Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности





Мы приходим в этот мир, будучи в состоянии крайней уязвимости: у нас нет брони, нет защиты, фактически нет даже личности. Однако каждый из нас обладает особой вибрацией, уникальностью бытия – иными словами, нашим психическим оттиском. В течение короткого времени мы не несем никакой вины и нам не нужно окружать себя защитной стеной.

Вскоре ситуация меняется, ибо мы очень рано обнаруживаем, что в жизненной игре требуется соблюдать определенные правила. Уже младенцами мы узнаем, что наше поведение может вызвать у окружающих одобрение или порицание. Таким образом, мы развиваем ту часть сознания, которая анализирует сигналы, поступающие из окружающей среды. Рождение личности совпадает с рождением нового типа сознания – энергетической модели «защитник/контролер».

«Защитник/контролер» наблюдает за окружением и определяет, какой тип поведения сработает лучше всего и понравится большинству людей. Под руководством «защитника/контролера» даже простейшие стереотипы поведения, такие как улыбка или гуканье, быстро теряют свою спонтанность и становятся автоматическими реакциями на окружение. Мы становимся менее естественными, поскольку «защитник/контролер» начинает отслеживать и оценивать все «опасности», с которыми мы сталкиваемся.

По мере нашего взросления «защитник/контролер» все больше действует как контрольная компьютерная система. Он использует некоторые наши «я» - первичные «я» - для достижения собственных целей. Эти «я» определяют то, как мы будем вести себя и как взаимодействовать с другими. Например, «защитник/контролер» может решить, что для нас важно нравиться другим. Тогда наше угодливое «я» будет включено в систему первичных «я», поскольку оно дает результат – одобрение родителей и других людей. Стремление быть отличником в школе может послужить началом другой системы первичных «я» - внутреннего стремления к достижениям, успеху и деньгам. Первичные «я» просто показывают, с чем отождествляется эго и что является приоритетным для личности в тот или иной период. Эти «я» с течением времени могут меняться.

Проводя сеанс, очень важно понимать эти первичные «я», ибо именно через них мы входим в процесс Диалога голосов. Ведущий должен знать, как развились первичные «я», как они защищают уязвимость субъекта, если контроль будет потерян. Они являются определяющими факторами личности, всегда прикрывая, защищая, наблюдая и контролируя. Ведущий должен установить благожелательные, заботливые отношения с «защитником/контролером» и с первичными «я», прежде чем приступить к изучению других «я».

Постепенно эти первичные «я» развиваются и сливаются с тем, что в конечном итоге становится известным как наша личность. Некоторые могут быть отнесены к генетической предрасположенности, другие – исключительно к факторам окружающей среды. Один ребенок может быть предрасположен к интровертной модели поведения, так что при любом внешнем давлении он «уходит в себя», погружаясь в мир фантазий. Другой может развиться в экстраверта и взаимодействовать с окружением настойчиво или даже агрессивно. Эти поведенческие реакции могут определяться наследственностью, положением среди братьев или сестер, особенностями отношений между ребенком и родителями.

В своей основе личность является системой энергетических моделей, помогающей защитить нашу уязвимость. По мере того как эта система развивается, мы обретаем силу и власть. Как уже отмечалось, уязвимость обычно не вознаграждается, а вот власть и сила – вполне. Поэтому мы ходим в школу, получаем хорошее образование и, таким образом, приобретаем силу и власть. Мы узнаем, как учиться, как работать. Мы узнаем, как получить то, чего хотим. Мы учимся угождать и, не щадя себя, стремимся к успеху. И становимся еще более сильными и властными.

Однажды мы пробуждаемся и обнаруживаем себя вполне взрослыми, обладающими сформировавшейся личностью. Мы уже знаем, как добиваться успеха на этой планете, мы обладаем властью. Это не осуждение; это лишь определение той силы, которая совершенно необходима для выживания. Если мы не овладели этими навыками в молодости, мы должны развить их, будучи взрослыми. Множество терапевтических подходов к развитию сознания помогают людям избавиться от беспомощности и уязвимости и стать сильными. Это важнейший шаг, но трагедия этого шага к силе заключается в том, что мы теряем связь с нашей уязвимостью. Мы теряем связь с уникальной вибрацией нашего психического оттиска.

Чудесная сказка «Снежная королева» является метафорой этого процесса. Сказка начинается с двух маленьких детей, Гансы и Герды. Они часами слушают нескончаемые рассказы бабушки о жизни, о тайнах и волшебстве. Они любят цветы и солнечный свет, но больше всего они любят друг друга. Вместе они замечательно демонстрируют психический оттиск, который характерен для детства.


Пока Ганс и Герда живут счастливо, разыгрывается драма: тролль сделал коварное зеркало. Стоит кому-нибудь посмотреть в него, и все, что было красивым, становится безобразным. И вот он со своим зеркалом летит к небесам, чтобы Бог посмотрел в него. Чем выше он летит, тем сильнее вибрирует зеркало, и вскоре оно разбивается на миллионы осколков, рассыпавшихся по планете.

Один осколок попадает в глаз Ганса, другой – в его сердце. Вдруг Герда начинает ему сильно надоедать, а бабушка представляется ему старой дурой. Даже розы, растущие на подоконнике, кажутся покрытыми червями. Мы бы сказали, что Ганс стал абсолютно рациональным молодым человеком. Дела сердечные и душевные, которые были для него важны, теперь вызывают отвращение.

Когда в тот вечер к нему приходит Снежная Королева, как это случалось неоднократно в прежние вечера, он вдруг находит ее неотразимой. Теперь собственный дом кажется Гансу безобразным и глупым, и он сразу же уходит с ней. Снежная Королева целует его – и его сердце становится ледяным. Она уводит Ганса на далекий север, в свой дом, где он проводит целые дни, разгадывая ребусы. Ганс видит вокруг себя замерзший мир, который кажется ему прекрасным. Он больше не помнит ничего о тепле, любви и чувствах. Он полностью отождествил себя с холодным, рациональным «я» и отказался признавать все другие «я». Замерзая, он умирает, но не знает об этом.

Теперь Герда должна найти Ганса и освободить его от власти Снежной Королевы. Эта цель является метафорой процесса в сознании Герды и ее способности сохранить контакт с ее психическим оттиском – цель, которая, в конечном счете, приведет к освобождению Ганса.

Как ни печально это может показаться, но судьба Ганса – это судьба многих из нас. Развитие личности требует отказа от наших чувствующих «я». Их воскрешение – одна из задач эволюции сознания.

Один из первых шагов к решению этой задачи – обнаружить, какие «я» ответственны за нашу личность. Кто и что действительно отвечает за сущность, которую мы называем эго? Мы начинаем наш путь к освобождению с изучения развития «защитника/контролера». Мы увидим, как он функционирует, как он и его друзья определяют, какие части нас отвергаются в годы нашего взросления.

«ЗАЩИТНИК/КОНТРОЛЕР»

«Защитник/контролер» отчасти похож на фрейдовское «суперэго» или «родителя» трансакционного анализа. Это «я» гарантирует, что отвергнутые «я» остаются отвергнутыми. Оно возникает в ранние годы и – после определения, какие формы поведения социально приемлемы, - формирует образ, который может предстать перед миром. Его функцией является защита: он защищает нашу уязвимость и может даже спасти нам жизнь, обеспечивая приемлемость наших действий. На «защитника/контролера» оказывают влияние семья и культура, причем каждая имеет собственные непоколебимые принципы. В Диалоге голосов работа с «защитником/контролером» является очень важной, поскольку это «я» представляет основную энергетическую модель, защищающую каждого из нас. Однако «защитник/контролер» боится психологической работы – он вовсе не стремится к расширению и росту, сохраняет консервативность взглядов и не доверяет новым идеям.


Независимо от состава участников одним из первых шагов в Диалоге голосов является определение желаний «защитника/контролера». «Защитник/контролер» должен чувствовать себя в безопасности как в отношении самого диалога, так и его ведущего. Он должен ощущать свое право на достаточный контроль за работой. Если его охватывает страх или он чувствует угрозу в процессе диалога, «защитник/контролер» должен иметь право остановить диалог или снизить его темп. Это, более чем что-либо еще, создает благоприятные условия для настоящего доверия.

Очень интересно рассмотреть типичных «защитников/контролеров» и увидеть их схожесть. Все они в основном рациональны, все хотят сохранять впечатление правильного поведения (формы которого могут сильно отличаться в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне), все хотят контролировать межличностные отношения, и все они хотят защитить человека – любым способом и любой ценой! Следующий диалог – пример типичного калифорнийского «защитника/контролера».

В е д у щ и й: Поскольку вы кажетесь единственным, кто направляет жизнь Фреда, я бы хотел узнать о вас побольше.

«Защитник/контролер» (раскинув руки на спинке дивана и приняв непринужденную позу): О’кей. Спрашивайте, о чем хотите. Начинайте!

В е д у щ и й: Хорошо. Начнем с основного. Как вы хотите, чтобы люди относились к Фреду?

«Защитник/контролер»: О, это легкий вопрос (с очаровательной улыбкой). Я хочу, чтобы все любили его. Он должен чувствовать себя удобно среди людей, быть экспрессивным, полезным, понимающим и полным энергии. Одним словом, отличным парнем. Я хочу, чтобы каждый мог сказать: «Вот действительно хороший человек».

В е д у щ и й: Мне кажется, что вы очень потрудились. Все действительно любят его.

«Защитник/контролер»: Еще бы! Его семья любит его, его друзья любят его, его бывшая жена и бывшие подружки любят его. Я великолепен в компании. Группы любят его, терапевты любят его. Я изучал психологию и знаю, что сказать и что сделать, чтобы всех очаровать. Я хорошо с вами работаю, да?

В е д у щ и й (улыбаясь): Конечно, хорошо.

«Защитник/контролер»: Я очень доволен собой. У меня все получается так, как я хочу, и я не хочу, чтобы что-то менялось. Ни в коем случае! В е д у щ и й: Скажите мне, что бы вы не хотели, чтобы Фрейд делал?

«Защитник/контролер»: Это просто. Я не хочу, чтобы он был эгоистом или безрассудным человеком. Я не хочу, чтобы он был безразличен к другим или ранил чужие чувства. Я хочу быть уверен, что все будут любить его и никто не скажет о нем плохого слова. Я не хочу, чтобы он потерял репутацию отличного парня!

В е д у щ и й: Даже если это сделает его несчастным?


«Защитник/контролер»: Его счастье меня не интересует. Я только хочу, чтобы другие были довольны им [подчеркнуто нами]. И каждый действительно доволен им.

В е д у щ и й: Но он пришел ко мне, потому что он не очень доволен жизнью. Он чувствует себя отчужденным и не выполнившим своего предназначения.

«Защитник/контролер»: Как я уже сказал, это меня не касается.

Именно на этого «защитника/контролера» оказали влияние культура и семья. Он поставил целью сделать из Фреда «хорошего парня» в противоположность его брату, который был движим личными интересами и добивался успеха во всем. Здесь «защитник/контролер» соединен с «угодником», «послушным сыном», «хорошим отцом». В дальнейшей работе эти другие голоса будут вызваны и с каждым в отдельности будет проведена беседа.

Мы не пытались изменить «защитника/контролера» Фреда. Нашей целью было помочь уровню осведомленности Фреда познакомиться с этой моделью, чтобы его эго стало более компетентным и перестало отождествлять себя с «защитником/контролером». Любая попытка ослабить «защитника/контролера» разрушила имидж Фреда и поставила бы под угрозу его нишу в семье. Многие семьи ломают характер личности и понуждают различных «защитников/контролеров» развивать дополнительно другие черты характера, благодаря которым человек будет играть в семье собственную роль.

Другую картину представляет «защитник/контролер» из Нью-Йорка. Этот «защитник/контролер» был очень заинтересован в достижении успеха, хотя сама Джуди больше интересовалась социальной жизнью.

В е д у щ и й: Джуди говорила о своей неспособности чувствовать себя непринужденно, как ее друзья в Калифорнии, поэтому я бы хотел спросить у вас, что вы думаете о непринужденности – о том, чтобы попробовать что-то новое.

«Защитник/контролер»: Мне это кажется незрелостью. Я не хочу, чтобы она делала что-то непродуманное… что-то непродуманное… что-то, о чем позднее она будет сожалеть… Эти калифорнийцы и их непосредственность… помани их чем-то новым, и они жадно устремятся вслед за этим. Пройдет года два – и вот пожалуйста, другое увлечение чем-то, и они, дураки, уже хватаются за другое. Я не хочу, чтобы она выглядела дурочкой! Я очень боюсь выглядеть глупым или, что еще хуже, незрелым. Необходимо в этой жизни демонстрировать зрелость, достоинство, даже быть слегка циничной, иначе люди не будут даже уважать. Знаете, целый год они все едят только овощи, на следующий год все занимаются медитацией, еще год – уже повальное увлечение аэробикой. По-моему, все они похожи на детей, гоняющихся за каким-то волшебным рецептом хорошей жизни. Нет такого рецепта. И знание этого и есть зрелость. Я знаю. Моя работа заключается в том, чтобы Джуди сохранила свою зрелость, была умной и никогда, никогда не выглядела глупой. Сюда относится и влюбленность. Если ей немного не хватает развлечений, так это и хорошо. Развлечения – это для детей. Жизнь – серьезная штука, и Джуди должна оставаться серьезной и ответственной. Я слежу за тем, чтобы люди уважали Джуди и доверяли ей. Они могут быть уверены, что она рациональна, как я, и осторожна во всех своих решениях и действиях. Я добился чудес в ее профессиональной жизни.

Израильский «защитник/контролер» обеспокоен безопасностью, физической и психической.

«Защитник/контролер»: По мне, самое важное – защитить его уязвимость. Он никогда не должен показывать свой страх, свои потребности, свои чувства…кто-нибудь может использовать это против него. Он всегда должен вести себя так, словно он владеет ситуацией. Вот почему я не хочу, чтобы он с вами разговаривал. Он – а фактически я – не всегда владеем ситуацией. А если он не владеет ситуацией, это может быть опасно для него. Он нуждается в моей защите, чтобы не действовать импульсивно. Он должен все продумать, иначе может попасть в беду. Самое худшее, с моей точки зрения, - поступать импульсивно и не контролировать происходящее.

Многие израильские «защитники/контролеры» разделяют эту точку зрения. Смущение, уязвимость, отсутствие руководства, «неконтролируемый» гнев, сексуальность, страх – любое подобное проявление «защитники/контролеры» расценивают как опасное. Наличие здравого рассудка и абсолютного самоконтроля они считают вопросом жизни и смерти.

Как вы, наверное, заметили, «защитники/контролеры» склонны поддерживать национальный или региональный стереотип. Они стремятся держать людей ближе к местным или семейным нормам, чтобы избавить их от трудностей, которые могут возникнуть из-за чересчур индивидуализированного поведения. При проведении Диалога голосов с «защитниками/контролерами» необходимо знать их правила. На это довольно жестко обратили наше внимание при проведении диалогов в Лондоне.

Британские «защитники/контролеры» всей группой протестовали против раскрытия неприятных, низменных или глупых субличностей. Однако они никогда бы не позволили себе стать невежливыми или отказаться от сотрудничества. Они делали вид, что «сотрудничают». Фактически мы не могли многого узнать о них, пока не спросили «защитников/контролеров» о правилах отвержения субличностей.

В е д у щ и й: Авантюристическая субличность Нормы говорила нам о своем желании путешествовать и найти интересную работу. Здесь, в Лондоне, она чувствует себя довольно стесненной. Что вы можете сказать по этому поводу?

«Защитник/контролер»: Ей хорошо говорить такое, но уже многие годы Норма обходиться без этого, и мне странно слышать, как она говорит – с энтузиазмом и без всякого здравого смысла. Я просто счастлив, что никто из ее подруг не услышал ее. По мне, все это – полная ерунда. Я не позволю ей сорваться с места в погоне за радугой. Меня не привлекает энтузиазм и волнения, я стараюсь подавлять их. Если у нее будет хороший, солидный план, хорошо продуманный, я мог бы выслушать ее, но по существу я согласен с тем, другим голосом, с которым вы говорили, - который сказал, что Норма должна смириться с тем, что в ее жизни ничего уже существенно не изменится. И чем скорее она поймет это, тем лучше будет для нее.

Могу сказать также, что мне не нравится, как вы вызываете у нее интерес. Мне не нравится, как вы вызываете у нее интерес. Мне не нравится ее возбуждение и надежды. Она только разочаруется. Я огражу ее от этого. Кстати, я не хочу, чтобы она стала одеваться ярко, как раньше. Я предпочитаю спокойные, скромные цвета.

К вопросу о цвете («защитник/контролер» становится более экспрессивным): я не хочу, чтобы она наряжалась, флиртовала, делала макияж, изображала из себя секс-витрину. Я хочу, чтобы она была благоразумна, воздержана, как и полагается быть женщине, которой в следующем году исполнится тридцать четыре года! Она уже слишком стара, чтобы вести себя как двадцатилетняя девчонка, даже если люди говорят ей, что она выглядит на двадцать. Она должна вести себя соответственно своему возрасту.

