятельств. Это главное свойство, закон вещи.

Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму обнаружения некоторой сущности. Явление выступает основой абстрактного мышления и теоретического познания.

Структура - закон связи элементов - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Содержание - определяющая сторона целого, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций.

Форма - способ существования и выражения содержания. Форма и содержание редко совпадают, обусловливая тем самым взаимное саморазвитие. В ситуации, когда подобного саморазвития не происходит, формируются так называемые превратные формы, т.е. формы, удалившиеся от собственной сущности и содержания. Например, в переходной экономике многие экономические формы не соответствуют своему содержанию: банки не распределяют денежные средства в стране, а перекачивают их за рубеж, собственность стимулирует не к эффективной деятельности, а к спекуляции и т.п.

Необходимость - осуществление и развитие сущности, обязательно происходящее в данных условиях. Внутри этого неизбежного развития - необходимо разрешающееся противоречие, которое может принимать случайные формы.

Случайность - единичные, неповторимые явления, выступающие конкретной формой осуществления необходимости в данных условиях.

Возможность - фиксация объективной тенденции развития существующих явлений, наличие условий их возникновения (или отсутствия препятствий). Существует реальная и абстрактная возможность, в зависимости от области объективных возможностей.

Действительность - объект, существующий в качестве реализации некоторой возможности. Действительность связана с возможностью причинно-следственной связью.

Целое - органическая совокупность определенных элементов и связей, свойства которого не совпадают со свойствами составляющих его частей.


Часть - отдельный элемент или связь органической целостности.

Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

По своему строению можно выделить следующие три вида целостности:

- неорганизованное целое или конгломерат, где свойства целого во многом совпадают со свойствами частей;

- организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей (например, какая-либо отрасль производства). В организованном целом выделение частей не означает еще их уничтожение, они могут существовать и самостоятельно. Хотя целое при этом может и качественно измениться.

- органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примерами такого целого являются главные самоорганизующиеся системы. Именно для таких систем характерен приоритет целого над частью - холизм.

Соотношение вышеобозначенных категорий диалектики строится на принципе восхождения от абстрактного к конкретному и включает в себя шесть уровней:

1 уровень - сфера непосредственного (категории количества, качества, меры);

2 уровень - внутреннее определение сущности (сущность, явление, противоречие);

3 уровень - развитие сущности (содержание и форма);

4 уровень - явление сущности (целое, часть, внутреннее, внешнее);

5 уровень - действительность (действительность, возможность, необходимость, случайность);

6 уровень - развивающаяся целостность (всеобщее, единичное, отрицание отрицания).

 

В качестве основных методов диалектики рассматриваются метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод единства логического и исторического.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ усвоения конкретного мышлением, его воспроизводства как духовно конкретного. Это метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении.

Категория конкретного при этом имеет два смысла. В первом - конкретное есть сама предстоящая исследованию реальность, то, что должно быть изучено. Исследователю такое конкретное дано в его опыте - непосредственном переживании и представлении - как предметно-чувственная целостность, не расчленённая ещё в теоретическом анализе. Конкретное в таком понимании - отправной пункт исследования. Непосредственно данная целостность расчленяется, из неё выделяются для специального изучения отдельные стороны и связи, а целью является получение общих абстрактных знаний. Соотносимое с таким пониманием конкретного абстрактное и беднее, и богаче конкретного: оно есть лишь сторона, момент познания чувственного многообразия, но также и проникновение в это отдельное, его закон. Во втором смысле категория конкретного характеризует степень и глубину отражения в теоретическом мышлении реальности в системе её существенных взаимосвязей. Конкретное в этом смысле - характеристика знания. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования.

Первым шагом в применении этого метода является выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении и изоляции этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей - конкретизация предмета изучения - проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета

Таким образом, конкретное - это единство во многообразии (единство свойств и отношений). Абстрактное - это извлеченное, обособленное, один из ясно очерчивающихся моментов конкретного - одностороннее и ущербное конкретное, мнимонезависимое от него.

Конкретное и абстрактное соотносятся не с реальным и мысленным, практическим и теоретическим, объективным и субъективным, единичным и общим, а с полным и неполным.

Абстракция дает определение объекта рассмотрения, предметное (хоть и неполное) определение бытия, а не предстает просто как специфическая форма его отражения в сознании, мышлении. Это единство внутреннего расчленения (выделения объекта исследования) и образа объекта в мышлении (в виде логической разработанной системы понятий и определений).

Абстрактное-конкретное - это формы движения мысли, воспроизводящей некоторое объективно расчлененное целое.

Конкретное - есть органически целое, внутренне расчлененное процессом исторического развития (так как каждое событие не проходит бесследно, оно оставляет свой уникальный след, создающий то самое многообразие конкретного).

Любое конкретное еще до процесса познания обрисовано предварительными понятиями в виде смутных абстракций.

Абстракция, выступая как один из ясно очерчивающихся моментов конкретного, позволяет обособить отдельные стороны конкретного, не сливать их в непознаваемое нечто многообразное.

Абстрактное вовсе не сущность и не общее для всего класса явлений. Она, в своем рабочем состоянии, - практически истинная абстракция, т.е. может наблюдаться эмпирически в реальности. Такой практически истинной абстракцией являются, например, деньги.

Любое абстрактное уже изначально связано с конкретным. Отсюда объяснение того, почему абстракция может определять конкретное и властвовать над ним, как это происходит, например, с властью стоимости над реальными экономическими процессами.

Метод от абстрактного к конкретному помогает воспроизвести объективно расчлененное целое без потери его жизни. Этот метод - способ научно-теоретической переработки данных созерцания и представления в понятия, способ последовательного прослеживания связи частностей (абстрактных моментов), объективно выделяющихся в составе целого, друг с другом, в результате чего происходит движение от фрагментарно отраженного целого к целому как единству частей. Это единственно возможная логическая последовательность, позволяющая отразить в движении понятий объективный процесс саморазвития объекта, его саморазличения.

В отличие от индукции, которая конкретное рассматривает как пассивное и отталкивается от неявного абстрактного, чтобы придти к явно абстрактному (замкнутый круг абстракций), данный метод имплицидно (скрытно) абстрактное воспринимает как толчок к движению к конкретному.

В отличие от анализа и синтеза этот метод позволяет сохранить связи явления, сохраняя тем самым его целостность и его жизнь. Процесс перехода от одной абстракции к другой осуществляется по связям между ними. В итоге целое познается нерасчлененным.

 

Метод единства логического и исторического - это материализация метода восхождения от абстрактного к конкретному.

При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически - с товара. В свою очередь исторический метод в конечном счете дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.

Тем ни менее единство логического и исторического достигается не всегда. Если объект относительно постоянен (как в естественных науках), не меняется с течением времени, то его история постоянна и развитие науки идет только за счет развития теории, логики, методов, более углубленного познания. Поэтому некоторые экономические школы, отмечая чрезвычайную изменчивость экономических явлений, признают только исторический подход и отрицают логический (историческая и социальная школы в Германии).

Диалектика соотношения исторического и логического достаточно сложна. Исторически исследовать явление, значит - собрать реальные исторические факты, касающиеся этого явления. Логически исследовать, значит - выстроить категориальный ряд, объясняющий это явление. Но не всегда есть возможность проследить историю объекта - о нем просто нет данных. В этом случае познание опирается на текущее состояние, на зрелое явление, на сформировавшиеся тенденции, что позволяет в снятом, неявном виде увидеть "в анатомии человека анатомию обезьяны", т.е. реконструировать по зрелому явлению историю его становления, так как любое конкретное - это единство исторических этапов своего развития, обусловивших его многообразие. Такая реконструкция позволяет на основе развивающейся целостности проследить ее историю.

Кроме того, такая реконструкция позволяет оценить значимость категорий и понятий, которые, будучи выработанными в прошлом, сохранили свою актуальность и применяются для объяснения настоящего.

История, по большому счету, может выполнять роль логики, отсеивая несущественные исторические факты и определяя некую общую линию развития.

Совпадение исторического и логического автоматически не происходит, оно - результат развития мысли, оно достигается постоянной проверкой логического историческим. Поэтому система логических понятий, соответствующих истории, выстраивается постепенно.

 

Законы диалектики определяют механизм развития, его причины и направленность как для природы, так и для общества и познания.

Так, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается.

Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Процесс развития предмета осуществляется в виде количественных и качественных изменений: количественные изменения, достигнув предела меры, нарушают ее, вызывая коренные, качественные изменения. Старое качество исчезает, и на смену ему приходит новый предмет со своей особой, качественной и количественной определенностью. Примером действия этого закона может послужить смена общественно-экономических формаций в результате роста производительных сил и изменения производственных отношений.

Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности.

Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид - это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества новое практически одномоментно, сразу. Второй вид скачка - скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. Для экономических процессов, в силу их инерционности, больше свойственен именно второй тип скачков.

 

Следующий закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей - играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество. Вместе с тем, каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тождественна самой себе, но и различна одновременно.

Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.

Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы:

1) взаимополагание противоположностей;

2) взаимопроникновение противоположностей;

3) взаимоисключение противоположностей.

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий.

Однако, эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность. С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер, поэтому развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет. Так, например, противоречие производства и потребления выступает движущей силой развития экономики как таковой.

 

Рассмотренные выше два закона органически связаны с третьим - законом отрицания отрицания, который раскрывает направление и преемственность в развитии, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания". Термин "отрицание" означает опровержение, а в более общем смысле - уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой.

Сохранение старого в новом в "снятом", т.е. преобразованном виде выражается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии научных теорий, например). В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового. Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости.

Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Развитие, таким образом, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, задавая движение вверх по спирали, а не по прямой. Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития.

Таким образом, суть закона отрицания отрицания состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Так, при выделении доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадий развития, существует определенное сходство первой и третьей стадии: комплексный, неразделенный, творческий труд, например, характерен как для доиндустриальной, так и для постиндустриальной стадий.

Следует отметить, что реальное и полноценное применение диалектики в экономических исследованиях - достаточно сложная задача. Поэтому удачное применение диалектики являлось, скорее, исключением, чем правилом. В результате, в экономической науке произошла некоторая дискредитация данного, безусловно, весьма плодотворного и адекватного экономическим процессам, метода. Современные экономисты используют лишь отдельные элементы диалектического подхода, отдавая предпочтение более ясным и четким методам позитивизма, математического моделирования и т.п. Тем ни менее, диалектический метод до сих пор востребован как в своей изначальной форме, так и в своеобразной модификации - системном подходе.







Date: 2015-10-22; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию