Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Указания по составлению подраздела 4. 7("Рекреационное лесопользование")
Прежде чем приступить к проектированию, необходимо усвоить основные термины и понятия рекреационного лесопользования, методики расчета показателей, нормативы по их определению. Для этого нужно внимательно изучить раздел 3 настоящего учебного пособия, получить консультации у преподавателя, уметь отвечать на вопросы по самоконтролю. Задача учебного проектирования заключается в разработке проекта регулирования рекреационного пользования на территории учебного лесничества с использованием основ экосистемного лесоустройства. При этом проект должен ввести существующее рекреационное пользование в рамки социальной востребованности территории и экологической емкости природных комплексов. Для упрощения учебного проекта заведомо предполагаем, что территория учебного лесничества востребована в рекреационном плане – насаждения расположены вблизи крупного населенного пункта, объект доступен для любого вида отдыха (коэффициент пешеходной ландшафтной доступности равен 1,0). Объект не имеет исключительных социально-экономических условий, историко-культурных, этнических и природно-экологических особенностей. Проект должен обеспечить сохранение и повышение качества биоценозов, уменьшение дигрессии ПТК, улучшить рекреационную пригодность природной территории, обеспечить интенсификацию и эффективность рекреационного лесопользования в рамках функциональных зон и экологической емкости природных систем. Все это повысит качество удовлетворения социальных потребностей в отдыхе и оздоровлении населения. Главная задача студента – освоить приемы проектирования экологичного рекреационного пользования. Многие показатели ландшафтной таксации, описываемые в разделе 3 настоящего учебного пособия, студент уже имеет в готовом виде – в таксационных описаниях, скопированных во время сбора исходного материала для курсового проектирования. Это упрощает дальнейшее проектирование в рамках подраздела 4.7 " Рекреационное лесопользование". Составление объяснительной записки следует начать с условного перевода учебного лесничества в зеленую зону I группы лесов, лесопарковую хозяйственную часть, определяя тем самым рекреационное назначение территории. Рекреационная оценка объекта в целом выполняется по нормативным данным А.И.Тарасова (см. табл. 3.1). Выполняется это в виде таблицы с аналогичным названием и соответствующим номером в пределах 4-го раздела курсового проекта. Она должна содержать три колонки с названиями: " Фактор оценки", " Балл", " Перечень показателей, обеспечивающих балл оценки". Для оценки используются усредненные показатели и элементы по всему объекту в целом. При анализе таблицы необходимо оценить качество объекта по полученной сумме баллов и выявить возможные резервы его улучшения по каждому фактору оценки. Это важно для последующего назначения мероприятий в проекте. Следующая оценка объекта в целом выполняется по соотношению групп ландшафтов и классов эстетической оценки. Для этого анализируются готовые данные последних таблиц 2-го раздела (главы) курсового проекта, полученные по нормативам (табл. 3.2, 3.3). При этом надо иметь в виду, что в лесопарках доля открытых и полуоткрытых ландшафтов должна колебаться в пределах 20-40% в лесостепной зоне, 30-50% в зоне смешанных широколиственныхлесов, 40-60% в таежной зоне и 15-25% в насаждениях среди степей [6]. При выявлении сниженных рекреационных качеств по соотношению групп ландшафтов следует иметь в виду, что при этом могут повышаться бальнеологические свойства насаждений (фитонциды, пылепоглощение, защита от шума и т.д.). При необходимости – проанализировать этот вопрос. Для определения степени устойчивости объекта к рекреационным нагрузкам для каждого выдела необходимо заново определить класс устойчивости и вписать (или заново вписать) в соответствующую колонку таксационного описания, пользуясь нормативом (табл. 3.7) для равнинных условий. Это будут уточненные данные. Оценке не подлежат участки линейного протяжения (дороги, просеки и т.д.) или не предназначенные для рекреационного пользования (ЛЭП, усадьбы, питомники, несомкнувшиеся лесные культуры, воды и т.д.). В случае, когда при лесоустройстве не проводилась ландшафтная таксация, исполнителю курсового проекта самостоятельно следует оценить каждый выдел рекреационной территории, пользуясь нормативами, приведенными в табл. 3.2, 3.3, 3.4, 3.7 настоящего учебного пособия, и характеристикой выделов в скопированных таксационных описаниях. Полученные величины показателей ландшафтной таксации без натурной их оценки будут менее достоверны, не вполне пригодны для учебного проектирования и записываются для выделов в таксационные описания. Только для определения стадии дигрессии рекреационного участка (выдела) требуется его натурный осмотр. Поэтому пока воздержимся от оценки этого показателя. Функциональное зонирование объекта в производственных условиях выполняется после обобщенной оценки природных комплексов – ландшафтной, флористической, фаунистической, рекреационной с учетом социально-эконо-мических условий, историко-культурных, природно-экологических особенностей (при необходимости – этнических). В учебных целях обоснование функциональных зон выполнить по упрощенной схеме. Для зонирования учебного лесничества, отнесенного к лесопарковой хозяйственной части зеленой зоны, использовать категории ландшафта (лесная и лесопарковая категории ландшафта). Около 30% площади лесничества (не менее 30 выделов) наиболее привлекательной для рекреационного пользования по большинству оценочных показателей ландшафтной таксации (см. таксационные описания), расположенной ближе к населенным пунктам или достопримечательностям, примыкающей к водоемам (см. выкопировки планшетов), имеющей лучшую транспортную доступность и т.п., следует отнести к функциональной зоне - " Лесопарковая категория ландшафта" (зона средней интенсивности посещения). Эта зона не должна быть сильно разобщена территориально. Она подвержена наибольшему антропогенному (рекреационному) воздействию, чем оставшаяся часть учебного лесничества – 2-я функциональная зона – " Лесная категория ландшафта" (зона слабой интенсивности посещения). Границы фукциональных зон возможно проводить как по квартальным просекам, так и по границам выделов, отмечая их на планшете цветными линиями или закрашивая не интенсивным цветным тоном всю функциональную зону. Лесную категорию ландшафта можно не окрашивать. При необходимости, по функциональному назначению и видам отдыха лесопарковую категорию ландшафта следует делить на 3 подзоны: массового организованного отдыха (спортивно-парковая, "сектор тишины"); массового самодеятельного отдыха; рекреационной застройки и пляжную. При отсутствии водоема третью подзону можно не выделять. При окраске подзон на планшете использовать различные цвета. Парковую категорию ландшафта (зону интенсивного посещения) в курсовом проекте выделять не следует. В объянительной записке характеристику функциональных зон показать в табл.4.i. Таблица 4.i Характеристика функциональных зон
Примечание. i – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.
При анализе данных этой таблицы привести краткое обоснование функционального зонирования – выделения функциональных зон и подзон, их соотношения. По видам отдыха и степени экологического воздействия (агрес-сивности рекреантов – см. табл.3.11) в лесопарковой категории ландшафта преобладают бездорожная и пикниковая формы рекреации (кратковременные прогулки, отдых на траве, спорт), в лесной категории ландшафта заметно возрастает доля добывательской, бивачной, автотранспортной и транспортно-пешеходной форм рекреации (туризм, сбор грибов, ягод, цветов, длительные прогулки и другие виды пребывания). Однако интенсивность рекреационного воздействия в последней зоне может быть ниже из-за меньшей ее посещае-мости. В учебных целях для всех выделов площадного характера и пригодных для рекреационного использования функциональной зоны "Лесопарковая категория ландшафта" определить их стадию дигрессии. При этом, возможно, использовать данные натурной оценки, отмеченной в таксационных описаниях. Для более эффективного учебного проектирования, помимо 3-й стадии дигрессии, наметить несколько участков с 4-й стадией в местах наибольшей возможной концентрацией рекреантов. Для этого необходимо проанализировать по таксационным описаниям – состав, тип ландшафта, эстетическую ценность выделов, по планшету – географическое их расположение, наличие достопримечательностей. Откорректированные или определенные (табл. 3.6) величины стадий дигрессии выделов лесопарковой категории ландшафта занести в таксационные описания так, чтобы все участки этой зоны имели этот показатель (от 1-2 до 4-й стадии дигрессии). В учебных целях для всех рекреационных выделов только лесопарковой категории ландшафта, для каждой подзоны в зависимости от класса устойчивости рассчитать величины экологической рекреационной емкости (предельно допустимые рекреационные нагрузки бездорожной формы рекреации). Они соответствуют наибольшим величинам нагрузки для 3-й стадии дигрессии (табл. 3.9). Например, для выдела 1-го класса устойчивости экологическая рекреационная емкость будет равна 17,8 чел. - дн./га, для 2-го класса – 12,0 чел. - дн./га и т.д. Другими словами, непрерывная рекреационная нагрузка в 17,8 (12,0) чел. - дн./га доводит дигрессию природного комплекса до границы между 3-й и 4-й стадиями дигрессии – это предел. Затем определить для каждого выдела той же функциональной зоны величины фактической рекреационной нагрузки, которой подвергался каждый участок до начала проектирования (табл. 3.9). Например, класс устойчивости выдела – 2. Его состояние под действием рекреационных нагрузок дошло до 4-й стадии дигрессии. Из табл. 3.9 следует, что он испытал при этом нагрузку 17,9 чел. - дн./га с ее колебаниями в пределах 12,0-23,8 чел. - дн./га. Нагрузка в 8,0 чел. - дн./га (4,0-12,0 чел. - дн./га) подвергает этот участок 3-й стадии дигрессии. Все определенные показатели занести в табл. 4.j и перевести на всю площадь выдела с итогами по кварталу, подзоне, функциональной зоне. Из приведенного примера (табл. 4.j) следует, что в выд. 2 рекреационный потенциал использован лишь на 1/4 часть: экологическая емкость 13,2, а фактическая нагрузка – 3,3 (до 4,4) чел. - дн. Поэтому для этого выдела возможно намечать аттрактивные ("притягиваю к себе") мероприятия – элементы благоустройства, прокладывание троп и т.д. В выд.1 фактическая нагрузка лишь в пиковом значении (знаменатель) достигает предела рекреации и мероприятия по регулированию рекреационного пользования можно не намечать. Для выд. 3 требуется срочное регулирование этого вида пользования, ограничительные и восстановительные, отвлекающие от этого выдела отдыхающих мероприятия, так как нагрузка превысила экологическую емкость участка.
Таблица 4.j Расчет рекреационной емкости и нагрузки, чел. - дн. (лесопарковая категория ландшафта)
Подзона организованного массового отдыха кв. 29
Примечание. j – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.
Поэтому сравнение предельно допустимых и фактических рекреационных нагрузок является важным инструментом в регулировании рекреационного пользования, которое осуществляется, главным образом, за счет размещения элементов благоустройства на рекреационных территориях. Нормативы по благоустройству зеленых зон приведены в приложении 1. Намечаемые автором курсового проекта мероприятия по благоустройству всей территории лесничества должны быть отмечены на планшете условными знаками, которые расшифровываются им в условных обозначениях. При этом их концентрация в функциональной зоне "Лесопарковая категория ландшафта" должна быть несколько выше, чем в лесной категории. Перечень намечаемых мероприятий приводится в табл. 4.n. Таблица 4.n Мероприятия по благоустройству рекреационных лесов
Примечание. n – порядковый номер таблицы в пределах 4-го раздела курсового проекта.
В конце изложения делается общее заключение об ожидаемой эффективности регулирования рекреационного пользования в учебном лесничестве. Затем делаются расчеты и анализ под заголовком без нумерации: "Аренда участков ЛФ в культурно-оздоровительных целях". Разрабатывается проект пользования для вновь создаваемых или существующих объектов культурно-оздоровительного назначения на условиях аренды участков лесного фонда на срок до 10 лет. При этом составляются следующие документы: 1) стороны договора аренды; 2) границы участков лесного фонда, передаваемого в аренду с нанесением их на планшет; 3) вид лесного пользования; 4) площадь участков (обычно 3-6 га) и научно обоснованные рекреационные нагрузки; 5) срок аренды; 6) размер арендной платы и порядок ее внесения; 7) права и обязанности сторон по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; 8) ответственность сторон (арендаторы и арендодатели) и их обязанности. На основаниии таксационной характеристики передаваемых в аренду участков лесного дохода рассчитывается размер арендной платы (АП) по формуле: АП = (П3 + Пк) ּ 1,2, (4.1) где Пз – плата за землю. Она составляет 5% от стоимости древесного запаса эталонного древостоя (при полноте 1,0 из таблиц хода роста) в возрасте максимального эколого-эстетического влияния (табл. 6.1) с учетом лесорастительной зоны, типа лесорастительных условий и главной породы;
Таблица 6.1 Примерные возрасты максимального эколого-эстетического влияния насаждений
Пк – стоимость представляемых рекреационных ресурсов (луг, болото, поля, сосна, дуб, ольха и т.д.). Определяется по таксовой стоимости фактического древостоя; 1,2 – коэффициент, определяющий надбавку к арендной плате за потери на приросте в результате рекреации, сбор отдыхающими продукции побочного пользования, учитывающий близость водоема для купания и расстояние от центра города. Порядок окончательного оформления курсового проекта приведен в приложении 2.
|