Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закона перехода количественных изменений в качественные





В процессе развития количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные, а новое качество порождает новые интервалы и возможности количественных изменений. Качество, по Гегелю, это тождественная с бытием, непосредственная определенность, нечто есть, благодаря своему качеству и теряя качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Понятие качества стоит трактовать не как любое св-во, а как внутреннюю определенность предмета количество - это внешняя определенность по отношению к бытию предмета. Гегель – понятие, фиксирующее единство количественных и качественных изменений выделил категорию меры, которая придает бытию этой системы упорядоченность и завершенность. «Узловая линия мер» - выход за определенную меру соответствует появлению нового качества. (Гегель, ЭФН). Приблизительно то же самое, что различие структурных уровней природы и материальных носителей различных форм.

Закон взаимодействия противоположностей (единство и борьба противорположностей).

Выражает саму суть процесса развития, в марксизме его называли «ядром диалектики». Под диалектическими противоречиями следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, никогда не существуют в единичном виде, а представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть основанием для разрешения других, более общих системных противоречий Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Важнейший – гармоничное опосредование третьим звеном, объединяющим первые два. Важно: часто функцию опосредования играет другое диалектическое противоречие, разрешение которого способствует или препятствует разрешению основного. Существует особый класс противоречий, который Аверинцев назвал дьявольскими противоречиями. Он ввел этот термин, анализируя знаменитую дилемму Достоевского, «стоит ли всеобщая гармония человечества слезинки хотя бы только одного замученного ребенка?» -выбрать нельзя, любой односторонний выбор будет безнравственным, нужно икать или порочные условия противоречия или изменить точку зрения.

У Гегеля – это законы саморазвития понятия, в материализме – это общефилософские законы самой материальной действительности. Различие категорий Гегеля и Маркса: у Гегеля – субъективность как атрибутивная категория изначальной духовности своим всеобщим смыслом предполагает категорию целесообразности, включающую в себя полагание средства, - заведомо внешнего и безразличного субъективности каждого акта целеполагания, а значит и выступающего как его объективизация. У Маркса – субъективность есть изначально человеческая способность к внутренне мотивированной произвольной и целесообразной деятельности.

 

Понятие развития. Законы развития

Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органической системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Основные признаки развития: качественный хар-р изменений; их необратимость; направленность. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия развития. Критерий развития – комплексный. Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы. Законы развития:закон диалектического синтеза; закон перехода количества в качество; закон диалектической противоречивости. В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний. 2 типа отрицаний: деструктивное (разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации),конструктивное (система содержит в себе свое собственное отрицание, это самоотрицание). По отношению к направлениям развития конструктивные отрицания подразделяются на подтипы: существуют прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на 3 вида: отрицание-трансформация (такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура); отрицание-снятие (преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы); отрицание-синтез (достигается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии). Фихте (1762-1814): основой диалектического метода было движение от тезиса к антитезису и затем к синтезу. Выделял и связывал друг с другом три вида действия: тетическое, в котором Я полагает само себя; антитетическое, в кот. оно полагает свою противоположность – не-Я; синтетическое, в кот. обе противоположности связываются вместе. Гегель (1762-1831): установка на противоречивость и триаду. Система построена на триадичности: «бытие» и «ничто» сливаются воедино, образуя «становление», «качество» синтезируется с «количеством» в «мере», и т.п. Главное в законе отрицания отрицания – осуществление диалектического синтеза. Речь идет исключительно о содержании, о сохранении всех его компонентов, их объединении и обретении новых связей, способных обеспечить единство многообразного и развитие новой целостности. Закон диалектического синтеза интегрален. Но интегральность его в том, что он аккумулирует содержательные моменты прогрессивного развития, а его наиболее общим признаком является повтор на высшей стадии характерных черт низшей, исходной ступени развития. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Изменение качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или информационных компонентов системы. Основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов. Количество есть степень развития данного качества. Качество всегда количественно, а количество качественно. Скачок – это переход от одного качества к другому. Скачки различаются: по формам движения материипо времени их протекания (=> разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные (постепенные)) по количеству систем или подсистем, включенных в скачок (=> одинарные и комплексные (или интегральные)) по отношению к главной стороне сущности предметов (=> коренные и не-коренные) по роли в развитии (=> прогрессивные, регрессивные, одноуровневые (нейтральные по отношению к прогрессу и регрессу)). Скачки: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т.д. Развитие есть единство непрерывности и прерывности. Закон единства и борьбы противоположностей. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии (проникать и отрицать друг друга). Противоречие неотрывно от развития, движения. Диалектическое противоречие есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия: Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. Этапы в развитии противоречий: гармония дисгармония конфликт Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противоречия, вследствие чего можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Внутреннее противоречие – это такое, которое находится внутри системы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее противоречие – это противоречие м/д данной системой и другой, находящейся вне ее. Законы диалектики характеризуют развитие: закон диалектич. противоречивости – источник, импульс развития. Дает ответ на вопрос: почему совершается развитие? з-н перехода количества в качество – механизм возникновения новых качеств. Как происходит развитие? з-н диалектического синтеза – характер и форму прогрессивно направленных изменений. Каков хар-р поступательного развития?

НФЭ:

Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного состояния к другому, от старого к новому. Развитие различается в соотв. с многообразием форм существования материи (про это у Энгельса).

Изменение vs. развитие: изменение схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития - только те изменения, кот. Связаны с преобразованиями в структуре объекта. Поэтому в материальном и духовном мире, где все постоянно пребывает в сост. Движения и изменения, говорить о развитии можно только по отношению к объектам с системной организацией.

Развитие представл. Собой только КАЧЕСТВЕННОЕ изменение в структуре. Следов., это переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Развитие можно представить как ряд исторических состояний объекта, оно протекает во времени, но явл. Не Результатом хода времени, а результатом жизнедеятельности самого объекта.

Развитие может приобретать разные формы: превращения, дифференциации, подчинения одного объекта другим и т.д. На предельно высоком уровне – 2 формы – эволюция и революция, могут осуществл. И относителньо одного и того же объекта. Всякое развитие имеет направленность. Может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное – от простого к сложному (все вспомнили Спенсера).

Другая статья: развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материальноо мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В др. философии не существовало, вновое время – почти у вех, в наиболее осмысленной форме у Гегеля. Благодаря Дарвину развитие входит в естетствознание.

В феноменологии время как поступательное и линйное отходит на второй план, появляется понятие теперь. Хайдеггер: пристутствие есть свое прошлое по способу своего бытия, которое всяки раз сбывается из его будущего. – так кактегория развития оступает на втрой план даже в истории (х-но для нач. ХХв.) В физике ХХв. Развитие связывается с непрерывным расширением вселенной.

Гегель: Общие законы развития – оно носит спиралевидный характер, движет диалектические противоречия, его феноменальным обнаружением будут изменения качественных параметров вещей и процессов, которые возникают через скачки и перерывы постепенности.

Другие варианты: преформизм. Лейбниц. Все состояния заложены заранее. от кол-ва к кач-ву. Скачок после долгого накопления. катастрофы. эмерджинтизм. В ходе развития появляются эмерджентные качества. Дарвин. Современные идеи эволюции.

 

Картина мира

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Широко распространено мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).

Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное в ряде случаев(напр., в буддизме, в религиях Китая, первобытных формах религии) не содержит такого элемента, как "вера в сверхъестественное".

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.

На базе философии формируется научная картина мира (научное мировоззрение) - система представлений о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и предсказания о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

 

Date: 2015-10-22; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию