Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Съезд судей Российской Федерации





Идея учреждения независимого и влиятельного судейского коллектива впервые была сформирована в общих чертах на Первом Всероссийском съезде судей (ещё этот съезд называли Первым съездом юристов России, т.к. ни юристы, ни судьи подобных съездов в России не проводили). Инициаторами его созыва была группа су­дей, возглавляемая Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым и Министром юстиции Н.В. Федоровым. Опира­ясь на Закон СССР «О статусе судей в СССР» 1989 г., им уда­лось созвать в 1991 г. I Всероссийский съезд судей, со­стоящий из делегатов - судей судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации.

Первый съезд принял решение о создании Совета Судей РФ.

Съезд принял также решение о проведении в каждом субъекте Российской Федерации региональных конференций судей, на которых должны были избрать по одному судье от субъектно­го сообщества судей в члены Совета судей России. Конференции были проведены и Совет судей Российской Федерации сформирован.

Собравшийся в марте 1992 г. в Москве Совет судей из­брал Президиум Совета из 9 человек и председателя Совета.

Задачами совета в тот период, поставленными перед ним Первым Всероссийским съездом, были: укрепление созданного судейского сообщества, целенаправленные дей­ствия совета судей по проведению судебной реформы в Рос­сийской Федерации, защита интересов судей, представитель­ство их интересов в других органах государственной власти, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Перечисленные задачи призваны были осуществлять все органы судейского сообщества во главе с Советом судей Российской Федерации.

В 1992 г. судейский корпус начал выстраиваться. По отдельным регионам укомплектованность штата судей находилась на очень низком уровне. Судьи пони­мали: нужна реформа и создание подлинной судебной власти. В Со­вете стали обсуждать состояние и возможности реализации постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». И благодаря тому, что к авторитетным членам Совета судей России прислуши­вались государственные руководители, к которым они обращались, первый Совет судей смог заложить реальный фундаменталь­ный монолит под будущую судебную власть. Первый Совет подготовил концептуальные положения проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». Верховный Суд России проект Закона внес на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. В июне закон был принят. Это стало главным итогом деятельности перво­го Совета судей России.

В законе впервые введен термин «судейское сообще­ство». Законодательно закреплен порядок образования, очер­чен круг полномочий органов судейского сообщества.

После принятия Закона о статусе судей в Российской Федерации на конфе­ренциях судей субъектов Федерации также были избраны Советы судей.

В июне 1993 г. состоялся II Всероссийский съезд судей. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это было свидетельство укрепления и объединения судей­ского сообщества.

На сей раз съезд увеличил количественный состав Совета до 112 человек. Президиум Совета был избран в со­ставе 15 человек. Позднее Президиум был дополнен судьей Конституционного Суда РФ и Совет, таким образом, стал представлять судей всех трех ветвей судеб­ной власти.

Съезд принял Положение об органах судейского со­общества. Положением были регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, пери­одичность пленарных заседаний.

Второй Всероссийский съезд судей отмечен и тем, что он принял концептуаль­ные положения Кодекса чести судьи Российской Федерации.

Принял Кодекс чести судей Совет судей РФ. Кодекс чести судей установил общие правила поведения судей в профессиональной деятельности и во внеслужебной обстановке, предъявляемые к судье. Хотя кодекс не носит норма­тивного характера, но сложившаяся практика работы квали­фикационных коллегий и Верховного Суда РФ подтвержда­ет его широкое применение и реализацию требований, определённых Кодексом чести к судьям.

По состоянию на 1 июля 2008 г. прошло шесть Всероссийских съездов судей. На них обсуждались разные вопросы, но все съезды объединяет стремление к раз­решению главных задач: судебная реформа, становление не­зависимого суда, самостоятельной, действен­ной и авторитетной судебной власти в России.


Съезд критически оценил состояние законодательной работы в стране и качество принимаемых законов, отметив, что законы должны приниматься с учётом позиции судейского сообщества, с максимальным вовлечением в подготовительные законотворческие и организационные мероприятия правоприменителей. Эта позиция также была принята во внимание: практически в каждой рабочей группе по разработке законопроектов участвовали представители судебной власти.[144]

Третий (внеочередной) Всероссийский съезд состоял­ся в марте 1994 г. Этот съезд был посвящён обсуждению перспектив реформирования судебной системы, совершенствованию её организационного построения. Предлагалось образовать новую судебную структуру – федеральные окружные суды на территориях нескольких регионов, которые приняли бы на себя часть функций Верховного Суда РФ. Окружные суды должны были стать апелляционной инстанцией по отношению к республиканским и областным судам, а также кассационной инстанцией по отношению к делам, рассмотренным с участием присяжных заседателей. Однако законодатель это предложение не поддержал.

Третий съезд поддержал предложение Верховного Суда РФ о создании Судебного департамента, полностью подотчетного судейскому сообществу, который бы взял на себя вопросы, находящиеся за пределами судопроиз­водственной деятельности органов судебной власти[145], другими словами, Судебный департамент должен был заняться ресурсным, материальным и кадровым обеспечением судов.

Также отмечалось, что должен быть издан за­кон, закрепляющий единство судебной системы, действующей на основе единых конституционных принципов право­судия.

Съезд высказался за сохранение военных судов в рамках общей судебной системы во главе с Верховным Судом РФ, реализацию института мировых судей, создание конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации.

Лишь совокупная деятельность судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Тесная взаимосвязь ветвей судебной системы и общ­ность принципов правового регулирования их организации и деятельности требуют, чтобы объектом федерального кон­ституционного закона о судебной системе в Российской Федерации была вся судебная система Российской Федера­ции в целом. Закон о судебной системе в Российской Феде­рации должен содержать, кроме общих для всех российских судей и судов положений, разделы, касающиеся каждой из подсистем целостной судебной системы России.[146]

3-5 декабря 1996 г. прошел IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей. Он принял постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и пер­спективах ее развития».

Съезды принимали принципиаль­ные постановления, обнажали и показывали действитель­ное, очень неприглядное положение дел в судебной систе­ме, осуществляющей судебную власть:

«...Прошедшее после предыдущих съездов время сви­детельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.

Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих су­дов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейше­го осуществления правосудия в стране».[147]


Далее постановление обстоятельно описывает зако­нодательное обеспечение судебной деятельности.

Отмечается, что слишком долго парламент не принимает ос­новополагающий для всех судов Закон о судебной систе­ме Российской Федерации, который должен был предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрис­дикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, вынуждены были работать в старом процессуальном порядке осуществления правосудия, что не позволяло эффек­тивно проводить судебную защиту законных прав и интере­сов граждан, а работа над новыми УПК РФ и ГПК РФ была далека от завершения.

Съезд оценил состояние кадрового, финансового и материального обеспечения судебной деятельности и по­казал перспективы дальнейшего развития судебной ре­формы и судебной системы.

Усилия судей, работавших на съездах, дали положи­тельные результаты. 31 декабря 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон «О су­дебной системе Российской Федерации».

Законопроекты в палатах Федерального Собрания проходили при различных сложностях. И все-таки в декабре 1997 г. был принят Федеральный закон «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

На V Всероссийском съезде судей, состоявшемся в но­ябре 2000 г., Президент РФ констатиро­вал: судебную власть в России можно считать состоявшейся.

Действительно, благодаря упорной почти десятилет­ней работе судейского корпуса по становлению судебной вла­сти, суды начали пре­вращаться в органы судебной власти.

Достигнуто главное: впервые в российской истории утвердилась судебная власть как самостоятельная и незави­симая влиятельная сила, что обеспечило практическую реа­лизацию принципа разделения властей. Судебной власти свойственны все необходимые характеристики властной структуры.

Это, прежде всего, закрепленная в Конституции РФ и федеральных законах компетенция судов по реализации своих властных полномочий и обяза­тельность исполнения судебных решений всеми без исключения органами власти, местного самоуправления, общественными объединениями, должностными, юридичес­кими и физическими лицами.

Наряду с этими правомочиями она вправе устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но и правомерность самих законов, что характеризует судебную власть, как самостоятельную и независимую государственную власть.

Указанные полномочия осуществляются единственными носителями судебной власти - судьями, независимость и неприкосновенность которых гарантированы Конституци­ей РФ.[148]

VI Всероссийский съезд судей проходил 30 ноября – 2 декабря 2004 г. в Кремлевском дворце съездов. На съезде обсуждались многие вопросы – от кадровых до нравственно-этических. Уделено было внимание вопросам открытости судебной власти. Отмечалось, что справедливость судебных решений – это критерий, по которому общество оценивает качество правосудия, а уважение к суду – это уважение к государственной власти.


Согласно ст. 6 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Всерос­сийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообще­ства, за исключением вопросов, относящихся к полномочи­ям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда при­нимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом су­дей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Съезд считается правомочным, если в его работе при­нимают участие более половины избранных делегатов.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Делегаты на съезд избираются по установленным постоянным нормам представительства от судей Конститу­ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ, от судей каждого федерального арбитраж­ного суда округа, от судей каждого верховного суда респуб­лики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного ок­руга, от судей каждого арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации, от судей каждого окружного (флотского) военного суда, от судей гарнизонных военных судов, от судей районных судов, от мировых судей, от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Созывать Всероссийский съезд судей уполномочен Совет судей Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).







Date: 2015-10-22; view: 1047; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию