Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ 9. Ораторские приемы воздействия и их допустимость





Риторическая разминка:

– отработка поз говорящего и слушателя;

– ролевая игра (моделированные ситуации).

Ораторика:

– эссе по афоризму;

– риторический диалог.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.

2. Регламентация допустимости ораторских приемов.

3. Характеристика приемов установления контакта оратора с аудиторией.

4. Характеристика приемов привлечения и удержания внимания слушателей.

5. Характеристика приемов стимулирования интереса слушателей.

6. Приемы диалогизации монолога.

7. «Спекулятивные» приемы и их разоблачение.

Практические задания (работа в группах)

 

1. Считая умение оратора поддерживать внимание слушателей искусственными приемами одним из важнейших условий успеха, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде» (в параграфе «О внимании слушателей») показал семь таких приемов:

Первый прием – прямое требование внимания от слушателей.

Второй прием – пауза.

Третий прием заключается в употреблении – надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, – вставных предложений.

Четвертый прием – риторическая фигура apostrophe – обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

«…Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой – самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту … удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии».

Первый прием П. Сергеич иллюстрировал тонким советом Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня».

Проиллюстрируйте другие приемы, в том числе примерами из собственной ораторской практики. Попробуйте добавить к этим приемам свои.

2. Анализ вербального и невербального исполнения речей (заученных, подготовленных, экспромтов)

Задание на дом:

1. Из последнего составленного вами текста публичной речи в каждом абзаце трансформируйте одно повествовательное предложение в риторический вопрос и еще одно – в риторическое восклицание.

2. Придумайте фрагменты публичных сообщений, рассуждений и доказательств с употреблением различных приемов привлечения и удержания внимания слушателей. Сыграйте их перед зеркалом, как в «театре одного актера».

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2007.*

3. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*

4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.

5. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М.,2007. *

6. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. – Тула, 2000.

7. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008.

8. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**

Дополнительная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика (для бакалавров): Уч. пособие. – М., 2012.**

2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.*

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**

5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.

7. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. – М., 2009.

8. Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов: Учебно-методическое пособие. – М., 2010.

9. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

1. http://www. orator.ru

2. http://www. zhestov.net







Date: 2015-10-22; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию