Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и особенности воспитательного процесса





 

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие человека в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Оно осуществляется через образование и обучение, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, общественные организации и др.

Важное место в целостном педагогическом процессе занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Сущность, место и роль этого процесса хорошо просматриваются в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 2), под которым понимается процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

 
 


Рис. 2. Процесс формирования личности

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Таким образом, воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В ходе такого взаимодействия (в процессе воспитания) воспитатели оказывают определенное воздействие, влияние на формируемую личность. Однако отношение личности к воспитательным воздействиям бывает разным (положительным, нейтральным, отрицательным) и во многом зависит от мировоззрения, запросов, интересов, настроения личности, от умения правильно использовать различные приемы воздействия и авторитета воспитателя.

В процессе воспитания воспитатели побуждают своих воспитанников заниматься самовоспитанием. Самовоспитание – это деятельность личности, направленная на изменение самой себя в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Оно осуществляется с помощью трех основных методов: самопознания, самообладания и самостимулирования.

Самопознание осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самооценку и самоисправление.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самовнушение, самопринуждение и другие приемы.

Самостимулирование предполагает использование таких приемов, как самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение и др.

Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитание». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, качествах личности, противоречащих челове-ческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания близка и понятна воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, отношения к воспитанникам.


Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими влияниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период формирования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена также тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. А. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное и вузовское воспитание оставляет глубокий след в сознании человека потому, что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе, вузе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение воспитанника. Необходима система работы для достижения определенной цели. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того, чтобы, следуя по проторенному пути, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе. Не исключено, что в какой-то момент придется уделить больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания является двухсторонним. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.


Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он развивается в соответствии с действующими причинами, изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей воспитанников, и становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство при одних обстоятельствах оказывает сильное воздействие на воспитанников, а при других – самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения, что побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать процесс формирования личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентиров воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результативности воспитательного процесса. Например, весьма неблагоприятно влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившиеся в последнее время противоречия в содержании информации (исторической, литературной, политической), внесшие немалую путаницу в сознание людей. Расхождение слова с делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании, так же как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, отмечал С.Л. Рубинштейн, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм. В последнее время в работе воспитателей отмечают все больше противоречий, которые выражаются в несоответствии требований уровню подготовленности воспитанника. Если этот уровень намного ниже предъявляемых требований, то требования просто игнорируют.

 

3.2. Системы и структуры воспитательного процесса

 


Процесс воспитания – сложная динамичная система. Каждый ее компонент, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая из них представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в тоже время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды и может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой.

Процесс воспитания рассматривается как динамичная система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все подготавливающие его этапы.

Применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупность (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной высшей школы процесс воспитания направлен:

· на целостное формирование личности с учетом всестороннего, гармоничного ее развития;

· формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

· приобщение воспитанников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

· воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

· развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

· организацию познавательной деятельности воспитанников, развивающей индивидуальное и общественное сознание, а также их профессиональную направленность;

· организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

· развитие важнейшей социальной функции личности – общения – в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса (рис. 3).

 
 

 

 


Первый этап процесса воспитания – овладение знаниями норм. Требуетосознания воспитанниками норм и правил поведения.Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы (в частности, русская дореволюционная) данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам «что, зачем и почему?» не следует: подрастут – поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию – формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Второй этап процесса воспитания – формирование убеждений. Знания должны перейти в убеждения– глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе – знания не стали убеждением.

Третий этап – формирование чувств. Этоеще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия воспитанниками требуемых норм и правил. Но, конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Другой подход к структуре воспитательного процесса основан на выделении его последовательных этапов, но уже по другому критерию – связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса. Его организация выглядит следующим образом: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентирующей) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются компоненты: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности. На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, воспитанники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется их отношение к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения – осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа «справедливо – несправедливо, хорошо – плохо, полезно – бесполезно». Более высокая форма их развития – убеждение. Наиболее верный путь формирования и укрепления убеждений – создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс,– это выработка устойчивой привычки поведения, становящейся нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черты характера, свойства личности. Общая структура процесса воспитания представлена на рисунке 4.









Date: 2015-10-22; view: 2377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию