Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъект и объект познания





Познание, как процесс направленный на получение знаний, предполагает взаимодействие между субъектом и объектом.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, иными словами – то, что познаётся. Например, книга, атом, человек, природа в целом и т.п. Принято различать объект и предмет познания, где предмет – понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Субъект познания – это тот, кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом.

Результатом взаимодействия объекта и субъекта познания является новое знание. Термин знание употребляется в трёх основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспект и есть предмет исследовании гносеологии.

Характер взаимодействия субъекта и объекта познания представлялись по-разному в истории философии. В рамках классической гносеологии сформировались две альтернативные модели познания: объективно-натуралистическая и субъективно-рефлексивная.

Объективно-натуралистическая модель (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.) отдавала роль субъекта познания отдельному индивиду, который взаимодействует с объектом познания по чисто природным законам. Познаваемая вещь физически воздействует на субъект и отражается при этом в его сознании в чувственных «зеркальных» образах. Чувственные знания осмысливаются и анализируются субъектом – тем самым он обнаруживает в вещах общее, их сущность и законы. Человеку при таком понимании познания отводится, по существу, лишь роль наблюдателя, который фиксирует исследуемые явления и события.

Субъективно-рефлексивная модель (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Гегель и др.) ориентировалась на внутреннюю активность субъекта. Эта активность понималась преимущественно как духовная деятельность человека, его мысленное воздействие на познаваемый предмет, размышление (рефлексия) над ним. Основная идея этой модели – в познании человек не просто отражает объект изучения, но и активно влияет на него, добавляет в образ объекта те или иные субъективные моменты.

Начиная с ХIХ в. в марксизме и других философских школах развивается современная модель познавательного процесса – деятельностная. Её сущность можно свести к следующим положениям.

1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. Мы узнаём предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно – практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.

2. Субъект познания – всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью какой-то общности людей: коллектива, социальной группы, всего общества. Субъект познания в своей познавательной деятельности связан – непосредственно или опосредовано – с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум.

3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он живёт и действует. Именно уровень и содержание индивидуальной культуры задают субъекту определённое видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.

4. Все компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны по своей сути, изменяются с развитием общества. Растёт духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расширяется мир объектов, познаваемых человеком.

Итак, сущность процесса познания состоит в двустороннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. с одной стороны, объект воздействует на человека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть необходимое (но не достаточное) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось только к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С другой стороны, субъект активно воздействует на познаваемый объект, спрашивает его о том, о чём сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и заставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта «ответы» на свои вопросы и есть важнейший смысл познания и его цель.

 







Date: 2015-10-21; view: 829; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию