Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания





Научная философия, включает в себя онтологию,знания о мире, и гносеологию, учение о познании. Познание объективного мира является главным направлением научной философии. Но объективный мир бесконечен и постоянно развивается, следовательно и учение о его познании должно быть диалектичным и бесконечным в своем потенциале. Для этого нужно исследовать само познание: его пути,формы процедуры,методы. Процесс познания мира предполагает постоянное совершенствование самого познания, вслед за неудержимо несущимися вперед научными открытиями и человеческими желаниями.

В диалектическом материализме, познание определяется как отражение объективного мира в человеческом сознании. Обощая, эту теорию познания, называют теорией отражения мира. Ленин в, в своем труде «Материализм и эмпирикритицизм» сформулировал четыре фундаментальных принципа, на основании которых, вообще можно осуществлять полноценное научное познание мира.

В хронологическом порядке они выглядят следующе: Первый — это признание существования объективного мира.Без данного принципа, процесс познания сводится к искажению идеализмом и исключает научную гносеологию.Второй принцип — это признание абсолютной познаваемости мира. Современный материализм опровергает агностицизм, связанный с непознаваемостью бесконечного мира и дает нам основания познавать что угодно. Третий принцип — это признание диалектическог характера процесса познания. Мысль способна к бесконечному развитию, она, всед за ообъективно существующим бесконечным миром, способна к бесконечному качественному развитию. Четвертый принцип — это положение об общественно-исторической практике как основе познания и критерия истины.

В процесс познания входит две основных ступени: чувственная и логическая.Эти два типа поззнания отличаются от друг друга предметом их отражения. Чувственно е познание характеризуется непосредственным знанием о действительности, логическое — опосредованным.

Чувственное познание — отражение внешних сторон действительности или явлений.(В.В. Орлов — Общая философия). Те явления, которые мы можем познать в чувствах называются чувственными.

Основнными формами чувственного познания являются: ощущения,восприятия и представления объективной реальности.

Ощущуния есть отражения отдельных свойств вещи, которые осознаются человеком. Это: запахи,цвета,раздражения тактильного анализатора,вестибулярного и тд. Раздражения анализаторов дополняется субъектинвным компонентом сознания и создается ощущение предметов.

Ощущения анатомо-физиологически обусловлены и связанны с сознанием человека,через головной мозг, сами рецепторы и весь путь нейронных связей от раздражаемой поверхности рецептора, до соответствующего ему отдела в головном мозге.

Особенно здесь хочется отметить психофизиологический парадокс, связанный напрямую с чувственным восприятием реального мира. Парадок связи сознания и головного мозга. Сигналы, которые воспринимает наш центр высшей нервной деятельности, представляют собой электические импульсы, при этом качественно однородные.Сигналы поступающие от рецепторов,призванные передать человеку качественный характер раздражителя или всех раздражителей вокруг и поо всем типам рецепторов — одинаковые и, даже, экспериментально заменяя часть нервных путей титановым протезом,мы получаем стабильный сигнал от рецепторов.Но попадая в головной мозг,нервные импульсы создают качеественно разнородные психические образы. За счет данного парадокса осуществляется весь сложный процесс чувственного познания всей бесконечной реальности человеком.

Более сложным видом чувственного познания является восприятие. Вотличие от ощущение, оно более сложно устроено и имея туже функцию отражения реальных вещей,имеет качественное различие.Восприятие в отличие от ощущения стремиться отражать предмет целостным и включает в себя совокупность полученных об объекте ощущений. Таким образом у воспринимаемого объекта появляются новые качества доступные чувственному познанию:предметность,целостность,пространственность и протяженность во времени.

Третим видом чувственног познания является — представление.Представление — самый сложный из трех видов чувственого познания,характеризующийся способностью отражения образа объекта, педмета или ситуации, без его непосредственного наличия перед человеком. Безраничным потенциалом который ткрывает нам представление — называется воображение. Воображение позволяет воспроизводить образы чего угодно и в каком удобно виде, что является главным оружием человека в познании мира.

Второй стороной науного познания, является логическое познание. В отличие от предыдущего, этот вид познания, изучает сущность вещей,явлений, процессов. Опираясь на материал полученный посредством чувственного познания человек создает понятия и оперирует ими.

В направлении на познания сущности, логическое познание имеет сложный характер и состоит из:фундаментального,обыденного и научного познания.

Фундаментальный урвень логического познания включает в себя основные логические процессы,формы и законы.Все его составляющие доступны и вышестоящим уровням.

Основные логические процессы составляющие основу логического познания это:

Обобщение — процесс выделения общего из единичного. Первоначально обобщение представляет собой извлечение существенно общего из чувственного единичного, благодаря чему возникают простейшие понятия о вещах и явлениях.

Абстрагирование — процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием называется также отвлечение одних существенных признаков от других.

Анализ — мысленное расчленение целого на части. Первоначальный анализ — мысленное расчленение целостного чувственного образа налогически мыслимые части.

Синтез — мысленное объединение частей в единое целое. Простейшая форма синтеза заключается в мысленном соединении признаков, полученных в результате анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета.

Индукция — движение мысли от единичного к общему, дедукция — от общего к единичному. Индуктивный ход мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция позволяет применять полученные обобщения к познанию более частных, в конечном счете — единичных вещей и явлений. Индукция и дедукция тесно связаны и не существуют в чистом виде. Только взятые в единстве они обусловливают возникновение достоверного знания о мире.

 

Логическое познание включает в себя три формы — понятие,суждение и умозалючение.

Понятие — отражение существенных (сущностных) сторон вещи. Понятия: красное, круглое, предмет, явление, атом, закон, природа, человек и т. д. В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Ощущение или представление красного наглядны, понятие красного включает указание на волны света определенной длины и частоты, зрительный анализатор, но не содержит ни малейшего намека на «красное» как таковое, непосредственно. Понятие поэтому всегда существует в словесной форме.

Суждение — это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. В традиционной формальной логике различают субъект (S) суждения, обозначающий предмет мысли, и предикат (Р), обозначающий признак, наличие которого приписывается или оспаривается у предмета. Формула суждения: S есть (не есть) Р. Например: «СОбака это млекопетающее».

Умозаключение — связь суждений, или, точнее, форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Все девочки, на праднике, будут в платьях в горошек

Галя сказала, что пойдет на праздник

Галя будет в платье в горошек,если придет на праздник

 

Логическое познание подчинено законам, котроые изучаются логикой.Логика выражется в четырех законах и трех уровнях, в которых они проявляются. Это законы: тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания. И уровни формальной логики,математической и диалектической логики.

Законы отражают универсальную природу человеческого мышления — способность человека познавать бесконеный мир.В философском знании, законы логики занимают особое место,т.к. считаются законами идеального, изучаемого философией о мышлении человека. Логические законы сформировались в процессе практической деятельности человека в соответствии с объективными связями вещей и природой человека.

Закон тождества «А=А» заключается в требовании, чтобы предмет мысли оставался в процессе мышления один и темже, не подменялся другим.

Закон противоречия требует, чтобы в одной и тойже ситуации, при одних и тех же условиях не высказывалось два взаимоисключающих утверждения: «А не есть не-А»

Закон исключения третьего значит, что нудно считать истинным только одно из двух,взаимосключающих высказываний, и исключает истинность какого либо третьего высказывания: «А это Б, или А это не Б».

Закон достаточного основания, требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. (Если есть Б, то есть его основание А)

Эти четыре закона отсосились к перму уровню логики - формальной логике. Вторым уровнем логики является математическая логика. Математическая логика является вторым уровнем, стоящим на формальной логике. Она исследует закономерности вывода знаний с помощью математических средств формализации. Математическая лгика позволяет решать логические математические задачи.Она имеет огромную роль для точных специальностей, особенно для людей работающих на ЭВМ,в качестве процессиональноц основы.

Высшим уровнем логики является диалектическое знание.Диалектическая логика является научным ходом мышления. Она основывается на формальной логике. Гланой особенностью ее является то, что она схватывает и адекватно тображает противоречимость нашего мира и человека. Противоречивый характер развития логики позволяет ученым использовать формальную логику для изучения своег предмета и при этом понимать диалектический харктер собственного мышления, что также является ключем к поиску ответов на вопросы, в науке.

Обыденное познание.Оно связанно с решением вопросов и проблемных ситуаций, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, в своих буднях.Обыденным мышленим человек познает существенные стороны вещей,но не познает их сущности. В обыденной жизни действуют законы формальной логики, которых достаточно для отображения простых,для отдельного человека, сторон его повседневной жизни.

Обыденное познание исторически обусловленно. Оно строго ограниченно научным познанием и уровнем развития материальных отношений данного общества.

Повседневная жизнь людей, их тррудовая деятельность, несомненно сталкивает их с действительно трудными задачами,не поддвластными обыденному мышлению и требующими ьолее сложного подхода к их решению.Однако,этого все равно недостаточно, что бы называться научным познанием.

Научное познание и его сущность.Научное познание — это высший уровень логического мышления.Оно направлено на изучение глубинных сторон сущности мира,человека и законов действительности.Для достижения своих целей,научное познание использует сложные логические формы мышления,такие как: наблюдение,экспермент,методы и методики.Научное мышление может опираться только на факты.

Непосредственным источником научного знания являются факты. Факт — это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом называют реальное событие объективного или субъективного (духовного) мира, если оно зафиксировано сознанием, т. е. «стало фактом для нас». Следует подчеркнуть, что фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного, правдивого регистратора событий. Соотнесенность события, определяемого в качестве факта, с его регистрацией не должна ничего изменять в реальном содержании факта, ибо в противном случае последний перестает быть фактом.

Важнейшим императивным свойством фактов является их принудительная сила: в системе плодотворно развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов и т. д. Нетрудно понять, что факты обладают принудительной силой только тогда, когда исследователь или общество в целом способны это понять, т. е. при условии объективно-реального подхода к действительности, на основе действительных требований общественно-исторической практики. Благодаря своей принудительной силе факты навязывают мысли новую логику, новые подходы, позволяют преодолевать «барьер странности»

Наблюдение — это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности. Оно может быть свободным, производиться с помощью лишь человеческих органов чувств, и приборным, осуществляющимся посредством приборов, являющихся продолжением и усилением человеческих органов чувств.

Научное наблюдение основывается на некотором предварительном понимании предмета наблюдения и осуществляется на базе программы наблюдения.

Эксперимент — изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент представляет собой активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения. Включая реальное изменение материального объекта, эксперимент выступает в качестве одной из форм практической деятельности.

Необходимым условием эксперимента является его воспроизводимость. Отсутствие повторяемости экспериментов — признак либо не сложившейся, либо так называемой патологической, мнимой науки..

Основными формами научного познания являются проблема,гипотеза и теория.

Проблема определенным образом ставится или формулируется наукой.

В структуре проблемы можно выделить два основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание, выражающее основное направление познавательной деятельности.

Проблема представляет собой, таким образом, противоречивое единство знания и незнания, или, точнее, знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Бесконечное множество проблем, возникающих в частных науках, объединяются двумя основными и вечными, предельными проблемами человеческого познания — сущности бесконечного мира и сущности человека, его места в мире и смысла существования. Эти проблемы постоянно решаются человеком и остаются вечно до конца не разрешимыми и неисчерпаемыми, поскольку бесконечен и неисчерпаем материальный мир, бесконечна и неисчерпаема вечно развивающаяся человеческая сущность.

Гипотеза — предположительное решение проблемы. Гипотеза является необходимым этапом развития научного познания. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение в результате своего рода «озарения», она требует более или менее длительного поиска такого решения, выдвижения гипотез как различных вариантов решения.

Гипотеза — проявление творческой активности и свободы теоретического мышления. Она означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных и даже невероятных с прежних позиций решений. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не производится окончательный выбор одной из них. Множественность гипотез - проявление свободы научного творчества, которое означает, в частности, состязательность, конкуренцию различных гипотез..

Теория — высшая форма, или ступень, научного познания. Термин «теория» употребляется в двух основных значениях: высшей формы научного познания и системы понятий, описывающих и объясняющих какую-либо область действительности. В данном разделе мы будем иметь в виду оба значения.

Теория выступает в различных формах. Наиболее «типическая», связанная с достаточно широкими и содержательными областями действительности, теория имеет ряд черт. Такая теория включает свои теоретические основания (принципы, постулаты, основные идеи ), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Важными частями «типической» теории выступают ее описательная и объяснительная части или стороны. Описание — характеристика существенных черт, форм, структуры и т. д. соответствующей области действительности.

Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть. Это наиболее сложная и ценная часть теории, поскольку дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из факторов, его порождающих. Только на основе объяснения возможно практическое овладение действительностью, ее преобразование в интересах человека.

Типы объяснения бывают: на основе закона, причинное, генетическое, структурное и др. Законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат поэтому основой их понимания и объяснения. Причинное объяснение занимает особенно важное место в научном объяснении, поскольку направлено на выяснение факторов, порождающих явления. Генетическое объяснение связано с исследованием процесса возникновения явления, которое позволяет понять важнейшие черты этого явления. Структурное объяснение позволяет понять многие стороны явления, выводя их из структуры последнего.

Поскольку каждый из типов объяснений по-своему ограничен, наиболее полное объяснение достигается применением всех его вариантов, что возможно, однако, только применительно к достаточно широким и содержательным явлениям, прежде всего — к основным формам материи (физической, химической, биологической, социальной) и их достаточно широким ступеням, сторонам или формам. В конечном счете вся система научных объяснений сводится к единой основе — концепции единого закономерного мирового процесса.

Важным элементом научного познания являются методы исследования, т.е. способы познания, подходы к действительности. Они включают наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфические частные методы отдельных наук. С методами связаны методики исследования.

К общенаучным методам относятся прежде всего методы, которые представляют собой научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В качестве общенаучных выступают также методы идеализации, формализации, математизации и моделирования.

Каждая наука обладает также своими специфическими методами, которые вытекают из ее основных теоретических установок.

Непосредственой целью познания является постижение истины, действительного знания о мире и человеке. В процессе познания истина не постигается сразу. Согласно пониманию Гегеля, истина и есть сам процес познания. Это не статичное знания, которое можно узнать единожды и запомнить, это процесс освоения нового, конечного, с целью познать бесконечное.

После такого определения истины возникает, обоснованный вопрос:»Зачем изучать что либо,если знание будет конечным,в то время как объективная истина бесконечна,следовательно недостижима?». Этот вопрос поможет нам понять сущность процесса познания истины.

Для начала,всякая истина является конкретной,т.е. Действительной, во всем ее многобразии сторон, отношений и тд.Конкретность противопоставленна абстрактности.КОнкретность истины означает, что то или иное утверждение является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи.

Научная диалектика исходит из того, что наши знания всегда относительны.Относительная истина — это адекватное отражения конечных сторон действительности. Абсолютная истина — это полное и исчерпывающее знание действительности, или адекватное отражение бесконечности действительности.

На основании конечных знаний,как уже говрилось раньше,невозможно говорить об абсолютной истине.Но, поскольку каждое понятие или теория,если они верны,правильно отражают какой-либо момент или область бесконечного мира, они очевидно несут в себе частицу бесконечного мира.Абсолютную истину в этих пределах. Т.к. Абсолютная истина — это знание бесконечного мира, получается относительная истина это часть абсолютной истины. Т.к. Бесконенчый мир,состоит из бесконечного числа конечных объектов, познавая конечное мы познаем бесконечное.

Постижение истины — непосредственная высшая цель познания. Целью постижения истины является применение зананий на практике, с целью преобразования мира человеком по средством труда в необходимом для человеческого существования направлении. Средством и процессом преобразования мира является общественно историческая практика.Сущность человека и смысл его существования — в познании и практическом преобразовании мира и самого себя.

Практика это материальная деятельност людей,причем, не только процесс преобразования мира, но и средство человеческого существования, она также и сам способ и процесс человеческого существования. Преобразую мир человек преобразует самого себя, развивается вместе с бесконечным миром, который он преобразовывает. Практическая деятельность это сущность человека и его способ существования. Человек не может оставаться собой не развиваясь, не становясь новым и другим.

Общественно-историческая практика — основа познания. Будучи способом и сутью человеческого существования, практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познанияозначает, что 1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя, 2) практика порождает потребность в знании, 3) практика создает материальные средства познания, 4) практическое применение—конечная цель познания.

Практика является критерием истинности полученных знаний,т.к. понять сущность какого то предмета или объекта возможно только поняв его механизм.Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг ФЕйрбах" рассказывает на наглядном примере, значимоть практической деятельности и возможность познания объективно существующего мира.Раньше красный краситель добывали из корней растения.Затем с помощь практики люди узнали состав красителя и стали доыывать его из каменноугольного дегтя.

Огромную и первостепенную роль в пониманиии применении практики играет связь теории с практикой.Теория и практика взаимодействуют и дополняют друг друга.Теория опирается только на реальные достижения практики.Без подтверждения гипотез теория превращается в умозрительную науку, чуть ли не настоящую фантастику.Практика без теории - слепа.ПРактическая деятельность без теоретичнеского основания превращаеся в механическое повторение предыдущих действий, количественные изменения не будут происходить в таком случае и они останутся на прежнем уровне качества.

Лишь совместными усилиями теории и практики можно осуществлять процесс достоверного научного познания, опираться на полученные факты и получать адекватное отражение реального мира.

Актуальная проблема философии — применение теории познания и ее методов в частных науках и создании новых наук. Нужно учитывать значимость правильной логики и научно достоверного знания. Поэтому актуальная проблема заключается в анализе всех активно существующих наук и проверке их теоретической части и обеспечении их теоретической части теорией познания философии.

Практическая значимость — совершенствование структуры научных знаний частных наук и правильное построение хода их научного поиска, является важной методологической темой.Практика мертва без теории,она должна опираться на научно обоснованные данные,которые будут вести практику к ее целям.

Теоретическая значимость — проявляеться в научной базе.Теория познания ориентирована на правильное построение теории.Это не просто свод общих положений на основе которых нужно строить научное знание, но и метод постоянного совершенствования этого познания.

Предмет — достоверное научное знание

Объект — новое научное знание получаемое частными науками и на которое они опираются

Задачи:

Распостранение внимания философии ко всем активно развивающимся наукам и обеспечение их знаний качественным анализом и создание гарантии того, что научное познание будет совершенствоваться соответственно текущему уровню развитости частных наук изучающих бесконечную объективную реальность.

Date: 2015-10-21; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию