Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указания по составлению подраздела 4. 7





("Рекреационное лесопользование")

 

Прежде чем приступить к проектированию, необходимо усвоить основные термины и понятия рекреационного лесопользования, методики расчета показателей, нормативы по их определению. Для этого нужно внимательно изучить раздел 3 настоящего учебного пособия, получить консультации у преподавателя, уметь отвечать на вопросы по самоконтролю.

Задача учебного проектирования заключается в разработке проекта регулирования рекреационного пользования на территории учебного лесничества с использованием основ экосистемного лесоустройства. При этом проект должен ввести существующее рекреационное пользование в рамки социальной востребованности территории и экологической емкости природных комплексов.

Для упрощения учебного проекта заведомо предполагаем, что территория учебного лесничества востребована в рекреационном плане – насаждения расположены вблизи крупного населенного пункта, объект доступен для любого вида отдыха (коэффициент пешеходной ландшафтной доступности равен 1,0). Объект не имеет исключительных социально-экономических условий, историко-культурных, этнических и природно-экологических особенностей.

Проект должен обеспечить сохранение и повышение качества биоценозов, уменьшение дигрессии ПТК, улучшить рекреационную пригодность природной территории, обеспечить интенсификацию и эффективность рекреационного лесопользования в рамках функциональных зон и экологической емкости природных систем. Все это повысит качество удовлетворения социальных потребностей в отдыхе и оздоровлении населения.

Главная задача студента – освоить приемы проектирования экологичного рекреационного пользования.

Многие показатели ландшафтной таксации, описываемые в разделе 3 настоящего учебного пособия, студент уже имеет в готовом виде – в таксационных описаниях, скопированных во время сбора исходного материала для курсового проектирования. Это упрощает дальнейшее проектирование в рамках подраздела 4.7 " Рекреационное лесопользование".

Составление объяснительной записки следует начать с условного перевода учебного лесничества в зеленую зону I группы лесов, лесопарковую хозяйственную часть, определяя тем самым рекреационное назначение территории.

Рекреационная оценка объекта в целом выполняется по нормативным данным А.И.Тарасова (см. табл. 3.1). Выполняется это в виде таблицы с аналогичным названием и соответствующим номером в пределах 4-го раздела курсового проекта. Она должна содержать три колонки с названиями: " Фактор оценки", " Балл", " Перечень показателей, обеспечивающих балл оценки". Для оценки используются усредненные показатели и элементы по всему объекту в целом. При анализе таблицы необходимо оценить качество объекта по полученной сумме баллов и выявить возможные резервы его улучшения по каждому фактору оценки. Это важно для последующего назначения мероприятий в проекте.

Следующая оценка объекта в целом выполняется по соотношению групп ландшафтов и классов эстетической оценки. Для этого анализируются готовые данные последних таблиц 2-го раздела (главы) курсового проекта, полученные по нормативам (табл. 3.2, 3.3). При этом надо иметь в виду, что в лесопарках доля открытых и полуоткрытых ландшафтов должна колебаться в пределах 20-40% в лесостепной зоне, 30-50% в зоне смешанных широколиственныхлесов, 40-60% в таежной зоне и 15-25% в насаждениях среди степей [6].

При выявлении сниженных рекреационных качеств по соотношению групп ландшафтов следует иметь в виду, что при этом могут повышаться бальнеологические свойства насаждений (фитонциды, пылепоглощение, защита от шума и т.д.). При необходимости – проанализировать этот вопрос.

Для определения степени устойчивости объекта к рекреационным нагрузкам для каждого выдела необходимо заново определить класс устойчивости и вписать (или заново вписать) в соответствующую колонку таксационного описания, пользуясь нормативом (табл. 3.7) для равнинных условий. Это будут уточненные данные. Оценке не подлежат участки линейного протяжения (дороги, просеки и т.д.) или не предназначенные для рекреационного пользования (ЛЭП, усадьбы, питомники, несомкнувшиеся лесные культуры, воды и т.д.).

В случае, когда при лесоустройстве не проводилась ландшафтная таксация, исполнителю курсового проекта самостоятельно следует оценить каждый выдел рекреационной территории, пользуясь нормативами, приведенными в табл. 3.2, 3.3, 3.4, 3.7 настоящего учебного пособия, и характеристикой выделов в скопированных таксационных описаниях.

Полученные величины показателей ландшафтной таксации без натурной их оценки будут менее достоверны, не вполне пригодны для учебного проектирования и записываются для выделов в таксационные описания. Только для определения стадии дигрессии рекреационного участка (выдела) требуется его натурный осмотр. Поэтому пока воздержимся от оценки этого показателя.

Функциональное зонирование объекта в производственных условиях выполняется после обобщенной оценки природных комплексов – ландшафтной, флористической, фаунистической, рекреационной с учетом социально-эконо-мических условий, историко-культурных, природно-экологических особенностей (при необходимости – этнических).

В учебных целях обоснование функциональных зон выполнить по упрощенной схеме. Для зонирования учебного лесничества, отнесенного к лесопарковой хозяйственной части зеленой зоны, использовать категории ландшафта (лесная и лесопарковая категории ландшафта). Около 30% площади лесничества (не менее 30 выделов) наиболее привлекательной для рекреационного пользования по большинству оценочных показателей ландшафтной таксации (см. таксационные описания), расположенной ближе к населенным пунктам или достопримечательностям, примыкающей к водоемам (см. выкопировки планшетов), имеющей лучшую транспортную доступность и т.п., следует отнести к функциональной зоне - " Лесопарковая категория ландшафта" (зона средней интенсивности посещения). Эта зона не должна быть сильно разобщена территориально. Она подвержена наибольшему антропогенному (рекреационному) воздействию, чем оставшаяся часть учебного лесничества – 2-я функциональная зона – " Лесная категория ландшафта" (зона слабой интенсивности посещения).

Границы фукциональных зон возможно проводить как по квартальным просекам, так и по границам выделов, отмечая их на планшете цветными линиями или закрашивая не интенсивным цветным тоном всю функциональную зону. Лесную категорию ландшафта можно не окрашивать.

При необходимости, по функциональному назначению и видам отдыха лесопарковую категорию ландшафта следует делить на 3 подзоны: массового организованного отдыха (спортивно-парковая, "сектор тишины"); массового самодеятельного отдыха; рекреационной застройки и пляжную. При отсутствии водоема третью подзону можно не выделять. При окраске подзон на планшете использовать различные цвета.

Парковую категорию ландшафта (зону интенсивного посещения) в курсовом проекте выделять не следует.

В объянительной записке характеристику функциональных зон показать в табл.4.i.

Таблица 4.i

Характеристика функциональных зон

 

    Ед. изм.     Лесная категория ландшафта Лесопарковая категория ландшафта по подзонам   Всего
массового организованого отдыха массового самодеятельного отдыха рекреационной застройки и пляжная   итого
га            
%            

Примечание. i – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.

 

При анализе данных этой таблицы привести краткое обоснование функционального зонирования – выделения функциональных зон и подзон, их соотношения. По видам отдыха и степени экологического воздействия (агрес-сивности рекреантов – см. табл.3.11) в лесопарковой категории ландшафта преобладают бездорожная и пикниковая формы рекреации (кратковременные прогулки, отдых на траве, спорт), в лесной категории ландшафта заметно возрастает доля добывательской, бивачной, автотранспортной и транспортно-пешеходной форм рекреации (туризм, сбор грибов, ягод, цветов, длительные прогулки и другие виды пребывания). Однако интенсивность рекреационного воздействия в последней зоне может быть ниже из-за меньшей ее посещае-мости.

В учебных целях для всех выделов площадного характера и пригодных для рекреационного использования функциональной зоны "Лесопарковая категория ландшафта" определить их стадию дигрессии. При этом, возможно, использовать данные натурной оценки, отмеченной в таксационных описаниях. Для более эффективного учебного проектирования, помимо 3-й стадии дигрессии, наметить несколько участков с 4-й стадией в местах наибольшей возможной концентрацией рекреантов. Для этого необходимо проанализировать по таксационным описаниям – состав, тип ландшафта, эстетическую ценность выделов, по планшету – географическое их расположение, наличие достопримечательностей. Откорректированные или определенные (табл. 3.6) величины стадий дигрессии выделов лесопарковой категории ландшафта занести в таксационные описания так, чтобы все участки этой зоны имели этот показатель (от 1-2 до 4-й стадии дигрессии).

В учебных целях для всех рекреационных выделов только лесопарковой категории ландшафта, для каждой подзоны в зависимости от класса устойчивости рассчитать величины экологической рекреационной емкости (предельно допустимые рекреационные нагрузки бездорожной формы рекреации). Они соответствуют наибольшим величинам нагрузки для 3-й стадии дигрессии (табл. 3.9). Например, для выдела 1-го класса устойчивости экологическая рекреационная емкость будет равна 17,8 чел. - дн./га, для 2-го класса – 12,0 чел. - дн./га и т.д. Другими словами, непрерывная рекреационная нагрузка в 17,8 (12,0) чел. - дн./га доводит дигрессию природного комплекса до границы между 3-й и 4-й стадиями дигрессии – это предел.

Затем определить для каждого выдела той же функциональной зоны величины фактической рекреационной нагрузки, которой подвергался каждый участок до начала проектирования (табл. 3.9). Например, класс устойчивости выдела – 2. Его состояние под действием рекреационных нагрузок дошло до 4-й стадии дигрессии. Из табл. 3.9 следует, что он испытал при этом нагрузку 17,9 чел. - дн./га с ее колебаниями в пределах 12,0-23,8 чел. - дн./га. Нагрузка в 8,0 чел. - дн./га (4,0-12,0 чел. - дн./га) подвергает этот участок 3-й стадии дигрессии.

Все определенные показатели занести в табл. 4.j и перевести на всю площадь выдела с итогами по кварталу, подзоне, функциональной зоне.

