Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «дух» в философии





КФС

Сперва лирика – Бердяев считал, что рациональное определение духа невозможно, - это безнадежное предприятие для разума (а для чего мы этим занимаемся); о духе нельзя выработать понятия, но можно лишь уловить признаки духа.

Бердяев считал, что дух на земле выразим в любви, доброте, сострадании, справедливости, творчестве, свободе, долге и т.п., не в объективности, а в экзистенциальной субъективности. Дух – есть Божественный элемент в человеке; он означает постоянное трансцендирование в человеческой жизни. (Бердяев. «Философия свободного духа»).

Теперь физика: дух – это выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному.

Для ф-фов Древней Индии дух – безличное, бездеятельное, иррациональное – в целом неопределенное высшее вселенское начало – Брахман, Пуруша;с ним человек, углубляясь в свой внутренний мир, соединяется и освобождается от воплощений.

Античное понимание духа космологично, безличностно, рационалистично. Он выступает в виде Нуса – идеи идей, космической мысли мыслящей себя, перводвигателя, оформляющего темную, хаотичную материю; в виде Логоса – осмысленного слова мира, закона, устанавливающего в нем порядок и гармонию; в виде Пневмы – теплого дыхания, поддерживающего разумную жизненность космического организма. Самое возвышенное в человеке, его разум – часть мирового духа.

Представление о том, что дух есть субстанциальная первооснова действительности, определяющая бытие всего, в том числе вещественного, материального, называется спиритуализмом.

Христианское вероучение характеризуется теистическим спиритуализмом. Бог – духовный надприродный личностный абсолют, средоточие и исток блага: бытия, добра, истины, красоты, любви, свободы. Третья ипостась Божественной Троицы – Дух Святой – вездесущ, вечен, всемогущ, чудодейственен, обладает мощью животворения. К нему непосредственно обращена человеческая духовность и от него исходит вдохновение.

В философии Нового времени нарастает тенденция к пониманию духа как всеобщечеловеческого личностного начала. Она явственно проступает в немецкой классической философии, начиная с учения Канта о трансцендентальном субъекте. У Гегеля спиритуализм существенно рационализируется, перерастая в диалектический панлогизм; идея проходит стадии субъективного (личного) духа, объективного духа (право, мораль, нравственность – семья, общество, государство) и абсолютного духа (искусство, религия, философия). Саморазвитие духа есть одновременно деятельность мыслительная («самосознание Бога в человеке») и практически созидательная (возвышение в ходе мировой истории конечной сущности человека к бесконечному).

С Нового времени разворачивается линия на субъективацию духа и в русле материализма. В нем дух представляется вторичным, производным от материи, но, вместе с тем, совершенствующим действительность. Французские материалисты усматривают дух преимущественно в человеческом разуме, с помощью которого достигается согласование частных интересов с общими. Кризис классической философии ведет к пересмотру принципов прежнего толкования духа.

Позитивисты предлагают считать ненаучной саму постановку проблем материального, идеального, духовного и не исследовать их.

Марксистская философия совмещает диалектическую и материалистическую ориентации в трактовке духовного, находя его в формах общественного и личного сознания, способствующих практическому преобразованию человека и мира.

В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространяются воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации (Бергсон, Бердяев, Шестов, Ясперс, Лосский и др.).

В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося, творческого, универсального, свободного.

Философский энциклопедический словарь (ФЭС, 1989).

Духфилософское понятие, означающее нематериальное начало. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии (но лучше об этом самому не говорить – опасно, может вызвать лишние вопросы). Утверждение первичности материи, производным от которой выступает дух, является материализмом. Признание духа первоначалом мира является идеализмом, спиритуализмом. Дух выступает при этом как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме – внемыслительные аспекты: воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.







Date: 2015-10-22; view: 588; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию