Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетентностный подход в образовании
Достижение конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках обеспечивается прежде всего развитием высокотехнологичных, наукоемких производств. В процессе хозяйственной деятельности наукоемкой организации научное знание предстает как непрерывный поток инноваций, а общей тенденцией в развитии науки становится технологизация научного мышления, его инструментализация. Поэтому меняющаяся экономика выдвигает все более высокие требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций, повышению вооруженности их труда. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Вместе с тем, движение к наукоемкой экономике – это задача, реализуемая не только исключительно за счет усилий государства. Процесс развития наукоемкой составляющей в экономической деятельности является всеобъемлющим: он начинается в организации, с каждого человека, работающего в цеху или подразделениях компании: «От новаций на рабочем месте – к модернизации хозяйственной системы в целом». Только при условии подобного развития профессионально-личностного потенциала работников возможно достижение конкурентных преимуществ. Профессионально-личностный потенциал работника включает уровень образования и интеллектуального развития, степень профессиональной подготовки, наличие опыта, умения и компетентности. Высокий уровень профессиональной компетентности работников – базовый элемент при формировании национальных образовательных стандартов. Компетентность – это личные качества, которыми обладает работник в своей сфере деятельности, включающие: знания, умения, опыт, мотивы, поведенческие характеристики (стиль работы, образ мыслей, рабочие привычки, культуру и т.п.). Компетентность – понятие, относящееся к человеку, и говорит об аспектах личных качеств работника, стоящего за компетентным выполнением работы. Компетенция – понятие, относящееся к работе и говорящее о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен. Понятие компетенции прямо связано с факторами, которые влияют на уровень индивидуальных результатов работы и, следовательно, на эффективность организации. Как заявляли американские ученые (Prahalad and Hamel, 1990): «Одержимость наращиванием компетенций характеризует мировых победителей». Компетентными работниками являются те, кто удовлетворяет ожиданиям относительно показателей труда. Они способны использовать свои знания, навыки и свойства личности для достижения установленных целей и стандартов. В рамках международной программы качества образования (TUNINQ), была определена методология выявления и классификации компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Это следующие компетенции: инструментальные, межличностные, системные. Инструментальные – способность к анализу и синтезу; к организации и планированию; базовые знания в различных областях; подготовка по основам профессиональных знаний, письменная и устная коммуникация; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем; принятие решений. Межличностные – способность к критике и самокритике; умение работать в команде; навыки межличностных отношений; способность общаться со специалистами из других областей; способность работать в международной среде; приверженность этическим принципам. Системные – способность применять знания, генерировать идеи (креативность); учиться адаптироваться к новым ситуациям; навыки лидерства; исследовательские навыки; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху. По мнению студентов, участвующих в обсуждении проекта TUNINQ, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способность к организации и планированию деятельности; применять знания на практике; принимать решения; порождать новые идеи и их реализовывать (креативность); знание второго языка; лидерство; способность адаптироваться к новым ситуациям; развитие навыков управления информацией. Имеется практический интерес сопоставления российской и европейской систем высшего образования (табл. 33)
Табл. 33 Сопоставление российской и европейской систем высшего образования
Рассмотрим примерный макет общеобразовательной программы (ООП) «Управление человеческими ресурсами» по направлению «Менеджмент», разработанной в СПбГУЭФ. Date: 2015-10-22; view: 433; Нарушение авторских прав |