Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ролевой конфликт и ролевые дисфункции





Как только происходит нарушение в исполнении четырех фун­даментальных ролей, в семье возникают всевозможные про­тиворечия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполне­ние правильнее именовать дисфункциями.

Функция — это объективная деятельность, которую выпол­няет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Фун­кция задается структурой или устройством общества.

Дисфункция — невыполнение предписанной ролью обязан­ностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотива­ции) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навы­ков к выполнению роли).

Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функци­ональным явлением. Но длительная отлучка женщины вос­принимается как дисфункция.

В качестве примера рассмотрим дисфункции, возникаю­щие в паре ролей «кормилец—домохозяйка».

Основное требование к кормильцу — получать денег боль­ше, чем другие члены семьи (жена, дети). Если он этого не делает, то создается почва для ролевых дисфункций. Теряя функцию кормильца, муж не способен претендовать на место главы семьи, которое ему отводят культурная традиция и ожи­дания окружающих. Итак, если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция (иначе ее можно назвать статус­ной несовместимостью).

Кроме того, муж должен приносить деньги в семью, то-есть не делать «заначек» и не тратить деньги вне семейного бюджета. Если это требование не выполняется, возникает дисфункция. «Заначивание» денег— это «русская народная забава» мужской части населения нашей страны. Эти деньги могут идти на выпивку, любовниц, карты, приобретение вещи, неодобряемой женой. Однако согласно своей роли кормильца муж обязан приносить деньги полностью, так как они — основа материального существования семьи, иногда единственная. С социальной точки зрения подобное явле­ние тем более справедливо, что жена, взвалив на себя заботу о домашнем хозяйстве и воспитании детей, освобождает мужа от половины нагрузок и при этом выполняет свою домаш­нюю работу бесплатно.

Если муж утратил временно (став безработным) или посто­янно (превратившись в инвалида) способность выполнять функцию кормильца, то жена принимает несколько моделей поведения. Верная моральному и юридическому долгу не по­кидать супруга ни в болезни, ни в старости, она соглашается терпеть временную незанятость, дополнительно взяв на себя новые функции. Если безработица мужа из временного состо­яния превращается в постоянное, то она вправе призвать его к ответственности или поставить вопрос о разводе.

Очень часто мужчины оказываются выбитыми из колеи не по своей воле: предприятие обанкротилось или ликвидирова­но вовсе. Верные своему социальному долгу кормильца пере­ходят к нелегальным формам добывания средств существова­ния: воровству, попрошайничеству, сводничеству, занятию теневым бизнесом и т. п.

Преступность при массовой безработице — это компен­саторный механизм, безработные идут на незаконные спо­собы добычи денег. Безработица лишает мужчину статуса ра­ботающего, но не лишает его статуса добытчика денег, то-есть он все-таки обязан приносить их в семью. И так как общество лишило его возможности легально зарабатывать, то он выполняет свою главную функцию нелегальным спо­собом или совместительством (например, офицеры подраба­тывают на строительстве дач).

Когда люди приходят на работу, но им платят лишь поло­вину прежней зарплаты, происходит следующее: I) рабочему перекрывают источник доходов, он уже не приносит домой необходимую сумму денег, он вынужден заниматься совмес­тительством, подрабатывать; 2) рабочий теряет ощущение удовлетворения от работы, а затем и специальности. Он ее решает поменять. Чтобы получить на альтернативную профес­сию, нужно пройти переквалификацию.

Невозможность в полном объеме выполнять роль кормиль­ца может стать для мужчины препятствием к браку (дисфунк­ция), поскольку многие женщины не спешат выходить замуж

за малообеспеченных. Ранний брак становится причиной ско­рого развода не только и не столько по психологическим при­чинам (не сошлись характерами), сколько по материальным: негде или не на что жить. Ранний брак приводит к тому, что роль кормильца, которую не способен выполнять юный муж, берут на себя его или ее родители. В СССР подобное было массовым явлением еше и потому, что пожилые получали бо­лее высокие оклады, чем молодые. Сейчас вся экономика раз­вернулась в сторону молодежи: у них заработки часто выше, чем у зрелых или пожилых. Тем не менее в нашем обществе, как и во многих других, не наблюдается тенденции к омоло­жению браков.


Дисфункции и следующие за ними по пятам семейные кон­фликты проявляют себя в двух формах (рис 5.4):

Внутриролевого конфликта: примером служит противоре­чие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа.

Межролевого конфликта, возникающего, например, меж­ду ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кор­мильца, которую неспособен выполнить муж.

Рис. 5.4. Дна вида ролевых конфликтов в статусной структуре семьи

Как следствие первой и второй рождается третья форма дисфункции — статусная несовместимость у одного и того же человека (безработный кормилец).

Конфликтная ситуация — это доведенная до поведенческо­го уровня дисфункция. Что ожидает кормилец от домохозяй­ки? Он вправе требовать вовремя выстиранного и поглажен­ного белья, приготовленного обеда и убранной квартиры. В обмен на эти услуги кормилец-муж предоставляет свои: большой объем физических и умственных усилий, затрачен­ных на производстве ради добывания денег. Если работа по­глощает чрезмерно много времени и муж не успевает выпол­нять другие свои функции, например, быть сексуальным парт­нером или хорошим воспитателем детей, у него возникает внутреннее недовольство. Это внутриролевой конфликт. О нем говорит мужу либо его собственное раздражение, либо раздра­жение супруги. Правда, последнее либо вовсе смягчается, либо приглушается в том случае, когда роль кормильца выполня­ется на очень высоком уровне: муж зарабатывает большие деньги или занимает высокий пост.

Межролевой конфликт проявляет себя в супружеских ссо­рах, когда один другого обвиняет в невыполнении каких-либо обязанностей: не отвел ребенка в детсад, не навестил старуш­ку-мать, не купил продуктов в магазине, не вымыл за собой посуду, не отремонтировал кран на кухне и т. д. Причиной ссо­ры может выступать расхождение мнений по поводу того, как тратить деньги. На протяжении всего жизненного цикла се­мьи происходит процесс перераспределения обязанностей, связанных с одной из четырех фундаментальных ролей. Хотя правильнее было бы говорить, пожалуй, о переоценке того, что должен делать каждый из супругов, о корректировке по­нимания своих функций в семье. Часто поводом служит улуч­шение или ухудшение взаимоотношений между мужем и же­ной. Если ухудшение носит временный характер, то часть обя­занностей, связанных с конкретной ролью, не выполняется эпизодически. При хроническом и нарастающем ухудшении взаимоотношений между супругами происходит полная пере­оценка и смысла семейной жизни, своей роли в семье и своих обязанностей. К примеру, муж после эмоционального охлаж­дения, перестает выполнять функцию сексуального партнера и кормильца.

Ожидаемые модели ролевого поведения в семье переда­ются от отца к сыну, от матери к дочери, закреплены тради­цией, описаны в многочисленной литературе и функцио­нируют в рамках общественного сознания. Каждый юноша и девушка представляет благодаря этому, какими должны быть идеальная домохозяйка, мать, кормилец или верный супруг. Подобные нормы выполняют роль эталона, с кото­рым сравнивается повседневная жизнь супругов. Помимо идеальных образцов существует множество живых приме­ров семейной жизни, с которыми также происходит посто­янное сравнение того, насколько точно супруг или супруга исполняют свои роли. В семейных конфликтах результаты двукратного сравнения (с идеальными нормами и реальны­ми соседями) пускаются в ход как аргументы и контраргу­менты: «У всех людей мужья как мужья, а ты...»; «Порядоч­ная жена никогда не допустит, чтобы за ней ухаживал чу­жой мужчина» и т. д.


Муж оглядывается на другие семьи, сравнивает жену то со своей матерью, то со знакомыми замужними женщинами, и выводы часто оказываются не в пользу его супруги. То же самое постоянно делает и жена. Процесс социального соотнесения не затихает на протяжении всего семейного цикла. Каждый из них знает, как это должно быть, и сравнивает с тем, что происходит в его семье. То муж стал постоянно задерживаться на работе, то жена перестала заниматься домашним хозяйством.

В рамках правильного разделения семейного труда дисфун­кции возникают тогда, когда муж и жена не выполняют пред­писанные обществом ролевые ожидания. Они выступают ос­новой конфликтной ситуации и мотивировкой при возмож­ном разводе.

Причиной невыполнения женой функции домохозяйки могут быть следующие факторы:

1) физическая недееспособность (умственная болезнь, ог­раниченные физические возможности и т. д.);

2) необученность в исполнении своей роли (неправильная социализация в семье, когда родительская семья не обучи­ла дочь готовить, стирать и т. д.);

3) Отсутствие мотивации к выполнению своих обязанностей.

Три фактора можно выразить формулой: я могу (не могу), я умею (не умею), я хочу (не хочу). Они повторяются и в об­щественном производстве: рабочий гонит бракованную про­дукцию потому, что не может, не умеет или не хочет трудить­ся. Достаточно даже одного отрицательного фактора, чтобы система действия была разрушена. К примеру, человек физи­чески и умственно может работать, умеет это делать (есть зна­ния и навыки), но не хочет. Или: хочет и может, но не умеет. Так и в семейной жизни. Дисфункции, а вслед за ними конф­ликты и развод наступают даже при одном отрицательном и двух положительных факторах. Избежать разлада можно, толь­ко заменив минус на плюс.

Однако счастье семейной жизни могут нарушить дополни­тельные обстоятельства. У обоих супругов могут быть только положительные факторы, но объективные обстоятельства не позволяют им проявиться (рис. 5.5). При этом возможны сле­дующие варианты:

У — Я не умею

М — Я не могу

X — Я не хочу

В — У меня нет возможности

Рис. 5.5

а) муж и жена работают, поровну делят домашние обязан­
ности;

б) муж зарабатывает много, нанимает домработницу;

в) совместное проживание с родителями, которые берут на
себя функцию домохозяйки;

г) оба супруга терпимо относятся к отсутствию порядка в
доме;

д) у супругов нет постоянного дома либо убирать в нем не­
чего (нет мебели);

е) раздельное проживание супругов.







Date: 2015-10-18; view: 1031; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию