Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главные свойства человеческого сознания





1) Идеальность – особая, нематериальная сущность сознания. Идеальные свойства сознания: 1) противоположно материальному миру (образы лишена цвета, запаха, размера и др.); 2) независимо от материи (в сознании возможно то, что невозможно в реальном мире); 3) в некоторых случаях первично по отношению к материи (при изготовлении предмета в сознании «образ» этого предмета; 4) неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

2) Интенциональность – направленность на предмет. Интенциональность подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет). Предмет сознания: а) окружающий мир, его предметы, явления; 2) особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный. Формы сознания: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

3) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность выражать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животного. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка.

Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда (это спорно!!!, но в Кр. Филос. Сл-ре), развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связано с практической деятельностью человека и его потребностями, приобретающими характер цели. Цель – идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека.

Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеческому обществу. Цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Практическая реализация замысла, цели, понятия предполагает наличие потребностей, а также воли. Потребность и воля – важнейшие компоненты сознания.

Важную роль играет память, являясь мостиком между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и будущим.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Еще оно включает и акт внимания как необходимый компонент. Благодаря сосредоточению внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель знания, постольку существенным моментом сознания является самосознание.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.

Самосознание проходит ряд этапов в своем развитии: от осознания своей физической самотождественности на доречевом уровне до социально-личностной самооценки, оценки своих нравственных качеств.

История изучения самосознания с Сократа и Платона. В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказывается принцип непосредственной данности психического, то есть внутреннему взору человека его внутренняя жизнь открывается такой, какая она есть (Р.Декарт, Б.Паскаль). Понятие внутреннего опыта как данного самосознанию посредством самонаблюдения у Локка и Юма. И.Кант отмечал сложность согласования познавательных, нравственных и эстетических составляющих духовной жизни. На место познания себя встает переживание себя, особое «сущностное созерцание» (Э. Гуссерль). Самосознающая деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (З.Фрейд), на родовые «архетипы» (К.Г.Юнг).В современной философии стираются грани между сознанием и самосознанием.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, в результате которых нередко появляется негативная оценка своих негативных черт и др. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основана на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Сознание внутренне связано с бессознательным. Бессознательное – неосознанное, подсознательное, досознательное – категория философии и психологии, получившая весьма противоречивое толкование.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе – припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин.

Декарт говорил о тождестве психики и сознания. Спиноза считал существование бессознательных мотиваций бременем. Лейбниц считал бессознательное – низшей формой духовной деятельности. И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, интуицией.

Важный этап – философия Шеллинга, где бессознательное – присущий природе «дремлющий дух», просыпающийся полностью лишь в человечестве. В искусстве, по Шеллингу, происходит наиболее адекватное слияние с бессознательным. Традицию на субстанциализацию и рационализацию бессознательного продолжили Шопенгауэр, Ницше и Бергсон. Шопенгауэр считал бессознательное – волей в природе, источником жизни, стихийным жизненным началом.

В XIX в. существовали и другие подходы. Гербарт, Фехнер и Вундт считали, что бессознательное – досознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно.

З.Фрейд различал собственно бессознательное, то есть то, что никогда не осознается (сексуальные, агрессивные влечения, вытесненные из сознания мысли и впечатления), и предсознательное – то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности). Осознаваться может только то, что совместимо с социо-культурной конституцией личности. К области бессознательного Фрейд относил и «Архаическое наследство» человечества – коллективную копилку представлений, типических реакций и механизмов психики. Сфера бессознательного, по Фрейду, лишена сомнений, противоречий и отрицаний.

Идея коллективного бессознательного широко использовалась К.Г.Юнгом.

По Панину и Алексееву, бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидение, состояние невменяемости, инстинкты).

 

Проблема пространства и времени

Свойства пространства: протяженность однородность (отсутствие в нем к-л выделенных точек) изотропность (равноправность всех возможных направлений) трехмерность

Свойства времени: длительность одномерность необратимость (невозможность возврата в прошлое) однородность Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике необратимость времени связывается с характером законов квантовой механики. Существуют также космологические подходы к обоснованию необратимости времени. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.

Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то бежит, то замедляется…

На протяжении почти всей истории естествознания существовали 2 основные концепции п. и в. Одна из них идет от древних атомистов, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное (Эпикур полагал, что оно не одинаково по всем направлениям); понятие времени разработано слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В новое время эту концепцию развил Ньютон. Он избавил ее от антропоморфизма. По нему эти начала существуют независимо от материи и друг друга. Пространство само по себе есть пустое вместилище тел, абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное(одинаковое по всем направлениям), проницаемое – не воздействующее на материю и не подвергающееся ее воздействиям, бесконечное. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяженность тел – их основ. свойство, благодаря которому они заним. определенное место в абс. пространстве, совпадают с этими местами. Протяженность есть фундаментальное свойство и не нуждается в объяснении. Абс. пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Наука же и практика имеет дело только с относительным пространством. Время – есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность текущая от прошлого к будущему. Оно лишь пустое вместилище событий, которые заполняют его или не заполняют. Время универсально. Однородно, непрерывно, бесконечно, однородно. Абс. время несоизмеримо, но от него отличается относительное время, которое измеряется с пом-ю часов, или переодич5еских движений. Независимость п. и в. проявляется в том, что расстояние между двумя точками и между двумя событиями сохраняют свои значения независимо друг от друга в любой системе отсчета. Противоречие этой системы заключалось в принципиальной опытной непознаваемости абс. п. и в., а согласно принципу относительности классической механики, все инерциальные системы отсчета равноправны и невозможно отличить движется ли система в отношении к абс. пространству или покоится. Это противоречие послужило доводом для противников этой концепции, которых представляет Аристотель и Лейбниц, наиболее полно развивший данный подход. Лейбниц отвергает представление о п. и в. как самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее. Пространство – порядок взаимного расположения множества тел, время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Представление о протяженности отдельного тела. Рассматриваемого безотносительно к другим не имеет смысла. Пространство есть отношение применимое лишь ко многим телам. Можно говорить лишь об относительных размерах данного тела в сравнении с размерами иных тел. То же можно сказать и о длительности, поскольку это понятие применимо лишь к отдельным явлениям в ряду других. Протяженность любого объекта не есть первичное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта; внутренние и внешние взаимодействия определяют длительность состояний. Но концепция Лейбница не могла ответить на вопросы, касающиеся вакуума, она противоречила убеждению в единственности и универсальности евклидовой геометрии и она представлялась непримиримой с классической механикой, так как казалось, что признание чистой относительности движения не дает объяснение преимущественной роли инерциальной системы отсчета.

Пространство и время в 18-19 в.в. Дж. Беркли – рассматривал пространственные и временные отношения субъективистски, как порядок восприятий; у него не было и речи об объективных механически и геометрических законах.

Кант объявил п. и в. априорными формами человеческого созерцания, т.е. была осуществлена попытка их абсолютизации. Взгляды Канта нашли немало сторонников, их несостоятельность была доказана лишь после создания неевклидовых геометрий, которые утверждали, что геометрические свойства пространства, будучи наиболее общими физическими свойствами, определяются общей природой сил, формирующих тела.

Энгельс. Энгельс полагал, что находится в пространстве – значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени – значит быть в форме последовательности одного после другого. Без материи эти две формы суть ничто, они пустые абстракции.

В 20 веке в физическую картину вошла концепция поля как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Все тела, следовательно, представляют собой системы заряженных частиц, связанных полем, передающем сигналы от одной частицы к другой со скоростью света. Сначала полагали, что поле- это состояние эфира, неподвижной среды, заполняющее абс. пространство.

Новой физической теорией п. и в. явилась теория относительности А. Эйнштейна. ИЗ нее следует, что пространственные и временные отношения – длина тела и длительность происходящих в нем процессов – являются не абсолютными величинами, а относительными Частица может проявлять себя относительно более медленно движущейся частицы как сферическая, а по отношению более быстро двигающейся и налетающей на нее частицы как сплющенный в направлении движения диск. Соответственно скорость жизни медленно движущейся частицы ниже, чем быстро движущейся. Следовательно представления об абс. пространстве и времени несостоятельны. Они не самостоятельные начала бытия, но общие формы координации мат. явлений. Теория относительности отвергла представление о существовании пустых п. и в., имеющих самостоятельное значение. Она доказала зависимость п. и в. от концентрации масс, что в масштабах метагалактики ведет к изменению масштабов пространства со временем.

Пространству и времени присущи общие физические закономерности, относящиеся ко всем объектам и процессам. Проблема границы отдельных объектов и процессов связана с вопросом о делимости пространства и времени. В античности эта проблема решалась чисто умозрительно (представление об «атомах времени» Зенона). Ньютон полагал, что п. и в. реально разделены до бесконечности. Лейбниц полагал, что хотя они и делимы до бесконечности, но реально не разделены на точки, т.к. в природе нет объектов и явлений, лишенных размера и длительности. С открытием поля в науке утвердилось представление о непрерывности пространства и времени.

Проблема реальной делимости п. и в. была поставлена в 20 в. в связи с открытием принципа неопределенностей соотношения, согласно которому для абсолютно точной локализации микрочастицы необходимы бесконечно большие импульсы, что физически не может быть осуществимо. Нет реальных физических условий, при которых можно было бы измерить точное значение напряжения поля в каждой его точке. Т.е невозможна не только реальная разделенность п. и в. на точки, но невозможно их разделить на эти самые точки. В действительности объекты отделены друг от друга относительно, а не абсолютно. Это же справедливо и относительно моментов времени.

Одна из важнейших проблем п. и в. вопрос о направленности течения времени. У Ньютона этот вопрос считался само собой разумеющемся и не нуждающемся в обосновании. У Лейбница необратимость времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Совр. Физика развила это обоснование связав его с совр. пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой матер. процессов как развитие, являющееся принципиально необратимой.

Еще одна проблема – число измерений п. и в. У Ньютона их число считалось изначальным, но Аристотель обосновывал трехмерность пространства числом возможных сечений тела. Интерес к этой проблематике возник снова с развитием топологии. Брауэр установил, что размерность пространства есть топологический инвариант – число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. Ряд исследований показали связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля, между трехмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц.

 

Date: 2015-10-22; view: 871; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию