Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы речевых действий и типы дискурса
2. Выражение Цицерона «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (дословно с лат.: «Поэтами рождаются, ораторами делаются») стало крылатым много веков назад. Как же все-таки «делаются» ораторами? Перечислите непреложные требования к оратору и качества оратора-профессионала.
3. Перечислите социально-психологические механизмы аудитории как коммуниканта. Приведите примеры на каждый из них из своей ораторской или коммуникативной практики.
4. Назовите и охарактеризуйте с позиций оратора основные структурные особенности аудитории. Задания и упражнения на дом:
1. С.М. Волконского по праву можно считать одним из законодателей «Правил поведения человека, выступающего перед публикой». Проверьте: все ли приведенные ниже настоятельные рекомендации вы выполняете? Опираясь на свою собственную ораторскую практику и наблюдения за выступающими (в вашей аудитории, по телевидению и т. д.), дополните свод этих правил.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО[12] 1. Не ходите вдоль рампы, не поворачивайтесь в профиль к слушателям. 2. Не переминайтесь с ноги на ногу (это создает впечатление слабости). 3. Вправо идете – с правой ноги. 4. Не делайте маленьких шажков (это от беспокойства). 5. Движение должно быть не сразу, не резко, «тушевано». 6. Не смотрите, куда ступить, не отрывайте глаз от слушателей для этого. 7. Быстрая перемена направления походки только при быстрой перемене направления мысли. 8. Всегда смотрите на слушателя. 9. Руки не в карманах! 10. Жест указующий – смотреть в сторону руки; жест патетический – на слушателя. 11. Жест должен останавливаться на слоге слова с логическим ударением. 12. Не придавайте силы словам кивком головы (это ослабляет убедительность). 13. Не ставьте ноги на одной линии. 14. Не меняйте положения во время паузы, только во время речи. 15. Рукопись должна быть в порядке. 16. Не облокачивайтесь на кафедру. 17. Если нервничаете, стойте смирно: никто не заметит. 18. Не теребите пуговицу, не играйте цепочкой, не сморкайтесь на паузе. Делайте это, когда говорите.
2. Составьте рекомендации говорящему коммуниканту[13]
3. Составьте рекомендации слушающему коммуниканту. 4. Составьте перечень требований к образу и поведению судебного оратора.
5. Охарактеризуйте по признаку уважения/неуважения лиц, о которых идет речь. Обратите внимание на то, что отношение говорящего к вещи или действию человека свидетельствует об отношении к самому человеку. 1) «Здравствуйте, – не очень приветливо говорит мужик. – Заезжай, я покажу куда ставить. Барахла-то много?» (В. Шукшин) 2) Но какого черта этот инженеришка поехал в степь? Энтузиаст он, что ли? (С. Сидельников) 3) Извозчик громко начал говорить о том, как бывают шаромыжники, которые не платят за езду. (Л.Н. Толстой)
6. Составьте этикетный словарик на темы «Приветствие», «Извинение», «Благодарность», «Просьба».
7. На одну и ту же тему, для одной и той же аудитории подготовьте информационное сообщение и убеждающую речь. Сделайте сопоставительный анализ текстов.
Литература Основная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011. 2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2007.* 3. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010. 4. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Уч. пособие для студ. вузов. – М., 2012.** 5. Львов M.P. Риторика. Культура речи. – М., 2007 (2004*). 6. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.* 7. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М.,2007.* 8. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008. 9. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.** 10. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М., 2009. Дополнительная 1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М., 2007.2. Анисимова. Г.В. Риторика. – Владивосток, 2004. 3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997. 4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998. 5. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004. 6. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-метод. пособие по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006*. 7. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. 8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009. 9. Романова Н.Н., Филиппов А.В. – Словарь. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология. – М., 2009. 10. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006. 11. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985. 13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. 14. Петров О.В. Основы судебного красноречия. – М., 2007. 15. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие. – М., 2009.* 16. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**Интернет-ресурсы 1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык» 2. http://www. orator.ru 3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал 4. http://www. zhestov.net Date: 2015-10-22; view: 1081; Нарушение авторских прав |