Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 3. Развитие русской социологии в XIX –XX вв
После обзора ранних европейских социологических школ мы приступаем к изучению процессов зарождения и становления русской социологии, которая не только стала продолжением европейской мысли, но и вступила с ней в диалог, внеся свой вклад в развитие мировой социологии. Утверждение социологии в России в качестве самостоятельной науки и начало ее преподавания в российских высших учебных заведениях было в основном связано с деятельностью: ü Высшей Школы Общественных Наук (открытой в 1901 г. в Париже); ü частного Психоневрологического института (открытым в 1908 г. в Санкт-Петербурге); ü кафедры социологии Петроградского университета (открытой в 1920 г. в рамках первого в России факультета общественных наук); ü кафедры социологии Ярославского Демидовского юридического лицея (открытой когда?). До февральской революции 1917 г. процесс институционализации социологии в России и ее вхождения в систему российского образования встречал весьма серьезное сопротивление. Причиной тому была несовместимость ранних позитивистских идей (а ведь именно с них начиналась европейская социология и именно они, эти позитивистские идеи, пришли в Россию под именем новой науки) с ценностями православия, самодержавия и народности, которые еще не сдали своих позиций. Следует заметить, что отвергалось не социальное знание как таковое, а позитивистская трактовка истолкования общественной жизни. Таким образом, имело место не неприятие науки, а именно столкновение ценностей. Заметим, что Высшую Школу Общественных Наук в 1901 году проще было организовать во Франции, на родине О. Конта, чем в Петербурге. Да и кафедра социологии, открытая в 1908 году, существовала лишь в рамках частного Психоневрологического института – в университеты социология не допускалась. Совсем иная ситуация сложилась после февральской революции 1917 г. Стали активно распространяться буржуазные ценности, что повлекло за собой интенсивное внедрение социологии и социологического образования – в 1920 г. открывается кафедра социологии в столичном университете, да еще во главе с П. Сорокиным, бывшим на то время активным сторонником позитивизма. Надо сказать, что пришедшие на смену Временному Правительству большевики некоторое время относились к социологам лояльно, как к временным союзникам в борьбе против самодержавия и религии, но уже в 1922 году по распоряжению В.И.Ленина прокатилась волна массовых арестов среди ученых и представителей творческой интеллигенции – и в их числе были как религиозные мыслители, так и позитивистски настроенные социологи. Все они теперь считались представителями так называемой буржуазной профессуры, чьи идеи были несовместимы с марксистским учением. Позднее, в середине 80-х, когда в нашей стране уже возобновилось социологическое образование, но еще не распался СССР, курс истории социологии (в частности, на отделении социологии философского факультета МГУ) назывался «История не марксистской социологии» - тем самым подчеркивалось, что есть марксистская социология (единственно правильная), и есть немарксистская, то есть буржуазная, чуждая. Date: 2015-10-21; view: 323; Нарушение авторских прав |