Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация личности. Девиантное поведение: причины и типы, формы социального контроля





«Формирование личности в процессе социализации.

Отклоняющееся поведение личности.

Личность как объект общественных отношений рассматри­вается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализа­ция — это процесс усвоения индивидом образцов поведе­ния, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социа­лизация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приоб­ретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстни­ки в детском заведении, школе, средства массовой инфор­мации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происхо­дит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой ста­дии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три эле­мента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремле­нием к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представ­ляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят станов­ления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых свя­зана с определенными участками тела, так называемые эро­генные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза поло­вой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею раз­личных стадий в развитии личности, делает акцент на раз­витии познавательных структур индивида и их последую­щей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в опреде­ленной последовательности: сенсорно-моторная (от рожде­ния до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкрет­ных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отли­чается от социализации детей несколькими моментами. Со­циализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, что­бы помочь человеку приобрести определенные навыки, со­циализация в детстве в большей мере имеет дело с мотива­цией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в кото­ром изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество ав­торитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: ими­тацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать опре­деленную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение опреде­ленного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запре­щают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и поч­ти неразличимы. Однако между ними имеются определен­ные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентирова­но на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживания­ми, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.


Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры,

особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имита­ция не предполагает никакого длительного отношения с «мо­делью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определя­ется характером привязанности к «другому». Поскольку на­иболее сильны привязанности в семье, постольку семья счи­тается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окру­жение индивида, в том числе и средства массовой информа­ции и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степе­ни завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе соци­ализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостат­ков социализации является отклоняющее (дивиантное) по­ведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нрав­ственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностны­ми и общественными интересами. Отклоняющееся поведе­ние — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определен­ные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся пове­дение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, по­пыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества» [10, c. 102-105].

 







Date: 2015-10-18; view: 455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию