Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбалансированное пространственное развитие





Одной из ключевых задач развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение ускоренного инновационного преобразования территориально-пространственной структуры в контексте повышения уровня жизни населения и создания благоприятной среды для проживания и работы. Необходимо организовать переход от управления отраслями к управлению территориями. Проведение сбалансированной, целенаправленной политики пространственного развития округа должно обеспечить устойчивый экономический рост региона на базе формирования опорных зон развития, усиления внутри– и межрегиональной связности территории, стимулирования агломерационных эффектов в системе расселения.

Округ обладает базовыми возможностями и высоким потенциалом для реализации задач оптимизации пространственного развития. Решение этих задач должно сочетаться с диверсификацией экономики, активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, повышения качества жизни и комфортности проживания населения.

Целью совершенствования пространственной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение условий для роста качества жизни населения округа и роста его экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Повышение связанности территорий для активного усиления каркаса системы расселения на базе конкурентных преимуществ многоядерной структуры, обеспечивающих оптимизацию размещения производительных сил, эффективное использование коммунальной и социальной инфраструктуры, диффузию инноваций на периферийные территории.

2. Формирование опорных зон развития на базе муниципальных районов, расположенных в менее развитых зонах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за счет насыщения территорий объектами промышленности и агропромышленного комплекса, обеспечивающих занятость населения, перераспределение трудовых потоков, с целью создания условий для закрепления местного населения.

3. Формирование «полюсов роста» – опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, территорий, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами.

4. Создание иерархической сетевой структуры автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающей взаимодействие транзитной сети автомагистралей и межмуниципальной и местной транспортных систем.

5. Повышение качества и энергоэффективности инженерной инфраструктуры.

Пространственное развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры носит ярко выраженный дисперсный полицентрический характер с доминированием крупных центров нефтяной промышленности: г. Сургута, г. Нефтеюганска, г. Нижневартовска, г. Когалыма, а также г. Ханты-Мансийска как административного центра округа.

Особенностью пространственного развития Ханты–Мансийского автономного округа, основывающейся на размещении населения, являются ярко выраженные пространственные диспропорции развития на районном уровне: основные центры размещения производительных сил муниципальных районов приурочены к главным городским поселениям этих районов. Таким образом, округ характеризуется слабыми внутрирайонными связями и сильно выраженной центростремительной моделью развития муниципальных районов.

Анализ основных социально-экономических показателей, характеризующих уровень развития муниципальных районов и городских округов, позволил выявить основные пространственные диспропорции между обладающим наибольшим хозяйственным развитием «нефтяным» Восточным и Западным макрорегионами округа. Совокупность природных и социально-экономических предпосылок развития, а также экономико-географического положения муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры позволила выделить следующие крупные районы: Северо-Западный (Березовский и Белоярский районы), Юго-Западный (Советский и Кондинский районы), Центральный (Октябрьский и Ханты-Мансийский районы), Восточный (Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы). Наибольшей долей в общем объеме отгруженных товаров и услуг характеризуются Нижневартовский и Сургутский районы.

Оптимизация пространственной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требует преодоления недостаточной инфраструктурной обеспеченности региона и выделения опорных зон развития.

В прогнозный период в автономном округе получат развитие восемь городских агломераций: Большой Ханты-Мансийск, Нягань-Приобье, Югорск-Советский, Урай-Междуреченский, Березово-Игрим, Сургут-Нефтеюганск, Мегион-Нижневартовск, Покачи-Когалым (рис. 25), которые сформируют каркас поселенческой структуры региона. Крупными агломерациями автономного округа являются Сургут-Нефтеюганск и Мегион-Нижневартовск. Дефицит крупных агломераций создает проблемы для пространственного развития региона, автономному округу не хватает сильных центров, организующих территорию и способных ускорять модернизацию периферии. Особенно мало крупных населенных пунктов в западной зоне пространственного развития Югры.

Агломерации в автономном округе формируются естественным путем, снижая издержки бизнеса и обеспечивая лучшие условия для удовлетворения спроса потребителей. Правительство автономного округа может помочь формированию агломераций, вкладывая ресурсы в инфраструктурные проекты, стимулируя интеграцию экономики и рынков труда близлежащих городов.

