Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта
Возникновение социологии связано с именем французского позитивиста Огюста Конта (1798 – 1857), чьи взгляды были основаны на ценностях Просвещения. Одна из фундаментальных работ Конта – «Курс позитивной философии» в 6 томах (1830-42), где он, как основатель позитивизма, пытался обосновать свой тезис о том, что научное знание может быть добыто исключительно посредством опыта, его необходимо лишить метафизического содержания, поэтому необходимо отказаться от метода воображения и заменить его методом наблюдения. Это касалось всех наук, в том числе и социологии. Собственно проблемам социологии посвящены три последних тома «Курса позитивной философии». Другие работы Огюста Конта - " Система позитивной политики " (1851-54), " Субъективный синтез " (1856) и др. Конт ввел в употребление сам термин «социология». Под социологией он понимал науку, которая, в отличие от философии, изучая социальную жизнь, отказывается от поиска конечных причин и поэтому не ставит вопрос «почему?», а задается лишь вопросом «как?». По мнению Конта, социологический подход к общественным явлениям должен предполагать обращение к общенаучным методам, а не к философской рефлексии. Конт считал, что все явления – от природных до социальных - подчинены естественным законам и могут быть научно изучены. Исходя из этой утверждаемой им однородности, Конт ставит перед собой цель привести все существующее знание во взаимосвязанную систему и выстраивает «иерархию основных наук», в которой социология занимает наивысшее положение:
СОЦИОЛОГИЯ Б И О Л О Г И Я Х И М И Я Ф И З И К А А С Т Р О Н О М И Я М А Т Е М А Т И К А
Эта иерархия построена по принципу «от простого к сложному». При этом с повышением уровня предмет изучения сужается и в то же время усложняется. Социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов». Конт пытался построить социальную науку по аналогии с естественными. Такая натуралистическая позиция была весьма распространенной в эпоху Просвещения. Он даже называл социологию «социальной физикой», которая состоит из «социальной статики» и «социальной динамики». Конт рассматривал общество как эволюционирующую систему и сравнивал его с живым организмом, став, таки образом, основоположником органицизма в социологии. Общество как организм изучается «социальной статикой». Наименее возвышенные и наиболее эгоистичные инстинкты, по мнению Конта, преобладают у людей над самыми благородными социальными склонностями. Но именно социальные инстинкты влияют на общее благо и обеспечивают относительно стабильное существование общества, поскольку лежат в основе социальной жизни и поддерживают ее, несмотря на разлад между индивидуальными инстинктами. Важным созидательным инстинктом Конт считал инстинкт доброжелательства, позволяющий человеку взять верх над страстями и делающий отчетливым сознание его зависимости от общества. Инстинкт доброжелательства лежит в основе любви к порядку и поэтому содействует социальной гармонии. Интеллект, по мнению Конта, не может развиваться без инстинкта доброжелательства, поскольку этот инстинкт сообщает ему высокую цель и находит ему достойное применение. Поэтому развитие интеллекта, уровень которого рассматривается как показатель социального прогресса, Конт связывает с возрастанием инстинктов доброжелательства и усилением чувства симпатии. Природу социальных связей Конт видит в материальной необходимости, которая воплощается в социальных институтах: в промышленности, торговле, армии и т.д. Для стабильного существования общества необходимы: · собственность; · язык; · общая вера; · правительство (духовная и светская власть, причем под духовной властью Конт подразумевал власть позитивистов). Общество, по мнению Конта, состоит не из индивидов, а из семей - элементов, однородных с социальной системой. В семье Конт усматривает зародыши свойств социального организма. Семья служит посредником между индивидом и родом. Помимо «социальной статики», социология также включает «социальную динамику». Ядром «социальной динамики » является «закон трех стадий», или «теоретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одновременно. Согласно этому закону, все, что связано с человеческой интеллектуальной и социальной жизнью, проходит в своем развитии три стадии: (1) теологическую («состояние младенческого ума», поиск конечных причин); (2) метафизическую (господство абстрактных сущностей); (3) позитивную (наблюдение явлений и открытие законов, синтез научного знания, средоточием которого является социология; рождение новой религии, основанной на поклонении так называемому высшему существу» - человечеству в целом). Суть социального прогресса и прогресса мысли Конт видел в избавлении от религиозного и метафизического содержания. Традиционной религии он противопоставил позитивистскую религию. Концепция Конта, который начал борьбу с субъективизмом в социальном познании, вдохновлена и пронизана пафосом ценностей Просвещения (можно сказать, что социология своим зарождением была обязана именно этому пафосу). Само название работ Конта проникнуто духом ценностного переворота, к активным деятелям которого он себя причислял: «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис». Позиция Конта – явный вызов традиционным ценностям и, прежде всего, христианской религии, их замена ценностями позитивистскими (и так называемой позитивистской религией). «Позитивизм становится в истинном смысле этого слова религией; единственной религией, которая реальна и совершенна и потому ее предназначение состоит в замене всех несовершенных и временных систем», - объясняет Конт свое неприятие теологической стадии. Новая социологическая наука, несмотря на свой статус науки, появившись в Европе, знаменует собой ценностный переворот, не подкрепляя свои идеи эмпирически и делая некий пафосный рывок в неизвестность. Результатом является тот факт, что она несет в себе довольно весомый элемент утопизма. Мечты Конта, одно время служившего секретарем французского социалиста-утописта Сен-Симона, об объединении религий и о создании позитивистской федерации народов со штаб-квартирой в Париже для обеспечения вечного мира на Земле — пример сосуществования только что родившейся социологической науки с утопией. Контовская социология стала выражением новой позитивистской религии, призывающей к реформированию общества в соответствии с предложенными ей идеалами.
Date: 2015-10-21; view: 928; Нарушение авторских прав |