Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2.2. Анализ и учет затрат на качество
Итак, первая задача, которую мы подробно рассмотрели, связывала управление качеством с внешней средой (маркетинговый подход). Но следующая, не менее важная задача, касается внутренних проблем. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, это вопрос экономический: какие затраты несет организация для обеспечения качества своей продукции? Интуитивно понятно, что чем выше качество, тем выше затраты на его обеспечение. Но насколько выше? Что бы понять эту проблему, рассмотрим эту задачу с двух сторон: со стороны производителя и со стороны потребителя. Потребитель также понимает, что чем выше качество нужной ему вещи, тем дороже она стоит. Т.е. до определенного предела цена и качество связаны прямой зависимостью. Но, начиная с какого-то уровня, цена изделия продолжает расти, но качество повышается все медленнее и медленнее. У производителя эта зависимость имеет обратный порядок. Т.е. вначале затраты на повышение качества растут медленно, а затем начинают неуклонно возрастать. Эти процессы показаны на рис. 7. Оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей (рис. 7, затемненный овал). Качество (точнее свойства изделия, формирующее качество и оцениваемые показателями качества) формируется в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе со свойствами, определяющими качество, образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства – от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 8 [3] показана цепочка формирования затрат и стоимости товара или услуги.
Эта схема позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Управление качеством требует четкой оценки и классификации затрат на качество. Как известно, анализ и классификация затрат является основой управленческого учета, что лишний раз подтверждает необходимость единой системы управления организацией. Информация о величине затрат в управленческом учете используется для определения себестоимости, и та же информация необходима для определения экономических критериев улучшения потребительских свойств продукции (т.е. его качества). Классифицировать затраты можно по разным критериям. Например, классификация по функциональному признаку рассматривает затраты на выполнение разных функций управления качеством. Это изображено на рис. 9. Схема предусматривает наличие в организации системы управления качеством (СУК). Такая схема весьма полезна для иллюстрации распределения затрат на качество. Однако она носит скорее теоретический характер. Для практического использования в системе построения контроля над затратами в конкретной организации более подходит иной подход к классификации затрат. Наиболее полная классификация затрат, которую можно использовать в системах управления качеством, представлена в работе [3]. По этой классификации укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя: ¨ Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений — его набор и оплату труда. ¨ Снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные — соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы. ¨ Затраты на подразделения, контролирующие производство. ¨ Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п. ¨ Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям. Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие затраты, рассчитать и размер технических производственных затрат — через амортизационные отчисления, и трудовых — через заработную плату (оплату нормо-часов). Кроме деления затрат по сферам деятельности (производство, управление) существует другое их деление. Если брать непосредственно управление затратами, связанными с обеспечением качества продукции, то надо различать ¨ базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и ¨ дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества. Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя: ¨ Затраты на оценку. К ним относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала. ¨ Затраты на предотвращение. Это расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д. Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.
Рис. 10. Затраты, обеспечивающие качество продукции
Все вышесказанное иллюстрируется схемой на рис. 10. Здесь показана группа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и с её усовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сфере производства, так и за ее пределами — в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление. Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ. Вопросы для самоконтроля по теме «Анализ и учет затрат на качество» 1. Взаимосвязь цены и качества продукции. 2. Цепочка формирования затрат и стоимости товара или услуги. 3. Классификация затрат на обеспечение качества продукции. 4. Соотношение экономического и маркетингового подхода к качеству продукции. Date: 2015-10-22; view: 537; Нарушение авторских прав |