Рисунок 26. Схема агломераций

К основным характеристикам агломераций относятся:

1. компактность группы территориально сближенных поселений;

2. концентрация населения, производства и сферы услуг;

3. неоднородность территории по функциям и их плотности (сложная функциональная и пространственная структура);

4. взаимодополняемость видов деятельности и территориальных единиц в агломерациях;

5. динамичность развития.

Приоритетными задачами развития всех агломераций являются:

1) усиление межпоселенческих транспортных связей между главными центрами «локальных агломераций» и отдаленными поселениями в их составе;

2) расширение межгрупповых взаимодействий;

3) активная модернизация жилищно-коммунального хозяйства, с целью создания комфортных условий для проживания населения.

Формирование локальных агломераций позволит усилить урбанизированный каркас системы расселения, обеспечивающий равновесие между трудовыми ресурсами и местами приложения труда, между потребностью в отдыхе и возможностью ее осуществления и т. п.

В зонах влияния городов-центров основная часть миграционных предпочтений жителей будет связана с трудоустройством, увеличением ожидаемого дохода, доступностью и качеством социальных и культурно-бытовых услуг. Это призвано содействовать совершенствованию рынка труда, росту качества информационного и культурно–бытового обслуживания, обеспеченности жильем, а также созданию комфортной архитектурно–пространственной среды обитания (благоустройство, общественные пространства, ландшафтная организация, архитектура).

Для внеагломерационных зон необходим дифференцированный подход с разработкой функциональных программ развития в зависимости от места и роли территории муниципального образования в сложившейся системе расселения.

Сложившаяся конфигурация транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры позволяет выделить в ней следующие обобщенные функциональные типы освоения территории региона: линейно-очаговое и кластерно-консолидированное. Это обусловлено сложившейся еще в советское время ориентированности дорожной сети округа на жизнеобеспечение изолированных друг от друга хозяйственных площадок. В целях сбалансированного социально-экономического развития региона необходимо обеспечить создание целостного территориального каркаса инфраструктуры «совместного пользования».

Потенциал пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры связан с его особым транзитным положением, позволяющим создать транспортные коридоры, соединяющие регионы России в направлениях «север-юг» и «запад-восток». На сегодняшний день важнейшими из них можно назвать:

железнодорожные пути по направлению: Полуночная – Обская, Салым – г. Ханты-Мансийск – Приобье, Нижневартовск – Усть-Улимск;

мостовые переходы через реку Обь в Сургутском и Октябрьском районах, через реку Вах в Нижневартовском районе;

автомобильные дороги Березово – Игрим –Приобье; Тюмень – Урай – Советский – Нягань – Белоярский – Надым на участке Тюмень – Нижняя Тавда – Мортка – Междуреченский.

В целом окружная сеть автомобильных дорог округа характеризуется наибольшим развитием и плотностью в треугольнике, образуемом городами Нефтеюганск – Когалым – Нижневартовск. Районы, лежащие к западу от г. Нефтеюганска, связаны автомагистралью Пыть-Ях – Ханты-Мансийск – Советский (параллельно р. Оби) и дорогой Советский – Нягань – Приобье – Белоярский. Березовский район в этом плане обладает наименьшим охватом и включенностью в транспортную систему округа. Крайне невысоким уровнем связанности обладает и большая часть периферийных территорий округа.

Железнодорожная магистраль, проходящая в меридиональном направлении по линии Тюмень – Сургут – Уренгой с ответвлением на г. Нижневартовск обеспечивает транспортно–экономическую связь с югом Тюменской области и Ямало-Ненецким автономным округом. Протяженность обслуживаемых судоходных водных путей в границах автономного округа составляет 5 608 километров. На территории округа действует 10 гражданских аэропортов. Воздушным транспортом обеспечивается связь труднодоступных и слабосвязанных остальными видами транспорта районов.

Инфраструктурная обеспеченность сельскохозяйственного производства разных районов округа, определяющая степень его товарности, резко различается между собой. Высоким уровнем инфраструктурной оснащенности характеризуются ареалы развития пригородного сельского хозяйства, сложившиеся вблизи крупных нефтяных городов и поселков. Наиболее освоенные территории вдоль рек Оби, Иртыша, Конды и полосы сельскохозяйственного освоения вдоль железнодорожных и автомобильных трасс отличаются средним уровнем развития инфраструктурной обеспеченности. Оставшаяся часть Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуется слабой инфраструктурной обеспеченностью и, в основном, приурочена к зоне развития оленеводства и традиционных промыслов.

 

Date: 2015-10-21; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию