Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие и небытиеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Бытие – существование, действительность, реальность. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела Ф. – учения о бытии (онтологии). Таково самое краткое определение. Ф., воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о сущ-ии мира «здесь» и сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого сущ-я. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - выражение единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир (в различии форм его существования) образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. Античность: поиски «вещественных» первоначал. Категория «бытие» обретает свою адекватность только в 4 в. до н.э. в Ф. Парменида и Гераклита, но ее становление начинается еще с милетской школы (6 в. до н.э., Анаксимандр, Анаксимен, Фалес). Первые ф-фы видели гарант сущ-я любой вещи мира в том, что она рассматривалась как момент единства, в кач-ве которого могли выступать вода, воздух, огонь, апейрон и т.д. Т.е. природа единства была не существенна: главное в том, чтобы это ед-во было устойчивым и находящимся вне компетенции олимпийских богов. Бытие как «чистая» мысль: начало онтологии. Античные ф-фы устремились в поиски единого, но такого, которое дано не чувству, а уму (мысли). Дальше всех в этом направлении продвинулся Парменид, основоположник элейской школы. Объявил предельным основанием мира и космоса мысль как таковую, абсолютную мысль. Постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира какого-то иного мира, выполняющего роль гаранта стабильности и устойчивости всего, что есть на земле и на небе; это и есть бытие – оно есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет деления внутри себя на объект и субъект. Утвреждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум. Логос – не только слово, но и всеобщее основание вещей. Античные оппоненты проблемы бытия. Парменидовская интуиция бытия подверглась критике еще в античности из-за вытекающих из нее выводов о необходимости помнить, что ум человека не самодостаточен. Софисты (Протагор) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, который есть мера всех вещей, место обнаружения сущ-я чего бы то ни было. Сократ также не согласился с умалением субъективного разума. Киники отказывались признать проблему бытия в силу того, что она принуждает человека соразмерять свою жизнь с Истиной, Добром, Благом; призывали людей опираться только на самих себя во всех своих делах и мыслях. Тема бытия в судьбе европейской культуры. Ф. версия бытия, предложенная Парменидом, была воспринята европейской к-рой. Европейская к-ра, как никакая иная, овладела в совершенстве способностью мыслить в простр-ве чистой мысли – использовалось при построении научных теорий. Плюс, тяга Запада к различного рода социальным утопиям. Выводы: 1) проблему бытия у Парменида родилась как ответ на реальные жизненные вопросы; 2) вопрос о бытие и его решение повлиял на мировоззренческие и ценностные установки западного мира; 3) нельзя отождествлять Парменидово бытие с христианским Богом; 4) парменидовское учение о бытии открыло возможность метафизики – той особой европейской Ф., которая пыталась найти первые начала, причины и принципы всякого бытия в идеальной, духовной сфере, существующей объективно. В дальнейшем метафизика («то, что после физики» - за физическим миром, термин Андроника Родосского) обрела дополнительное значение онтологии – особого Ф. учения о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гноселогических и методологических вопросов. Новое время: отказ от онтологии и субъективизация бытия. проблема бытия, открытая в античности, претерпела изменения в Ф. Нового времени. Декарт сформулировал концепцию, согласно которой человек является единственным условием возможности сущ-я мира. Декарт сделал мысль бытием, но в отличие от Парменида, творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъектным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем. Человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как нечто подлинно первичное, как то, что действительно есть. Такая позиция в Ф. называется идеализмом. Кант: ставил бытие в зависимость от познавательной деят-ти человека. Ф. жизни: отождествляет бытие с жизнью человека и потребностями ее возрастания. Ф. ценностей считает последние предельным основанием человеческого сущ-я. Эмпириокритицизм: бытие – разновидность человеческих ощущений. Экзистенциализм: человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вывод: кантианство, позитивизм, Ф. жизни отказались от онтологии – учения о предельных основаниях, уровнях и принципах строения мира и космоса, включая человеческой сущ-е в кач-ве момента этого универсума. Отказ от темы бытия в ее классическом понимании есть тенденция субъективного идеализма – Ф., признающей в кач-ве первопричины сознание, мышление и чув-ва человека. Отождествление бытия с физической природой. Субъективный идеализм абсолютизировал сознание чел-ка, а потому не востребовал проблему бытия. Она потеряла свою актуальность и для материализма – Ф., признающей первичность материального мира и вторичность сознания, мышления человека. Начиная с 17-18 вв. бытие отождествляется с природой, с миром чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Античная Ф.: проблема бытия – имела цель обосновать сущ-е чувственного мира; здесь – бытие отождествляется с сущ-ем этого мира. Все хар-ки бытия переносятся на природу. Диамат (Энгельс): бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринимать с помощью человеческих органов чув-в и их усилителей – приборов различного рода. Признавалось только такое бытие, которое имело пространственно-временные хар-ки. Философский энциклопедический словарь 1989 г. Небытие – понятие идеалистической онтологии, означающей отсутствие, отрицание бытия. категория Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с противоположной ей категорией бытия в учении Парменида об истинном пути мышления. Демокрит и Платон придали Н. онтологический статус, причем Платон ввел не только различение бытия и Н., но и бытия и сверхбытия (единое), что предопределило основные аспекты рассмотрения Н. в истории Ф.: Н. как негативное отсутствие бытия и как позитивное превосхождение бытия. Категория Н. фактически тождественна категории ничто; различие их лишь в том, что Н. противопоставляется бытие вообще, в то время как ничто – многообразию различных нечто. В диалектико-материалистической Ф. понятие Н. не употребляется.
Date: 2015-10-22; view: 294; Нарушение авторских прав |