Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирические методы научного познания
Факты мира, это любые события или явления в их отношении к познающему субъекту. Факт мира – это дискретный кусок действительности, установленный человеком и познанный им. Для того, что бы выступить в виде факта, любое событие действительности должно быть зафиксировано и помощью наблюдения или эксперимента. Для того, что бы это сырье в результате научной деятельности переработалось в научную теорию, дающую объяснение данному конкретному и всем типологически схожим с ним фактам, необходимо собрать, накопить, систематизировать и обобщить факты. Но все эти процедуры невозможны над «сырыми» фактами мира. Эти факты включаются в систему научного мышления по средствам описания естественным или искусственным языком. С помощью описания факты мира превращаются в фактофиксирующие предложения или факты науки. Эмпирические методы научного познания направлены именно на превращение фактов мира в факты науки. К эмпирическим методам научного познания относятся: Наблюдение – целенаправленное отражение предметов и явлений внешнего мира с последующим их описанием, оно характеризуется: целенаправленностью, планомерностью, активностью. В наблюдении отсутсвует преобразование, изменение объектов познания. Экперимент – метод научного позанния, предполагающий активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздейсвтие исследователя на изучаемый объект, для выявления и иучения его свойств. В зависимости от характера проблем, эксперименты подразделяются на исследовательске, проверочные и измерительные. К эмпирическим относятся и методы обобщения научных фактов, получившие название – общелогические методы. Одним из самых распространенных методов этой облатси является метод индукции. Как эмпирический метод индукция (от лат. induction – наведение) обозначает мыслительный процесс посредством которого из некоторого множества случаев выделяется общее совйство или оношение, и отождествляется с каждым отдельным случаем. Зная можество столов, мы узнаем слов в совершенно неизвестном нам предмете. Тип такого рассуждения – растения сушат в бумажном прессе. Бабочка похожа на лист дерева. Ее можно засушить примерно так же. В этом значении индукция является собственно не рассуждением, а особым «схватываением», догадкой. Именно эта форма индукции играет большую роль вобразовании общих понятий, абстракций. Во втором значении индукция обозначает процедуру установления общего предложения на основании нескольких отделдьных случаев, в которых налбдатлось опреленное свойство, для всех случаев данного рода. Милль писал по этому поводу – «Почему в иных случаях единичного примера достаточно для полной индукции, тогда как в других даже мириады примеров, при отсутсвии даже предполагаемого исклюяения, так мало дают для установления общего предложения? Остается тайной.» Общая заслуга в разработке метода индукции принадлежит Бэкону и Миллю. Первый выдвинул, в второй усовершенствовал 5 методов индукции: 1. Метод сходства. а возникает как при АВ, так и при АС. А достаточно, чтобы детерминировать а. 2. Метод различия. а возникает при АВС, но не возникает при ВС. А необходимо для а. 3. Сходства и различия. а возникает при АВ, и при АС, но не возникает при ВС. А необходимо и достаточно для детерминации а. 4. Метод остатков. В и в, С и с, находятся между собой в необходимой причинной связи. Тогда, если в новом опыте при АВС появляется авс, то А причина а. 5. Метод сопутствующих изменений. Если а изменяется при изменении А, но не изменяется при В и С, то А причина а. Другим методом, применяемым для обобщения научных фактов, является аналогия. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. Зная, что Венера сходна с Землей в отношении таких признаков, как – вращение вокруг Солнца по эллипсу, сферическая форма, свечение отраженным светом, и зная, что Земля вращается вокруг собственной оси, можно предположить, что и Венера вращается вокруг своей оси. Метод моделирования (модельной экстраполяции) состоит в исследовании определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. В таких областях как мостостроение и кораблестроение моделирование является необходимой проверочной процедурой. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование. Переходными методами, применяемыми и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания являются аналитико-синтетический метод. Он включает в себя анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Синтез - объединение в единое целое составных частей изучаемого объекта, что раскрывает роль и место каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и функции.
Date: 2015-10-21; view: 788; Нарушение авторских прав |