Из приведенного примера (табл. 4.j) следует, что в выд. 2 рекреационный потенциал использован лишь на 1/4 часть: экологическая емкость 13,2, а фактическая нагрузка – 3,3 (до 4,4) чел. - дн. Поэтому для этого выдела возможно намечать аттрактивные ("притягиваю к себе") мероприятия – элементы благоустройства, прокладывание троп и т.д. В выд.1 фактическая нагрузка лишь в пиковом значении (знаменатель) достигает предела рекреации и мероприятия по регулированию рекреационного пользования можно не намечать. Для выд. 3 требуется срочное регулирование этого вида пользования, ограничительные и восстановительные, отвлекающие от этого выдела отдыхающих мероприятия, так как нагрузка превысила экологическую емкость участка.

 

Таблица 4.j

Расчет рекреационной емкости и нагрузки, чел. - дн.

(лесопарковая категория ландшафта)

 

№ выдела Площадь, га Категория земель или состав Тип лесорастительных условий Класс усточи-вости Стадия диг-рес-сии Нагрузка на 1 га На выделе
пре-дельно допусти-мая факти-ческая экологическая рекреционная емкость факти-ческая рекреа-ционная нагрузка
                   

Подзона организованного массового отдыха кв. 29

        2,7     1,1     2,5 8С2Б     9Б1С     6Д4С   и т.д. А2     С2     С3                 4,4     12,0     12,0 2,9 __ 1,4-4,4   3,0__ 2,0-4,0   17,9_ 12,0-23 11,9     13,2     30,0 7,8__ 3,8-119   3,3__ 2,2-4,4   44,8_ 30,0-60

Примечание. j – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.

 

Поэтому сравнение предельно допустимых и фактических рекреационных нагрузок является важным инструментом в регулировании рекреационного пользования, которое осуществляется, главным образом, за счет размещения элементов благоустройства на рекреационных территориях.

Нормативы по благоустройству зеленых зон приведены в приложении 1. Намечаемые автором курсового проекта мероприятия по благоустройству всей территории лесничества должны быть отмечены на планшете условными знаками, которые расшифровываются им в условных обозначениях. При этом их концентрация в функциональной зоне "Лесопарковая категория ландшафта" должна быть несколько выше, чем в лесной категории.

Перечень намечаемых мероприятий приводится в табл. 4.n.

Таблица 4.n

Мероприятия по благоустройству рекреационных лесов

 

№ n/n Наименование мероприятий Ед. изм. Объем Местонахождение (лесничество, квартал)
  Устройство тропиночной сети Установка указателей Установка скамеек Оборудование мест для пикника Установка навесов от дождя Установка урн Устройство туалетов Установка пляжных кабин Устройство беседок Оборудование питьевого источника Посадка ландшафтных групп км шт. --"-- --"-- --"-- --"-- --"-- --"-- --"-- --"-- --"-- 8,7 27, 28, 29, 30 -- " -- -- " -- 27, 29,30 29,30 -- " -- -- " -- -- " -- -- " -- 27, 28, 29, 30

Примечание. n – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.

 

В конце изложения делается общее заключение об ожидаемой эффективности регулирования рекреационного пользования в учебном лесничестве.

Затем делаются расчеты и анализ под заголовком без нумерации: "Аренда участков ЛФ в культурно-оздоровительных целях".

Разрабатывается проект пользования для вновь создаваемых или существующих объектов культурно-оздоровительного назначения на условиях аренды участков лесного фонда на срок до 10 лет. При этом составляются следующие документы: 1) стороны договора аренды; 2) границы участков лесного фонда, передаваемого в аренду с нанесением их на планшет; 3) вид лесного пользования; 4) площадь участков (обычно 3-6 га) и научно обоснованные рекреационные нагрузки; 5) срок аренды; 6) размер арендной платы и порядок ее внесения; 7) права и обязанности сторон по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; 8) ответственность сторон (арендаторы и арендодатели) и их обязанности.

На основаниии таксационной характеристики передаваемых в аренду участков лесного дохода рассчитывается размер арендной платы (АП) по формуле:

АП = (П3 + Пк) ּ 1,2, (4.1)

где Пз – плата за землю. Она составляет 5% от стоимости древесного запаса эталонного древостоя (при полноте 1,0 из таблиц хода роста) в возрасте максимального эколого-эстетического влияния (табл. 6.1) с учетом лесорастительной зоны, типа лесорастительных условий и главной породы;

 

Таблица 6.1

Примерные возрасты максимального эколого-эстетического влияния

насаждений

 

    Лесорастительная зона Порода
сосна ель дуб высокоствольный дуб низкост-вольный береза, ольха осина тополь, ива
  Лесная   Лесостепная   Степная                                          

 

Пк – стоимость представляемых рекреационных ресурсов (луг, болото, поля, сосна, дуб, ольха и т.д.). Определяется по таксовой стоимости фактического древостоя;

1,2 – коэффициент, определяющий надбавку к арендной плате за потери на приросте в результате рекреации, сбор отдыхающими продукции побочного пользования, учитывающий близость водоема для купания и расстояние от центра города.

Порядок окончательного оформления курсового проекта приведен в приложении 2.


Date: 2015-10-22; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию