Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каким образом избежать презрения и ненависти





 

Обсуждая выше качества Князя, я уже сказал о самых для него важных,

поэтому остальные хочу обсудить кратко, имея в виду общее правило, что

Князь, как отчасти уже говорилось, должен стараться избегать таких дел,

которые вызвали бы к нему ненависть и презрение. Всякий раз, как он этого

избегнет. Князь сделает свое дело, а от прочих укоров никакой опасности для

него не будет. Как я говорил, ненависть к нему вызывается прежде всего

алчностью, захватом имущества подданных и жен их; от этого он должен

воздержаться. Если не трогать имущество и честь людей, то они вообще

довольны жизнью, и приходится бороться только с честолюбием немногих,

которое можно обуздать разными способами и очень легко. Князя презирают,

если считают его непостоянным, легкомысленным, изнеженным,

малодушным, нерешительным; этого Князь должен остерегаться, как

подводного камня, и надо ему умудриться сделать так, чтобы в поступках его

признавались величие, смелость, обдуманность, твердость; по частным же

делам подданных Князю надо стремиться к тому, чтобы приговор его был

нерушим, и утвердить о себе такое мнение, чтобы никто не подумал обмануть

Князя или перехитрить его.

Князь, который заставляет людей так думать о себе, пользуется очень

большим уважением, а против правителя, которым дорожат, трудно составить

заговор, и нелегко на него напасть, раз известно, что он человек выдающийся

и в почете у своих. Дело в том, что Князю должны быть страшны две

опасности: одна − изнутри, от подданных, другая − извне, от иноземных

государей. От второй защищаются хорошим оружием и хорошими союзами;

если есть хорошее оружие, всегда будут и хорошие друзья, а дела внутри

страны всегда будут устойчивы, если все благополучно вовне, лишь бы не

начались заговоры и не пошла бы из-за этого смута. Если бы даже внешние

дела и расстроились, то Князь, который управлял и жил, как мною указано, и

при том не растеряется, всегда выдержит любой натиск, подобно Набиду

Спартанскому, о чем я уже сказал. Что же касается подданных, то при

спокойствии вовне приходится опасаться, как бы они не злоумышляли тайно;

от этого Князь вполне может себя оградить, стараясь не возбуждать

ненависти и презрения и устроив дела так, чтобы народ был им доволен;

последнего надо непременно достигнуть, как подробно говорилось выше. И

одно из сильнейших средств, какое имеется у Князя против заговоров,

состоит именно в том, чтобы народ в целом не ненавидел и не презирал его.

Ведь заговорщик всегда верит, что убийством Князя он удовлетворит народ; если же он боится, что этим возмутит его, то на такое дело у него не хватит духу, потому что препятствиям для заговорщиков нет числа[19].

 

 


[1] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 55-56

[2] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 56-57.

[3] Там же. − С. 60-61.

[4] Там же. − С. 61.

[5] Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М., 1979. – С. 364-365.

[6] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 57-58.

[7] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 60-61.

[8] Там же. − С. 64.

[9] Там же. − С. 69.

[10] Там же. − С. 56.

[11] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 60-61.

[12] Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М., 1979. – С. 372-373.

[13] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 63-64.

[14] Там же. − С. 64.

[15] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 67-68.

[16] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 68-71.

 

[17] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. – С. 97-112.

 

[18] Антология мировой философии: в 2 т. Т. 2. – М., 1970. – С. 180-188, 191.

[19] Макиавелли Н. Сочинения: в 2 т. T. 1. – М. -Л., 1934. – С. 283-284, 314-315, 234-235, 288-289, 290-291.

Date: 2015-10-22; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию