Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАНЯТИЕ 9. Ораторские приемы воздействия и их допустимость
Риторическая разминка: – отработка поз говорящего и слушателя; – ролевая игра (моделированные ситуации). Ораторика: – эссе по афоризму; – риторический диалог.
Вопросы для обсуждения: 1. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. 2. Регламентация допустимости ораторских приемов. 3. Характеристика приемов установления контакта оратора с аудиторией. 4. Характеристика приемов привлечения и удержания внимания слушателей. 5. Характеристика приемов стимулирования интереса слушателей. 6. Приемы диалогизации монолога. 7. «Спекулятивные» приемы и их разоблачение. Практические задания (работа в группах)
1. Считая умение оратора поддерживать внимание слушателей искусственными приемами одним из важнейших условий успеха, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде» (в параграфе «О внимании слушателей») показал семь таких приемов: Первый прием – прямое требование внимания от слушателей. Второй прием – пауза. Третий прием заключается в употреблении – надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, – вставных предложений. Четвертый прием – риторическая фигура apostrophe – обращение к слушателям с неожиданным вопросом. «…Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой – самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту … удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее. Седьмой прием заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии». Первый прием П. Сергеич иллюстрировал тонким советом Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня». Проиллюстрируйте другие приемы, в том числе примерами из собственной ораторской практики. Попробуйте добавить к этим приемам свои. 2. Анализ вербального и невербального исполнения речей (заученных, подготовленных, экспромтов) Задание на дом: 1. Из последнего составленного вами текста публичной речи в каждом абзаце трансформируйте одно повествовательное предложение в риторический вопрос и еще одно – в риторическое восклицание. 2. Придумайте фрагменты публичных сообщений, рассуждений и доказательств с употреблением различных приемов привлечения и удержания внимания слушателей. Сыграйте их перед зеркалом, как в «театре одного актера». Литература Основная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011. 2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2007.* 3. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.* 4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009. 5. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М.,2007. * 6. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. – Тула, 2000. 7. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008. 8. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.** Дополнительная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика (для бакалавров): Уч. пособие. – М., 2012.** 2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.* 3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010. 4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.** 5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. 6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.7. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. – М., 2009. 8. Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов: Учебно-методическое пособие. – М., 2010. 9. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.Интернет-ресурсы 1. http://www. orator.ru 2. http://www. zhestov.net Date: 2015-10-22; view: 456; Нарушение авторских прав |