Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие человеческого капитала





Экономика знаний (образование, кадровый потенциал)

Образование является обеспечивающей отраслью для диверсификации экономики, а для других стратегических приоритетов образование выступает еще и как самостоятельная часть целеполагания. Система образования выступает, таким образом, как важный фактор благополучия граждан и успешного развития экономики, создает условия для экономического роста и социального развития общества. Модернизация системы образования является важным условием для накопления и развития человеческого капитала, в том числе, на региональном уровне. Необходимо приведение образования в соответствие с новым контекстом развития территории, в том числе, в соответствие с планируемыми изменениями в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включая задачу ее диверсификации и роста выпуска инновационной продукции.

Стратегия развития отрасли образования в округе основывается на трех подходах:

реализация федеральной образовательной политики. Основным направлением этой деятельности должно быть сохранение единого образовательного пространства, обеспечение доступного качественного образования, воспитание гражданина России;

развитие образования в регионе должно учитывать его территориальные и национальные особенности, потребности экономики и социальной сферы;

развитие образования в округе – это ответ на социальные, экономические, политические и образовательные вызовы, которые существуют, как в глобальном мире, так и в России, и в самом округе, и следование прогрессивным позитивным тенденциям развития образования в мире.

Соответствие системы образования перспективам инновационного развития экономики и общественным потребностям, повышение инвестиционной привлекательности отрасли будет обеспечено путем обновления организационно-экономических механизмов на всех ее уровнях. Цель развития окружной системы образования: обеспечение доступного и качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества и гражданина. Обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для детей, молодежи, граждан Югры и интеграции регионального образования в российское и международное образовательное пространство.

Повышение качества образовательных услуг, их практикоориентированность обеспечивается в том числе активным участием в управлении образованием общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Таким образом, основными задачами развития отрасли можно считать следующие:

модернизация институтов системы образования;

создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования в целях ее более тесного взаимодействия с экономикой Югры, обеспечения насущных и перспективных потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентных кадрах;

повышение статуса педагогических кадров посредством совершенствования механизмов оплаты труда, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

модернизация территориальных образовательных сетей: создание социокультурных комплексов, интегрированных социальных учреждений, внедрение гибких форм предоставления услуг дошкольного и дополнительного образования, школ различных ступеней обучения, развитие профильного обучения по индивидуальным образовательным программам на старшей ступени;

модернизация сферы дополнительного образования и социализации, летнего отдыха и занятости, самоорганизации детей (гранты и конкурсы на реализацию социально-образовательных инициатив в области научно-технического творчества и др.);

развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, современных цифровых и электронных средств обучения;

поддержка муниципальных проектов социокультурного развития муниципальной образовательной сети;

программа реализации социальных медиа-проектов (ТВ, Интернет, кинематограф, анимация), направленных на формирование социальных компетенций и гражданских установок учащихся;

подготовка нового поколения управленческих кадров в образовании.

Одной из основных проблем для всех отраслей является качество трудовых ресурсов. Для рынка труда автономного округа характерен постоянный высокий спрос на квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технического персонала, служащих.


Соответственно, окружная система образования должна обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущем рынке труда и взаимную социально-культурную адаптацию разных культурных, этнических и конфессиональных групп.

В ближайшей перспективе необходимо осуществить переход от экстенсивного наращивания финансирования к интенсивному движению по пути повышения эффективности образовательной системы по всем направлениям.

Растущая конкуренция регионов России за человеческие и инвестиционные ресурсы определяет пространственное развитие субъектов Российской Федерации на перспективу. В связи с этим система образования автономного округа имеет конкурентное преимущество в созданной за последние годы ресурсной базе образования: от дошкольного до высшего профессионального. В перспективе сфера образования округа должна работать на инновационное развитие региона, на его успешную трансформацию из индустриального в сетевой, постиндустриальный регион. При формировании модели развития системы образования необходимо учитывать сравнительно высокий уровень миграционной мобильности, выраженную зональность территорий округа. Требуется отработка интегративных моделей институтов образования, которые реализуют согласованные образовательные программы общего, профессионального и дополнительного образования с учетом специфики хозяйства и особенностей социокультурного развития конкретных территорий. Такие модели позволят формировать кластеры постоянного и динамичного обновления образования с учетом концентрации ресурсов и кадров в крупных городах.

В профессиональном образовании все пространство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подразделяется на 3 образовательных округа с центрами в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте и г. Нижневартовске, каждый из центров будет иметь свою специализацию. Целесообразно создать полноценный университетский кампус в г.Сургуте.

Развитие кадрового потенциала требует комплексного управления со стороны правительства, работодателей, образовательных учреждений. Развитие кадрового потенциала на краткосрочную и долгосрочную перспективу будет определяться темпами перехода экономики автономного округа на путь инновационного развития, реструктуризацией организаций в хозяйственной и социальной сферах, диверсификацией производства, внедрением новых технологий, новых форм организации работы. Необходима постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки квалифицированных рабочих, специалистов и управленцев всех уровней, обеспечивающая инновационный способ развития ключевых отраслей экономики.

Децентрализация образования, расширение независимости муниципальных образовательных систем, учреждений и организаций потребуют либерализации содержания образования, построения эффективной системы социального партнерства, введения новых, более свободных от регламентации механизмов управления и финансирования образования при обеспечении гарантии качества.

Особенность инновационного сценария состоит в том, что обновление структуры и содержания образования должно быть спланировано на перспективу развития рынка труда в соответствии с международными стандартами. Это подразумевает наличие мобильной рабочей силы, которая обеспечивала бы структурные сдвиги в экономике региона, создавая тем самым условия для развития инновационной сферы.

В этом сценарии развитие региона направлено на достижение для жителей автономного округа лучших среди регионов России стандартов качества жизни и социального благополучия на основе эффективного развития базового сектора региональной экономики и формирования необходимых условий для модернизации и инновационного развития отраслей региональной экономики. Это подразумевает:

опережающее развитие человеческого капитала;

повышение уровня и качества жизни населения;

устойчивый рост инвестиций в экономику;

модернизацию социальной инфраструктуры образования;

формирование и эффективное функционирование региональной модели инновационного, устойчивого социально-ориентированного, экологически сбалансированного развития на основе использования и укрепления традиционных ресурсных конкурентных преимуществ, эффективной кластерной и инновационной политики.

Инновационный сценарий подразумевает необходимость обеспечения высоких темпов развития образовательных программ, направленных на кадровое обеспечение отраслей, генерирующих инновации, и в целом сферы услуг. Лидерские позиции региона в инновационном сценарии должны преобразоваться в укрепление конкурентных позиций Югры в сфере образования на межрегиональном и национальном уровнях.

 







Date: 2015-10-21; view: 574; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию