Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение. Основные формы движения материи





Движение материи это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Гераклит: движение понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей. Анаксимандр: важнейший атрибут апейрона – движение. Сам апейрон вечен и находится в движении, следовательно само движение вечно и всеобще. Вечное движение – начало, преобладающее над влагой, от него одно рождается, другое уничтожается. Парменид бытие неподвижно. Зенон имел в виду противоречивость определения движения, продолжая линию Парменида, выдвигает целую систему обоснования того,, что движения нет, что оно не обладает подлинным бытием. Эмпедокл – изменчивость и устойчивость – две стороны процесса движения. Мир неизменен в своих корня и в пределах круга времен, но изменчив на уровне вещей и внутри круга времен. Платон. «Тимей» 6 видов движения – по 3м осям от нуля. В «Законах» он добавляет еще и самодвижение, которое движет самое себя и другие предметы. Сущностью, способной к самодвижению, является душа. Самодвиж. мировая душа – принцип движения космоса. Аристотель: классификация изменений: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Движение понимается как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Частный вид движения – механический – движения помимо вещей не существует. Мысленное представление движения предполагает использование категорий места, времени и пустоты. Движение, по Аристотелю, реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это пространственное движение. Качественное движение – это качественное изменение. Именно качественные изменения – предмет метафизики. Эта классификация нужна была для обоснования физики, фундаментальным принципом физики Аристотеля было положение: все движущееся непременно приводится в движение чем-нибудь другим. Наиболее совершенным явл. Круговое движение, присущее эфиру и звездному небу. Разл. Между небесными и земными движениями: земные – прямолинейные, небесные – круговые.

В ср. века – движение – актуализация возможного, осуществляемое в акте творения богом, описание видов движения было распространено на категории субстанции, количества, качества и места. Фома: движение: качественное, количественное, убыль, рост, место, аффективное, чувственное, интеллектуальное. После средневековья в новой физике главным стал отказ от аристотелевского понимания движения как цели осуществления какой-то цели, а было понято как цель сама по себе, во-вторых, наиболее совершенным стали считать прямолинейное движение. Декарт: эквивалентность движения и покоя как двух различных модусов движущегося тела. Тело склонно двигаться в определенном направлении, кот. отлично от самого движения.

Кант. «метафизических начала естествознания» - движение не категория, а лишь эмпиричесое понятие естествознания. «движение вещи есть перемена ее внешних отношений к данному пространству», признает только относительное пространство, отвергая допущение Ньютона об абсолютном. Движение для Канта – изначальное св-во материи (а в 17в. движение и материя – это два отличных друг от друга начала).

Нем. Натурфилософия нач 19в. движение соотн. Не с перемещениями, а с процессами и изменениями. Гегель определяет движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени»

Виды движения материи можно рассказать по Энгельсу – связано с основными уровнями организации материи («Диалектика природы»)

Форма движ. материи механическая физическая химическая Биологическая Социальная
Материальные носители масса молекула атом белок ?

В кон 19в. утверждается феноменалистская трактовка движения, согласно которой движение является чувственно воспр. Фактом, обусловленным последовательностью восприятия отдельных мест и состояний.

Энгельс «Диалектика природы». Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, — распространение в пространстве полей, например, — это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество. Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация… Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения. Биологическое движение — специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система. Социальное движение (с которым связано и мышление). Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному). Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека — это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса. Описание движения средствами метафизики – огрубление до исчезновения противоречий в определении – чаще всего до механического движения. Тогда определение движение сводится к анализу категорий пространства и времени. Пространство и время можно представить двояким образом, что и было сделано ионийской и элеатской школой, либо они делимы, либо – нет. Либо относительность самих пространственно-временных характерситик при абсолютности движения, либо абсолютное пространство и понятие перемещения. При этом каждая из противоположных позиций внутри себя окажется противоречивой. – именно потому, что метафизике, чтоб анализировать эти категории нужно их огрублять. Аристотель говорит, что, для того чтобы решить апории Зенона, нужно всего лишь перейти границу мыслимых расчленений и схематизаций, которых на самом деле нет. Поэтому с движением как свойством бытия лучше иметь дело в рамках диалектики. Лосев: как мыслить объект, движущийся с бесконечной скоростью? Оказывается, что объект, движущийся с бесконечной скоростью оказывается покоящемся во всех точках пространства одновременно.



В общем, есть 2 варианта понимания движения – либо сведения его к механическому (про это как-то часто оговариваются Иванов-Миронов), либо предельно широко – чуть ли не как изменения вообще, тогда в этом вопросе нужно рассказывать и про прогресс (вид социального движения), и про эволюцию (вид биологического движения).

Еще к движению:

Развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы,

Прогресс – частный случай развития

Прогресс – повышение в ходе человеческой деятельности эволюционного уровня любых систем низлежащей природы. (регресс – наоборот).

В качестве гипотетического универсального критерия развития можно предложить следующее: мировое прогрессивное развитие осуществляется в сторону все более творческого индивидуального бытия и одновременно укрепления единства этого индивидуального бытия с окружающими бытийственными формами.

Основные модели развития: Спенсер – эволюционистская – постепенное движение системы от простого к сложному, через дифференциацию (появление новых элементов) и интеграцию (включение их в рамки новой целостности), пока не обретут равновесие с окружающей средой.

Эмерджентизм (Морган, Александэр, Плеснер, Бергсон) – скачкообразное развитие и полная несводимость высшего к низшему. – этот онтологический разрыв часто заполняют такими понятиями, как божественная воля, катастрофы, творческий порыв, космическая генетическая программа, иногда же утверждается просто гносеологическая проблема невозможности человеком предсказания новых качеств.

Синтез эволюционизма и эмерджентизма – в русской религиозной филсоофии – Лосский, Соловьев. Соловьев, «Оправдание добра» - процесс всемирного совершенствования.Лосский к эволюционизму добавляется ценностная и смысловая характеристика процесса.

 

Диалектика

Диалектика – искусство вести беседу – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющий своим предметом противоречия его мыслимого содержания. (НФЭ)


1. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления;

2. Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Цель диалектического метода: 1.Рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций. 2.Рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы.

Различают два понимания природы диалектики: 1. Одно основывается на том, что диалектика есть только способ познания мира, особый метод всестороннего анализа, а не сама реальность. 2. Другое признает «диалектическим» саму реальность, которую мышление только фиксирует — такими «реально диалектическим» признаются всякое изменение и развитие (см. апории Зенона). Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте», имея в виду саму реальность. А Жорж Сорель назвал диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса», имея в виду диалектику как особый метод.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Диалектика античности (от Гераклита).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Диалектике противостоят метафизика и эклектика. Современное мышление, правильное понимание мира, мировоззрение, которое помогает правильно действовать, невозможны без овладения диалектикой, навыками диалектического мышления. В противоположность метафизическому познанию, диалектическое познание учитывает нестационарный характер наших знаний о мире и рассматривает систему знаний о мире как динамическую систему, в которой понятия имеют развитие во времени. Кроме того, сама познаваемая реальность носит динамический характер, поэтому логические схемы диалектического познания неизбежно требуют использования как дедуктивных схем рассуждений классической формальной логики, так и схем рассуждений, применимых в темпоральных (временных) логиках и их расширениях.

В диалектике общему понятию «вещь» (как что-то, что имеет историю и внешние связи с другими вещами) предпочитаются понятие «процесс» (в котором содержится история этого процесса и возможное будущее) и понятие «отношение» (в котором как часть его самого содержатся его связи с другими отношениями). Диалектика преимущественно направлена на нахождение четырех типов отношений: тождество/различие, взаимное проникновение противоположностей, количество/качество и противоречие.

В основе фил. представлений о бытии лежат 2 фундаментальных принципа: пр-п детерминизма и пр-п развития. Эти принципы диалектически подразумевают друг друга. Позиции Парменида и Гераклита нуждаются друг в друге для своей онтологической и логической полноты, где преодолевается их исходная диалектическая противоположность.

3 закона диалектики: закон отрицания отрицания (описывает общую архитектонику), закон перехода количественных изменений в качественные (описывает механизмы), закон единства и борьбы противоположностей (закон взаимодействия противоположностей) (описывает источники и движущие силы). Законы диалектики реализуются как грани одного процесса развития.

Закон отрицания отрицания:

В процессе развития каждая последующая ступень является отрицанием предыдущей, а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые св-ва предыдущей. Этот закон фиксирует одновременно поступательность и цикличность, обратимость и необратимость развития.. В методологическом плане трансформируется в закон единства логического и исторического. Также закон отрицания отрицания можно назвать законом диалектического синтеза (Алексеев, Панин). Работает в истории, в биологии, можно рассуждать об «историческом маятнике» ну или еще какой-нить чепухе.







Date: 2015-10-22; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию