Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Правовые основы установления, взимания налогов





 

1. Порядок установления и введения налогов.

2. Действие налогового законодательства во времени и пространстве.

1. Порядок установления и введения налогов

Рассматривая вопросы установления налогов, КС РФ разъяснил, что при установлении налога или сбора необходимо определить в законе существенные элементы налоговых обязательств, которые исчерпывающим образом перечислены в НК РФ:

· Налогоплательщик

· Объект

· Налоговая база

· Налоговый период

· Налоговая ставка

· Порядок исчисления налога

· Порядок и сроки уплаты налога

· Налоговые льготы

 

Ст. 17 НК – должны быть определены все существенные элементы.

 

18.02.97 №3-П ПКС: одно лишь перечисление налогов и сборов в ФЗ о бюджете нельзя рассматривать как их установление, поскольку законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы все существенные элементы НО. то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства. Причем элементы налогообложения должны быть установлены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение.

 

Налог считается установленным с момента исчерпывающего определения в законе всех элементов налогообложения, необходимых для того, чтобы исчислить и уплатить налог. Вышеуказанное требование справедливо и в отношении сборов с той лишь разницей, что применительно к сборам НК не называет исчерпывающего перечня элементов. Согласно п.3 ст. 17 НК определяются плательщики и иные элементы.

 

В практике возник вопрос о толковании такого положения применительно к полномочиям РФ и субъектов РФ. ПКС №5-П: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с К РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы. Что касается органов государственной власти субъектов РФ, установление налогов должно осуществляться в соответствии с общими принципами налогообложения, которые установлены НК. Право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, т.к. они связаны общими принципами налогообложения. Это применимо и к местным налогам.

 

Установление налогов и сборов субъектами РФ и муниципальными образованиями означает конкретизацию общих правовых положений федерального законодательства о налогах и сборах, в том числе детальное определение существенных элементов налогообложения. Регулирование ФЗ отдельных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным содержанием осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями. Последние вправе осуществлять правовое регулирование регионального (местного) налогообложения при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется ФЗ.

 

Исчерпывающий перечень налогов и сборов – в ФЗ. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги и сборы, т.к. исчерпывающий перечень региональных и местных налогов, порождает только право, но не обязанность установить налог. Таким образом, НК порождает право субъектов РФ и муниципальных образований своим законом (решением) устанавливать и вводить в действие налог независимо от того, вводит ли его на своей территории другой субъект, муниципальное образование.

Так, в соответствии с п.1 ст. 12 НК в РФ устанавливаются федеральные, региональные, местные налоги.

 

Федеральные налоги исчерпывающе регулируются ФЗ – ч.2 НК преимущественно. В них содержатся все нормы, позволяющие любому лицу однозначно определить, является ли оно налогоплательщиком данного налога и если является, то определить основание возникновения обязанности, правил исчисления и уплаты налога. Как указано в Постановлении КС от 21.03.97 №5-М: федеральный законодатель устанавливает федеральные НиС в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Что касается региональных и местных налогов, то в силу п.3, 4 ст. 12 НК в ФЗ предусматриваются нормы, определяющие обязанных лиц, основания возникновения обязанности по уплате налога и пределы налогового бремени, также право органа власти субъекта РФ, муниципального образования ввести соответствующий налог. Права региональных и местных органов в части установления региональных и местных налогов в значительной степени сходны, поскольку имеют рамочный характер, определенный ФЗ. Кроме того, право любого субъекта РФ, муниципального образования на введение регионального, местного налога зависит не только от РФ, но и от воли самого публично-правового образования в части перечня.

 

В соответствии с п.3 ст.12 НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ, законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта. При установлении налогов органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НКРФ следующие элементы налогообложения:

 

- налоговые ставки

- порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.

Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

 

П.4 ст. 12 НК: местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов муниципального образования о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих МО. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов МО. При установлении местных налогов определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, следующие элементы:

 

- налоговые ставки

- порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

 

Установление налога – принятие НПА о налоге, в котором данный налог устанавливается с одновременным обязательным раскрытием всех существенных элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК РФ.

 

Введение налога – выбор органа законодательной власти из установленного ФЗ закрытого перечня НиС конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего уровня и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на определенной территории.

 

То есть налог введен, когда вступил в силу соответствующий НПА.Требования, которые предъявляются к НПА, устанавливающему налог. Ст. 6 НК РФ определяет случаи несоответствия актов о НиС:

§ когда акт издан некомпетентным органом, либо с нарушением порядка принятия актов;

§ отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, агентов, плательщиков сборов, установленных НК РФ;

§ вводит обязанности, не предусмотренные НК или изменяет определенное НК содержание обязанности участников НПО;

§ запрещает действия субъектов, которые разрешены в НК;

§ запрещает действия органов налогового контроля, которые разрешены;

§ разрешает действия, запрещенные НК;

§ изменяет установленные НК основания, условия, последовательность действий участников налогообложения;

§ изменяет содержание понятий, терминов, которые определены в НК;

§ иным образом противоречит.

 

НК устанавливает, что законодательство о НиС основано на всеобщности и равенстве налогообложения. НиС не могут иметь дискриминационный характер. Недопустимы НиС, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать НиС, нарушающие единое экономическое пространство по РФ, в частности, ограничивающее перемещение товаров, работ, услуг, средств, иначе ограничивать ….

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые противоречия, неясности толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов.

 

Взимание налогов – процесс действия на соответствующей территории соответствующего налога, включающего в себя исчисление и уплату налога, в том числе и принудительное взыскание.

 

2. Действие актов законодательства о НиС во времени и пространстве

 

Согласно ст. 5 НК РФ имеются 2 группы актов НЗ:

 

1) ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых НиС, а также акты законодательства о НиС в субъектах РФ и акты представительного органа МСУ, вводящие новые налоги и сборы.Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

2) иные акты, вносящие изменения, дополнения в действующее законодательство о НиС.Вступают в силу следующим образом:

- в отношении налоговне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода.

- в отношении сборовне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

 

Указание на налоговый период применительно к сборам отсутствует в ст. 5 не случайно. Уплата налогов предполагает определенную регулярность, системность, периодичность, поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях, когда у плательщика сбора существует потребность в получении некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик сбора индивидуально заинтересован.

Сбор не связан каким-то определенным промежутком времени. Главное – мотивация плательщика, желание вступить в публично-правовые отношения с государством. Для определения момента вступления в силу надо правильно установить 2 юридических факта: дату официального опубликования и налоговый период. Смотреть условия официального опубликования и обнародования!!!КС: без обнародования акта не может считаться официального опубликования.

Ст. 55: Налоговый период – календарный год или иной промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из отчетных периодов, когда уплачиваются налоговые платежи. Изменение налогообложения в течение налогового периода означало бы придание акту обратной силы без прямого указания этого в НПА – его распространение на отношения, возникшие до начала налогового периода.

 

Обратная сила актов налогового законодательства (НЗ): Поскольку в отношении актов НЗ применяются правила, как запрещающие обратную силу закона, так и допускающие исключение из этого правила, законодатель пошел по пути перечисления тех актов, которые не могут иметь обратной силы:

 

1) акты НЗ, устанавливающие новые НиС;

2) повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

3) устанавливают, отягчают ответственность за нарушение законодательства о НиС;

4) устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплаельщиков или плательщиков сборов, а также иных участников налогообложения.

 

НК РФ устанавливает 2 режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:

П.3 ст. 5 НК: всегда имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах + устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков, налоговых агентов, их представителей.

П. 4 ст. 5: когда прямо предусмотрено в актах – это акты, снижающие размер ставок, отменяющие налоги и сборы, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, НА, представителей или иным образом улучшающие их положение.

 

Действие актов в пространстве: особенностей нет. ФЗ – на всей территории РФ, если не приняты для определенной локальной территории. Региональные, местные акты – на территории субъекта РФ, МО, если в самих актах не указаны особенности применения на определенной территории.

 

Действие по кругу лиц: Права и обязанности возлагаются законодателем на тех лиц, которые указаны в акте. Так, в НПА о налоге в качестве плательщиков могут быть указаны только организации, только ФЛ, либо как организации, так и ФЛ.

 

Date: 2015-10-21; view: 983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию