Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука как знание
Тема № 8. Наука как знание и деятельность. План: 1. Наука как знание. 1 2. Наука как деятельность. 2 3. Методы и формы научного познания. 3 4. Ненаучное познание. 6 Слово «наука» имеет много значений. Нас будет интересовать только два содержания этого термина, а именно: наука как развивающееся и систематическое знание, и наука как определенный вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний. В этом плане можно сказать, что наука это не только совокупность плодов древа познания, но и само это древо, на котором они произрастают. Наука как знание Наука как знание есть совокупность образов, существующих в человеческом сознании и отнесенных к соответствующим объектам. Для конкретного человека знание выступает содержанием его индивидуального сознания, проявляющимся в понимании законов и существенных связей той или иной области (физики, химии, математики). В строгом смысле слова это знание еще не может быть названо наукой. Для того, что бы обозначить знание как науку, необходимо рассмотреть его как социальное явление. С этой позиции, наука как знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой предложений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности. В этом плане, наука характеризуется следующими признаками: 1. Она является систематизированным, организованным знанием. Однако одного этого признака недостаточно, ибо словарь, каталог товаров, телефонная книга, то же содержат точные, систематизированные знания, но не являются научными произведениями. 2. Для научного знания необходимо чтобы научные утверждения находились в логически необходимой связи между собой. Сравни, например, верную логическую связь в первом рассуждении, и неверную – во втором. «Если существо живет в воде, то либо, оно дышит растворенным в воде кислородом, либо выныривает на поверхность для вздоха. Следовательно, оно должно иметь или жабры, или уметь задерживать дыхание. Если существо не выныривает, у него должны быть жабры». И второе – «Если существо живет в воде, у него есть жабры», «Если человек произошел от обезьяны, то все люди братья». 3. Научное знание является продуктом деятельности общества. Поэтому оно должно существовать в форме, доступной не для одного, а для многих людей, т.е. должно быть объективировано в материальной форме, в виде знаков, в частности фиксировано в языке. Однако и этих необходимых признаков еще недостаточно. Логически организованным и закрепленным в языке могут быть и ненаучные системы, например философские или религиозные учения. 4. Для научной системы характерно то, что она отражает объективные законы и другие существенные связи в природе и обществе. Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собой систему теорий. 5. Научные теории – это такие теории, которые прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно служат практике, опираются на прочный фундамент фактов, установленных на практике, проверяются на практике. Практическое подтверждение есть решающий критерий истинности научной теории. Будучи системой теорий, наука способна объяснить многочисленные явлений и связи в настоящем, и предсказать ход развития в будущем. Объяснение и предсказание являются важнейшими функциями научного знания. Научное знание исходит из двух посылок: 1) объективная действительность мира такова, что все многообразие предметов и явлений обладает своей внутренней сущностью, т.е. образует систему различного рода связей и отношений, отличающихся всеобщностью и необходимостью, устойчивостью и повторяемостью (в науке подобные отношения называют законом природы); 2) в процессе познания человек способе обнаружить, установить эти объективно существующие связи и отношения, и выразить их в словесной форме, т.е. сформулировать законы науки. Объективные взаимосвязи: солнце, планеты, их массы и орбиты, искривление луча света, проходящего вблизи звезды. Законы науки: ньютоновский Fq=Mm/r2. Закон относительности U=1+h/r+h2/r2//1=h/r, где h – приращение координат. Поэтому, объяснить явление, для науки, значит, раскрыть его сущность. Как правило, научное объяснение заключается не просто в установлении конкретного закона природы, а в разработке научной теории, которая представляет собой систематизированное отражение сущности явлений. В утверждениях теории, ее принципах, законах, понятиях и категориях отражаются различные существенные связи и отношения действительности. Не менее важной, чем объяснение, является предсказательная функция науки. Связь между ними очевидна, ибо и то, и другое, опирается на одну и ту же теорию. Разница между ними в том, что в процессе объяснения для ранее известных фактов подыскивается теория, в то время как предсказание состоит в логическом выведении из данной теории следствий, описывающих неизвестные ранее факты, т.е. события, которые могут и должны произойти в будущем. Предвидеть и предсказать наступление событий можно и на основе житейского опыта. Смена времен года, изменение погоды прогнозируемы обыденным уровнем сознания. Однако многие из таких предсказаний ненадежны т.к. не опираются на знание сущности явлений. Научное предсказание способно точно, или относительно точно (вероятностно) описывать еще не существующие явления, или их наступление. Точно в механической физике – наступление и продолжительность затмений. Вероятностно в ядерной физике (масса и положение электрона), природе (механизм наследственности). В научном предсказании обнаруживается способность теоретического мышления значительно опережать эмпирический уровень познания. Значимость этой функции научного знания иногда опережала объяснительную. Именно этой потребностью объясняется возникновение астрономии в древнем Египте.
Date: 2015-10-21; view: 3536; Нарушение авторских прав |