![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Тантра в Сутрах
Тантрой в данном тексте предлагаю считать корпус практических исследований, имеющих в основе избыточную силу (ресурс), наработанную с годами в обычной практике. При этом могут возникать различные феноменологические схемы, живописующие процессы проявления (вибхути) этой избыточности. То есть чакры, кундалини, каналы, схемы пран в теле, таттвы, доши и пр. А также схемы самьямы (медитаций, визуализаций) с этими гипотетическими структурами или желаемыми состояниями (легкости, невидимости и пр.). Самьяма при этом представляет собой медитативное внимание, усиленное и обостренное долгой предшествующей практикой. В этом смысле Третья глава (Вибхути-пада) по большей части может рассматриваться как очерк тантрических исследований. При этом для новичка или практика, не страдающего избытком ресурса, такая лекция становится либо искушением со стороны «змея-искусителя» Патанджали, либо любопытным обзором «из жизни инопланетян». Искушение – повторюсь – состоит в том, чтобы побудить сделать сразу второй (двадцать второй) шаг вместо первого, то есть всерьез броситься в эти схемы и эксперименты, не наработав прочного основания, ресурса, различающего осознания и ритамбхары (отстраненной мудрости). К тому же тантрическая терминология настолько заболтана в эзотерике, что наблюдается справедливый отток мысли к нормальной физиологии и психологии. Имея это в виду, можно легко самостоятельно пройти по «тантрическим сутрам» Третьей главы. Особо лишь выделю три сутры, (неправильная) интерпретация которых переписывается комментаторами из книги в книгу. Только в одной, фантазийной в общем-то книжке Геше Майкла Роуча «Как работает йога» я встретил верное (на мой взгляд) толкование. Рассмотрим. 3-27 Самьяма в отношении Солнца дает знание вселенной 3-28 Самьяма в отношении Луны – знание звезд 3-29 Самьяма в отношении Полярной звезды – знание движения звезд Общепринятая астрономическая интерпретация – весьма сомнительна, ибо делает практика йоги астрономом. Зачем практику-интроспекту всё это «непрактическое» знание? И какая связь между Луной и системой звезд? На самом деле, речь идет о феноменологической модели «энергетических каналов» и управлении своим внутренним миром. Солнечный канал Пингала отражает своим мыслительным содержанием внешний мир фактов («Вселенная»). Лунный канал Ида отражает внутренний мир эмоций и мыслей об эмоциях («система звезд»). Центральный (Полярная звезда) канал Сушумна выражает контроль (= знание движения) эмоций и мыслей, спровоцированных внешним миром или собственным движением. Что еще особо тантрического упоминается в Сутрах? Пупочная чакра, горловой центр (колодец горла), курма нади (блуждающий нерв), самана и удана (так называемые прана вайю, пранические ветры), и ассоциируемые с этими «структурами» способности невидимости, левитации, чтения мыслей, предвидения, изменения размеров тела, выхода из тела... Завершу эту краткую заметку пожеланием читателю бесстрастно (с вайрагьей) принять сиддхическую часть Третьей главы к сведению и заниматься «простой» отстраненной практикой ЧВН в асанах. Тогда Сила сама пойдет «куда надо», в основном на здоровье всякого рода. Упомянутые же тантрические исследования требуют солидного обеспечения (Ашрама) и отдаленности от социума, и вряд ли имеют реальный выход в суетной социальной среде, хотя и говорит о них Патанджали как о полезных в миру (3-38): это отвлекает от (нирбиджа) самадхи, однако в миру – это полезные сиддхи Примечание 1. Отзывчивость восприятия некоторых людей на упомянутые схемы (чакры и пр.) скорее всего свидетельствуют о серьезном разбалансе психосоматики, о «дырах», которые долго придется затыкать стандартной практикой. Это как избыточная гибкость, которая гораздо хуже негибкости. Примечание 2. Третий том (мастер-курс) фундаментального учебника Бихарской школы «Древние тантрические практики крийи и йоги» посвящен планомерной самьяме над каналами и чакрами для их прочищения и пробуждения. Безусловно, это явный отход от классической йоги, это «читта вритти», искусственно прописывающие в теле новые структуры. Насколько полезно и безопасно пробуждение такого рода?... То, что Патанджали просто бесстрастно упоминает, Сатьянанда явным порядком предписывает делать. Полагаю, что это шаг в сторону разбалансирования системы психосоматики во имя охоты за измененными состояниями сознания и потому, что «просто интересно». Понятно, впрочем, что в монастырях, как и в армии, людей надо занимать чем-то весь день, иначе… По той же причине эзотерические школы часто дублируют по сути школьные и вузовские программы обучения под эзотерическим соусом. Date: 2015-10-21; view: 257; Нарушение авторских прав |