Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понимающая» социология М.Вебера
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, культуролог, историк, философ, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, автор работ «Социальные причины упадка античной культуры», «Хозяйственная этика мировых религий», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия», «Харизматическое господство», «Город» и др. Богатая эрудиция и широкий кругозор мыслителя позволили ему как социологу использовать обширные исторические, богословские, юридические, экономические знания для обоснования и иллюстрации своей концепции. Вебер определяет социологию как науку, изучающую социальное действие. «Действием следует называть человеческое поведение, если и опскольку действующий связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но социальным действием следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании». Итак, социальное действие предполагает два момента: · субъективную мотивацию индивида или группы и · ориентацию на другого. В отличие от реалиста Дюркгейма номиналист Вебер считает действие единственным источником социального, а такие «коллективистские» понятия, как «общество», «государство», «социальный институт» и др., - не более чем просто названиями процессов и специфических связей отдельных людей. «Социальные институты, - утверждает он, - должгны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов». Вебер различает 4 типа социального действия (они перечислены в порядке убывания рациональности): 1. Целерациональное, целиком ориентированное на достижение цели. Это идеальный тип и в чистом виде крайне редко встречается в реальности. Поведение людей в экономической сфере максимально приближено к этому типу. Это действие, с точки зрения Вебера, наиболее понимаемо, поскольку коэффициент психологического преломления здесь минимален и связь между целями и средствами предельно ясна. 2. Ценностно - рациональное, которое ориентировано на ценности и основано на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность того или иного поведения. 3. Традиционное, ориентированное на традиции и основанное на привычке. 4. Аффективное, ориентированное на эмоции, сиюминутные чувства. Вебер убежден, что рационализация социального действия есть тенденция исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление. Возрастает роль науки – наиболее чистого, по утверждению Вебера, воплощения принципа рациональности. Рационализация, по утверждению Вебера, есть результат соединения целого ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы: Античная наука, особенно математика, дополненная в эпоху Возрождения экспериментом и приобретшая со времени Галилея характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой. Рациональное римское право, какого не знали прежние типы обществ и которое получило на европейской почве свое дальнейшее развитие в средние века. Рациональный способ ведения хозяйства, когда труд стал доступен количественному измерению. Фактором, позволившим синтезировать все эти элементы, стал протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание. В результате в Европе возникло индустриальное общество, в котором, в отличие от общества традиционного, господствует формально-рациональное начало. Формальная рациональность – это рациональность как принцип, как самоцель (в отличие от материальной рациональности, рациональности ради какого-то результата). «Время – деньги, - цитирует Вебер Бенджамина Франклина, - Кто гуляет и лентяйничает, бросает деньги на ветер. Деньги по природе своей плодоносны и способны породить новые деньги». «Высшее благо этой этики, - пишет Вебер, - прежде всего в наживе при полном отказе от каслаждения, даруемого деньгами… теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни». Социальным носителем прогрессирующей рационализации Вебер считает бюрократию. Вебер анализирует не только протестантизм и его роль в развитии и функционировании общества. Одно из важнейших наблюдений касается общей зависимости экономической, политической жизни, социальной организации любого общества от религиозной этики, от ценности, которая в культурообразующей религии является доминирующей. Для протестанта такой ценностью является труд. Одна из работ Вебера – «Хозяйственная этика мировых религий» - посвящена анализу соотношения между способом хозяйствования и религией. Основания политической активности или, напротив, аполитичности автор также усматривает в религиозных ценностях различных народов: если мир принимается, то и политическая активность имеет смысл, если же он отвергается, считается иллюзией, то люди, воспитанные в такой культуре, аполитичны. Вебер сыграл важную роль в формировании социологии права. Социология, в отличие от юриспруденции, занимается не выявлением логически верного «объективного» содержания правовых положений, а действиями, которые связаны не только с существованием норм, но и с представлениями людей о смысле и значимости этих норм. Социология рассматривает вероятность распространения правовых положений. Социология права оперирует термином «эмпирическая значимость правового положения». Согласно веберовской теории легитимного порядка, нужно отличать друг от друга: · эмпирическую легитимность социального порядка, которая связана с его фактической значимостью для людей и проявляется в их поведении и · нормативную легитимность, которая характеризуется формальным соответствием социального порядка законам страны (легальностью). Эмпирически легитимный порядок – это социальный порядок, обладающий устойчивостью и престижем. Легитимность порядка выражается в значимости норм. Она сохраняется и при его нарушении – в случае, если нарушители вынуждены скрывать свои проступки или преступления. Легитимность порядка гарантируется внутренне и внешне. Внешние гарантии легитимности: · условность; · право. В отличие от права, условность действует без особой группы людей, осуществляющих принуждение. При нарушении условности (например, профессиональной этики) социальный бойкот бывает более действенным, чем приговор. Внутренне легитимность социального порядка гарантируется: · эмоционально; · ценностно; · религиозно. Веберовская теория легитимного порядка противостоит юридическому позитивизму, с точки зрения которого важнейшее значение имеет формально-логическая обработка правового материала, рассмотрение права как самодовлеющей формы в отрыве от содержания – иначе говоря, весь научный анализ ограничивается комментированием и логическим объяснением правовых текстов, их обобщением и классификацией. Немалый вклад внес Вебер и в развитие социологии власти. Основываясь на своей теории социального действия, Вебер анализировал легитимные типы господства, или основания легитимности, исходя из возможных «мотивов уступчивости». Легальное господство. Мотивом уступчивости является соображение интереса. В основе данного типа господства – целерациональное действие и формально-правовое начало. Подчиняются не личности, а законам. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование «действовать, не взирая на лица». Важна не личная преданность, а деловая компетентность. Традиционное господство обусловлено нравами, привычкой к определенному поведению. В его основании - традиционный тип действия, вера в законность и даже священность издревле существующих порядков и власти. Чистейший тип такого господства – патриархальное господство. Его структура сходна со структурой семьи, что делает его особенно устойчивым. Основанием продвижения по иерархической лестнице служит не служебная дисциплина и деловая компетентность, а личная преданность. Харизматическое господство (от греч. слова «харизма» - «божественный дар») основано на некой экстраординарной способности, выделяющей индивида, претендующего на лидерство, среди других. Харизматический лидер рушит традиционные ценности, опираясь на аффективное поведение тех, кого он хочет подчинить: «Сказано… а я говорю вам…». Вебер провозглашает свое безразличие к ценностям, вносимым в мир харизматической личностью: Христос и Чингисхан оказываются здесь в одном списке. За рамками его исследований остается проблема конструктивности поведения харизматического лидера.
4.3. Формальная социология.
Date: 2015-10-21; view: 605; Нарушение авторских прав |