В е д у щ и й: Но ведь вы видите, как она несчастна и как тот рассудительный голос, который вам понравился, говорит, что хочет умереть. Мы можем с вами где-нибудь поговорить? Мы не будем заставлять ее делать что-нибудь без вашего одобрения.

«Защитник/контролер»: Да, тот рассудительный голос действительно вызывает у Нормы желание умереть. Может быть, если мы сможем что-нибудь придумать, чтобы она не выглядела дурочкой, я мог бы, да, мог бы попробовать найти компромисс. По крайней мере, в отношении одежды. По правде говоря, последнее время она выглядела пресновато.

После этого ведущий смог заключить союз с «защитником/контролером», пообещав уважать его требования в отношении благоразумия, хорошего вкуса, сдержанности и подобающего поведения. Британский «защитник/контролер» должен быть уверен в том, что его будут уважать и сотрудничать с ним, тогда он позволит исследовать отвергнутые «я». В противном случае он вмешается и вновь отвергнет те субличности, которые отвергал или контролировал в прошлом. К тому же он может попытаться заблокировать дальнейшее вторжение в эти запрещенные области.

Если, работая с энергетической моделью, ведущий чувствует зажатость субъекта, можно с достаточным основанием предположить, что ему отвечает «защитник/контролер». В следующем примере ведущий говорил с голосом, который субъект по имени Кэлвин отождествлял с голосом свободы. Голос хотел, чтобы Кэлвин был более авантюристичен, не боялся риска. В середине диалога ведущий почувствовал в Кэлвине зажатость – и зазвучал другой голос.

В е д у щ и й: Кажется, появилось другое «я». Не могли бы вы уступить место, чтобы мы могли поговорить с этой новой субличностью? (Кэлвин отодвигается.) Ну, здравствуйте. Кто вы?

«Защитник/контролер»: Я не знаю, кто я, но мне не нравится то, что происходит. Мне не нравится то, что говорит этот голос. Я много работал, укрепляя жизнь Кэлвина, и я не собираюсь смотреть сложа руки, как мои труды спускают в канализацию.

В е д у щ и й: Что больше всего беспокоит вас?

«Защитник/контролер»: Он хочет бросить все в погоне за риском, хочет бросить работу и потерять финансовую независимость. Я видел слишком много людей, которые так поступали. Меня это страшит. Мне нужна стабильность. Он не миллионер. Он нуждается в еженедельном чеке.

В е д у щ и й: Вы же помните, что я не подбиваю Кэлвина, чтобы он бросил работу или последовал совету свободолюбивого голоса. Моя работа – помочь ему выслушать все свои «части». А вы, наверное, хотели бы помочь ему избегать принимать решения слишком энергично и стремительно.

«Защитник/контролер»: Да уж будьте уверены – и я рад, что у вас хватает ума понять, насколько я важен.

Теперь ведущий может вернуться к свободолюбивому голосу или остаться с «защитником/контролером». Направление неважно; важно то, что уровень осведомленности Кэлвина способен видеть конфликт противоположностей. Теперь Кэлвину будет трудно однозначно отождествить себя как с «защитником/контролером», так и со свободолюбивым голосом. Цель процесса – научиться управлять своим «психологическим автомобилем». Теперь вы можете получить совет от разных энергетических моделей, и пока вы за рулем – вы делаете выбор и принимаете решение с большей осведомленностью.

«Консервативный» и «либеральный» - не просто слова, характеризующие политические убеждения человека. Это энергетические модели, которые существуют в каждом из нас, наши консервативные или либеральные сущности.

Консервативная привержена традиционным ценностям. Она боится всяких изменений и шарахается от возможности большей свободы.

Наша либеральная натура подталкивает нас к риску. Это энергия, которая побуждает нас порвать с традицией, воспользоваться шансом, в корне изменить поведение и таким образом получить более широкий диапозон для выбора.

Энергия «защитника/контролера» - это наш внутренний «консерватор». Он осторожен там, где «либерал» побуждает нас рисковать. Если мы уважаем обе стороны, нам не нужно проецировать на наше окружение ни либеральную, ни консервативную модель и наши принимаемые решение будут более уравновешенными.

Описание «защитника/контролера» создает впечатление, что тот играет важную роль в нашей жизни. Эта энергия очень важна для эволюции сознания. Сегодня у многих людей, занимающихся развитием сознания, обнаружилось новое явление: в своем стремлении к свободе они отвергают «защитника/контролера». Эти люди годами добивались эмоциональной и сексуальной свободы. Они медитируют, визуализируют, продвигаются во всех направлениях. Очень часто в ходе всего этого они отрицают «защитника/контролера», не видя смысла в его существовании. В приведенном ниже диалоге ведущий реагирует на тот факт, что «защитник/контролер» был отвергнут свободолюбивым голосом субъекта.

В е д у щ и й: У меня такое ощущение, что в течение многих лет Дрю не слушала вас.

«Защитник/контролер»: Это правда. Она всегда отчаянно старается быть свободной, действовать свободно. Она делает много такого, что я ненавижу.

В е д у щ и й: Например?

«Защитник/контролер» (глубоко несчастная): Мне не нравится, когда она спит со многими мужчинами. Я их всех ненавижу. Они плохие. А некоторые совсем гадкие! А она всегда готова «расти» - всегда готова к следующему семинару. И всегда у нее нет денег. Другой голос говорит ей: «Потрать их. Вселенная позаботится о тебе – это стоит того». Но я так не считаю. Если бы она послушала меня, она не была бы так сексуально озабочена. Ей не понадобились бы все эти семинары, чтобы уменьшить ее желание!

Удивительно, но отказ от энергии «защитника/контролера» - довольно распространенное явление в тех частях света, где люди долгое время работали с сознанием. И, наоборот, в тех частях света, где психологическая работа относительно нова, «защитники/контролеры» обычно очень сильны.

Как сказано выше, проводя Диалог голосов в разных городах и странах, первым делом мы занимаемся с «защитником/контролером». Он в течение многих лет функционировал как действующее эго и теперь вовсе не намерен позволять сместить себя какому-то выскочке-ведущему или экстравагантным упражнениям с психикой. Его точку зрения необходимо уважать, как и проделанную им работу.

ГЛАВА 5 «ТЯЖЕЛОВЕСЫ»

ЭНЕРГИЧНЫЕ «Я»

В этой главе мы познакомим вас с «тяжелой техникой», участвующей в Диалоге голосов:

„ «толкачом» (напористым «я»),

„ «критиком»,

„ «перфекционистом» (стремящимся во всем к совершенству),

„ «влиятельным политиком» (желающим власти) и

„ «угодником» (желающим всем понравиться).

Любая из этих субличностей может быть частью общей модели «защитника/контролера». Но они могут действовать независимо, по-своему проявляясь в каждом человеке. В американском мейнстриме эти субличности являются первичными «я», отобранными «защитником/контролером» для защиты и достижения успеха в жизни.

«ТОЛКАЧ»

Сильный «толкач» помогает достигнуть успеха в мире. Столь же несомненно он дарит мигрени, боли в спине, сердечные приступы и желчное отношение к жизни. Голос «толкача» услышать легче всего. Большинство из нас почти в любое время могут настроиться на эту субличность, которая – с кнутом в одной руке и со списком незаконченных дел в другой- подгоняет нас: «Журналы не прочитаны, кровать не убрана, диссертация не написана, надо идти на тренировку, грядки не полоты, кран течет…» Список бесконечен. Время, затраченное на работу, не ценится никак. Известно лишь одно: как только мы вычеркнем сделанный пункт, «толкач» тут же добавит новый.

«Толкач» всех подталкивает. Может показаться, что у преуспевающего, динамичного и хорошо организованного, наиболее сильный «толкач». Однако мы разговаривали с еще более сильными «толкачами» домашних хозяек, которые сидят целыми днями в халатах, с горой немытой посуды и с неубранными постелями. У их «толкачей» список настолько длинный и невыполнимый, что женщины бросили все и стали депрессивными субличностями, которые считают, что любая попытка что-то сделать будет напрасной.

Как почувствовать вашего «толкача»

Прежде чем продолжать теоретические рассуждения, мы хотели бы дать вам возможность почувствовать вашего «толкача». Чтобы войти именно в эту систему, начните думать о всех тех вещах, которые должны быть сделаны. Продолжайте мысленно составлять этот список, пока не почувствуете, что настроение ваше изменилось. Могут помочь несколько наводящих вопросов, например: «Что нужно сделать вокруг дома? Для вашей супруги? Для ваших детей, ваших родителей? А как насчет работы, сбережений, карьеры, инвестиций, опережения инфляции, пенсии? Какой материал вы оставили непрочитанным? Какие проекты не закончены? Что нуждается в ремонте? Кому надо позвонить? Что почистить, уладить? Какой потенциал какого роста – физического, психологического или духовного – еще не реализован?»

Будем надеяться, что к этому времени вы активизировали эту специфическую субличность. Что вы чувствуете, когда ваш список растет? До сего момента вы были поглощены чтением этой книги. Теперь на первое место вышла субличность. Вы сами больше не контролируете ход вещей. Почувствуйте физические ощущения, свойственные «толкачу». Они отличаются от тех, которые вы испытываете, когда вы спокойны и расслаблены? Где сконцентрировалось напряжение? В ваших челюстях, лице, руках, плечах, голове или желудке? Это ощущение постоянное или периодическое?

Если вы чувствуете, что это ощущение уходит, то можете вернуться в эту субличность, подумав о дополнительных делах, которые необходимо сделать. Или же субличность настолько сильна, что вам хочется бросить эту книгу и сделать что-то. Вы замечаете, что какие-то чувства становятся сильнее, например: «у меня нет времени», «так много надо сделать», «это никогда не кончится», «лучше пойти и сделать что-нибудь из этого списка»…

Итак, вы познакомились с вашим «толкачом». Его энергия, кажется, охватила все наше общество. Он не любит, когда мы отдыхаем, расслабляемся или попусту тратим время. Ему особенно нравится прерывать моменты расслабленности, напоминая нам, что нужно еще сделать. Это он не дает нам выпить вторую чашку кофе перед работой, пресекая любую попытку лечь во дворике и понежиться на солнышке в воскресное утро. «Толкач» может быть жестким надзирателем, но добьется своего. Успех в западном мире зависит именно от «толкача».

«Толкач» развивается в ранние периоды жизни, побуждаемый родителями, учителями, работодателями. В амбициозных семьях эта субличность так ценится, что верховодит всеми остальными. Все мы знаем хотя бы одного человека, кто хвастался тем, что уже несколько лет не брал отпуска, - у такого человека нет компетентного эго, его жизнь полностью управляется этой субличностью, его «толкачом». Наших «толкачей» обычно награждают. В конце концов, разве не замечательно иметь дело с кем-то, кто готов работать непрерывно?

Физически легко ощутить момент, когда «власть» берет «толкач». Мы напрягаемся. Наши челюсти сжаты, зубы стиснуты, мускулы шеи или плеч напряжены, можно даже почувствовать тошноту или легкую панику. Посмотрев в зеркало, мы видим своего «толкача». Наши лица непроницаемы и сдержанны, может быть даже, немного измождены.

Пожалуйста, помните, что мы не считаем «толкача» отрицательной энергией. Никакая энергетическая модель не является изначально положительной или отрицательной, - все зависит от нашей осведомленности и способности пропускать энергию через компетентное эго, чтобы мы могли выбирать, что делать. Когда «толкач» управляет нами, мы идем по жизни на большей скорости. Этот «толкач» может быть вполне забавным существом или настоящим демоном, чьи требования в конце концов разрушат нас. Он и в самом деле рушил жизни многих.

Сильвестр, человек сорока лет с небольшим, в течение десяти лет часто видел один и тот же сон: он едет на работу по автостраде на большой скорости, и каждый раз его машина во что-то врезается. Эта картина быстрой езды по автостраде – великолепная метафора энергии «толкача». Подсознание Сильвестра явно предупреждало его. И разумеется, по истечении десяти лет у него случился инфаркт. Наши физические тела платят большую цену за ретивого «толкача». И все же именно ухудшение здоровья дает нам первую возможность развить осведомленность, которая сможет увидеть, что фактически нашу машину ведет «толкач», а не мы сами.

«Толкач», «критик» и «перфекционист» часто образуют устрашающее трио, когда берутся руководить нашей жизнью. А теперь пришло время познакомить вас с некоторыми из наших любимых «толкачей».

Списки того, что надо прочитать профессионалам (и непрофессионалам)

Цель совместного действия «критика» и «толкача» - заставить человека сначала быть недовольным собой, поскольку он знает недостаточно («критик»), а потом дать ему списки материала для чтения, чтобы он усовершенствовал свои знания («толкач»). Следующий диалог между терапевтом и его клиентом по имени Джон (тоже терапевтом) хорошо иллюстрирует это замечательное сотрудничество.

Т е р а п е в т: Из того, что вы говорите, представляется, что вы не уверены в себе, когда проводите лечение.

Джон: Правильно. Я всегда чувствую, что знаю мало. Я думаю о знакомых мне терапевтах, и они все кажутся мне такими начитанными, словно всегда знают, что делают.

Т е р а п е в т: Мы можем поговорить с той частью вас, которая чувствует, что знает недостаточно?

Джон: Это легко сделать. Это наш старый друг. (Джон раньше сам проводил диалог, и он быстро уступает место своему «критику».)

«К р и т и к»: Здравствуй. Рад вернуться – впрочем, я и не уходил.

Т е р а п е в т: И ты большую часть времени присутствуешь?

«К р и т и к»: Ну, по правде сказать, проблема в том, был бы он на месте. Что касается меня – я всегда здесь.

Т е р а п е в т: Ты очень уверен в себе.

«К р и т и к»: Мне нравится работать с терапевтами, особенно с молодыми. Очень легко добиться, чтобы они были собой недовольны.

Т е р а п е в т: И как же ты добиваешься этого с Джоном?

«К р и т и к»: Точно как он сказал: я добиваюсь того, что он недоволен собой, тем, как мало он знает. Добившись этого, остается посоветовать ему, что читать.

Т е р а п е в т: Это ты предлагаешь, что читать?

«К р и т и к»: Наверное, да. Я никогда не думал об этом. Может быть, кто-то другой делает это.

Т е р а п е в т: Можно мне поговорить с той частью вас, которая составляет списки? (Джон опять передвигает стулья.) Это ты часть Джона, которая предлагает списки?

«Т о л к а ч»: Да, это я. Я работаю с «критиком». Как только Джон начинает слушать «критика», он созрел для меня.

Т е р а п е в т: И какой же список для чтения ты составил для него?

«Т о л к а ч»: Во-первый, журналы.

«Т о л к а ч»: Ну, начнем с основных психоаналитических журналов. Поскольку эта область представляет для него особый интерес, я думаю, он прочитает журналы из области психоанализа. Он должен следить за современными тенденциями в психологии. Поэтому, я полагаю, он прочитает журнал «Американский психолог». Я еще хочу, чтобы он прочитал основные журналы психологической школы К.Г. Юнга. Ему следует быть в курсе современных достижений в медицине. Поэтому я хочу, чтобы он прочитал «Медицинский журнал Новой Англии».

Т е р а п е в т: Это уже хороший список. А как насчет книг?

«Т о л к а ч»: Книг достаточно. Основной ряд книг по психоанализу абсолютно необходимо прочитать. Юнговская серия обязательна.

Т е р а п е в т: Включают ли они алхимию и таинства?

«Т о л к а ч»: Абсолютно все. Это совершенно необходимо.

Т е р а п е в т: Есть что-нибудь еще?

«Т о л к а ч»: Конечно. Я люблю, чтобы хоть понемногу, но обо всем. Поэтому я заставляю его читать Фрица Перлса и Полстера о гештальте, основную рейховскую литературу, а потом будет литература по философии.

Т е р а п е в т: Подожди. Ты хочешь сказать, что он слушает тебя и собирается действительно прочитать все эти книги?

«Т о л к а ч»: В его спальне куча журналов и книг. Они всегда перед его глазами, и он может их просматривать. Когда он приходит в книжный магазин, я напоминаю ему, о чем еще надо узнать. Это забавно.

Т е р а п е в т: Чушь какая-то. А он вообще в курсе твоих рекомендаций?

«Т о л к а ч»: Что значит в курсе? Эти книги все важны. Ты будешь это отрицать?

Т е р а п е в т: Ну, скажем, многие книги интересны. Но для той работы, которой я занимаюсь, необязательно читать все книги.

«Т о л к а ч»: Не говори ему этого. Он может заартачиться.

Т е р а п е в т: А если бы заартачился?

«Т о л к а ч»: Не знаю. Этого никогда не было… Я даже не могу представить себе.

После диалога с большим количеством «толкачей» интересно узнать какой процент книг в мире покупается «толкачами», а не компетентным эго. Мы можем только восхищаться уверенностью «толкача» в наше время, когда многие из нас сомневаются в себе. Послушайте следующий диалог между терапевтом и «толкачом» клиента-женщины, который планирует ее свободное время.

Т е р а п е в т (обращаясь к «толкачу»): Салли говорит мне, что один день в неделю она свободна и может делать все, что захочет, и якобы в этот день ты над ней не властен.

«Т о л к а ч» (с невинными видом): Это правда. Она может делать все, что захочет.

Т е р а п е в т (подозрительно): Как же она может быть свободной целый день, если она должна смотреть за ребенком? В какое время начинается свободный день?

«Т о л к а ч»: Раньше девяти часов утра не начинается. В девять она отправляет дочку в школу. А в полтретьего должна забрать дочку из школы.

Т е р а п е в т: Понимаю. Значит не совсем целый день? Уверен, у тебя масса планов для нее между девятью и половиной третьего.

«Т о л к а ч»: Нет, она делает, что хочет. Посещает маникюршу и парикмахера. Потом ходит по магазинам. Потом у нее ленч с подружками. Она видится с ними раз в неделю, в свой свободный день. Понимаете, все это только для нее. Этот день она проводит в заботе о себе.

Т е р а п е в т: Я вижу, ты усвоил, что Салли должна заботиться и о себе, и мне кажется, что с учетом этого ты слишком уж уплотнил для нее график. Но скажи мне, раз ты так легко соглашаешься с тем, что она должна позаботиться о себе: а что, если она решит провести день в халате, читая роман или вообще ничего не делая?

«Т о л к а ч» (недоверчиво): Никогда, об этом не может быть и речи!

Какую часть жизни мы под командой таких голосов, думая при этом, что мы делаем именно то, что сами выбираем? Как же мало мы понимаем, что в нашей жизни отсутствует свобода!

«Толкач» в стиле «нью-эйдж»

Ничто в новейшей истории не было столь восхитительным для «толкачей» (по крайней мере, на Западном побережье США), как распространение философии «нью-эйдж». Возможности мучить нас беспредельны, и наши «толкачи» наслаждаются, разворачивая перед нами тысячи «надо». «Толкача» Мэрилин удовлетворяли карьера, дом, муж, дети, путешествия и несколько дополнительных излишеств. После того как Мэрилин прочитала несколько книг по расширению сознания в духе «нью-эйдж», она начала ощущать какую-то напряженность в плечах.

Т е р а п е в т: Давайте поговорим с голосом, который заставляет ваши плечи напрягаться. Вы знаете, что это за голос? (Мэрилин пересаживается в кресло «толкача». «Толкач» появляется на прежних сеансах и уже знаком с процессом.)

«Т о л к а ч»: Конечно, поговорим. Вот и я.

Т е р а п е в т: Будь я проклят! Я думал, что ты решил взять отпуск. Ты меня разыграл.

«Т о л к а ч»: Ну, я отпустил ее на Гавайи, но принес ей пару книг, чтобы она прочитала. Я дал ей отдохнуть пару дней, но потом опять прибрал ее к рукам.

Т е р а п е в т: Поразительно. И как же ты это сделал?

«Т о л к а ч»: Я заставил ее прочитать «Аквариумный заговор», и теперь надо очень многое сделать.

 

Т е р а п е в т: Подожди, что ты хочешь этим сказать?

«Т о л к а ч»: Ну, самое главное, мы получили возможность посетить кахуну [гавайскую целительницу], пока были на Гавайях. Я думаю, она должна больше узнать о кахунах и о психической хирургии. Возвратимся к тому, с чего начали: сознание «нью-эйдж» просто восхитительно. Прежде всего, нам нужно взять под контроль ее диету. Потом, она должна стать членом клуба здоровья и регулярно его посещать. И еще я хочу, чтобы она занялась йогой. Мы должны очистить ее энергии. Есть масса книг об этом – десятки книг. Далее, она должна больше узнать об энергиях. Энергетические поля, баланс, прояснение – знаете, все это…

«Толкач» все более возбуждался. Одна идея рождала другую. В поощрении не было необходимости. Заразительный энтузиазм светился в глазах. Он продолжал:

«Т о л к а ч»: Конечно, ей нужно начать заниматься медитацией, и еще я хотел бы, чтобы она позанималась с кем-нибудь, кто ускорит развитие ее духовных сил и научит ее разбираться в аурах. Она должна кое-что прочитать – пусть это будет даже популярная литература – о новых открытиях в квантовой физике, которые идут в параллель с мистическими верованиями, а также об исследованиях мозга, которые поддерживают гипотезу существования внечувственного восприятия и других уровней осведомленности.

Т е р а п е в т: И ты думаешь, что она сможет все это осуществить, работая и ведя домашнее хозяйство? Ты шутишь.

«Т о л к а ч» (с большим энтузиазмом и нетерпением): Нет, не шучу. Она отстанет от других, если не займется всем этим.

Т е р а п е в т (смеясь): Не удивительно, что она вернулась с Гавайев с напряженными плечами!

«Толкач» был хитрым. Большую часть времени он был оживлен и настроен положительно, и если бы Мэрилин позволила себе поддаться этому «толкачу», она быстро выдохлась бы. С другой стороны, здесь проявляется «уязвимый ребенок», который боится отстать, когда другие уже готовы приветствовать «нью-эйдж». Дальнейшее исследование детских страхов дало компетентному эго Мэрилин возможность лучше понять ситуацию и разрешить ей сделать сознательный выбор – что делать, а чего не делать.

Возмездие «толкачу»: «бездельник»

Чтобы уравновесить «толкача», играющего в нашей жизни главную роль, интересно поговорить о его противоположности. Противоположной субличностью могут быть «пляжный бездельник», «хиппи», «опустившаяся женщина», «лентяй» или «избалованная принцесса». Этот голос – хранилище удивительных рекомендаций, потворствующих в желаниях человека расслабиться, к ужасу «толкача».

Субличность, которая разрешит или даже подтолкнет нас к «ничегонеделанью», дает «толкачу» очень важную уравновешивающую энергию, особенно в западном обществе, ориентированном не «толкача». Этот голос позволяет сбавить темп, позаботиться о себе, порадоваться жизни. Если подобная энергия отсутствует, мы обязательно привлечем в нашу жизнь орбиту кого-нибудь (мужа, ребенка, работодателя), кто даст нам такую энергию.

Помните Салли? «Толкач» был полным хозяином ее жизни. У Салли был муж – хиппи, носитель ее отвергнутого «я». До тех пор пока Салли отождествляла себя с «толкачом» (беспокойство обо всем, работа, чувство ответственности 24, нет, 38 часов в сутки), ее муж оставался «заперт» в своей субличности «хиппи». Он ворчал, что Салли слишком волнуется обо всем, он отказывался брать на себя ответственность за финансовое положение. Даже предлагал все продать и отправиться куда-нибудь, чтобы жить просто и необязательно. Чем больше слушал все это «толкач» Салли, тем энергичнее он становился и Салли еще сильнее осуждала мужа за безответственность. В нижеприведенном диалоге мы поговорили с «хиппи»- субличностью Салли.

«Х и п п и» (лениво развалившись в кресле и медленно выговаривая слова): Знаете, я просто не могу поверить Салли.

Т е р а п е в т: Что ты хочешь этим сказать?

«Хиппи» (улыбаясь): Она всегда волнуется, всегда у нее длиннющий список того, что надо сделать, всегда она занята. Вы действительно думаете, что этим она чего-нибудь добьется?

Т е р а п е в т: Она определенно считает, что результат будет. Что, по-твоему, случилось бы, если бы она не работала так много?

«Х и п п и» (лениво ухмыляясь): Ничего! Просто на все это понадобилось бы чуть больше времени. От этого никто не умирает.

Т е р а п е в т: А что случится с бизнесом?

«Х и п п и»: Кто-то другой все сделает, если она не вскочит и сейчас же не сделает все сама. Знаете, она такая деятельная, что не дает другим никакого шанса что-то сделать.

Эта последняя реплика абсолютна верна. Стопроцентные «толкачи» склонны именно «вскакивать» и хвататься за работу, прежде чем простые смертные вообще заметят, что что-то надо сделать.

«Х и п п и»: Я хотел бы показать ей, что мир не рухнет, если она немного расслабиться.

Т е р а п е в т: Что бы ты посоветовал?

«Х и п п и»: Во-первых, оставить всю бухгалтерию в магазине. Что она не сделает сегодня, сделается завтра. Когда она приносит работу домой, она вся на нервах. Я советую ей вечером расслабиться, посмотреть телевизор, заняться любовью, не обращать внимания на то, что что-то еще не доделано ко времени ужина. Просто оставить на завтра и не беспокоиться. Ни о чем не волноваться, особенно о деньгах. Она должна расслабиться – и все будет хорошо. Так всегда было. Она просто забыла, что значит доверять (весело улыбается). Важно, что она любит своего мужа и он любит ее. Они должны радовать друг друга.

Удивительно было видеть, как менялось лицо Салли, когда говорил голос «хиппи». Лицо расслабилось, исчезли морщинки, ее плечи – обычно все напряженные – расслабились, и она спокойно улыбалась. В глазах появился блеск.

Пока Салли слушала своего «хиппи», ее сознание отделилось от «толкача». Она решила попытаться расслабиться и последовать некоторым рекомендациям. В этом изменении не было никакого чуда. Просто когда ее «толкач» отступил, «хиппи» ее мужа замолчал – и получился идеальный баланс. Муж Салли принял на себя часть ответственности за финансы, и всю тяжесть дел они поровну поделили между собой. Вместе они со всем чудесно справлялись, вместе отдыхали, чувствуя взаимную поддержку. Они поняли, что вместе могут сделать то, на что по отдельности не считали себя способными. Их отношения стали глубже, сильнее и полностью уравновешенными. И жить им стало веселее.

Как было сказано, мы рождаемся уязвимыми и очень рано в жизни обнаруживаем, что быть уязвимым – не лучший способ для выживания. Мы развиваем в себе личность, состоящую из наших первичных «я», то есть фактически строим оборону против уязвимости. У большинства людей «толкач» является одним из краеугольных камней этой личности. Действуя рука об руку с «защитником/контролером», он включает в наши личности все родительские и общественные директивы, как мы должны или не должны поступать. Мы никогда не осознаем, что наша жизнь проживается за нас энергетической моделью, которая в нас доминирует.

Ответом на эту дилемму является наше сознание – знание о существовании этих энергетических моделей. Подобная осведомленность не пытается искоренить или осудить что-то. Как в случае Салли, сознание – это просто осведомленность и опыт, а они, в свою очередь, приводят к возможности делать выбор. Салли выслушала своего «толкача» и своего «хиппи». В процессе Диалога голосов мы помогли ее осведомленности отделиться от системы идей, позиций и чувств, которые управляли ее образом жизни в этом мире. Она впервые сама села за руль своей машины. Она продолжала слушать «толкача», но он уже больше не был хозяином, она уже не верила автоматически всему, что он говорил. В ней развивалось компетентное эго.

Нет способа в полной мере продемонстрировать влияние «критика» и «толкача» на наше общество, но наша личная оценка такова: если бы в США вдруг нейтрализовали и «критика», и «толкача», 75% коек в больницах опустели бы и 90% клиентов психотерапевтов перестали бы лечиться. Удивительно, что способность сказать «нет» этим энергиям меняет их. Послушайте следующий диалог, произошедший во время такого изменения. Субъектом был энергичный бизнесмен, который обнаружил свою уязвимость.

В е д у щ и й: Как вы теперь себя чувствуете, когда Дон говорит вам «нет»?

«Т о л к а ч»: Скажу вам правду – мне все равно. Я устал.

В е д у щ и й: Никогда не думал, что услышу от вас такое.

«Т о л к а ч»: Я уже давно в подобном состоянии.

В е д у щ и й: А вы не боитесь, что он перестанет вести дела?

«Т о л к а ч»: Не знаю. Кажется, он способен справляться с делами. Я не знаю. Мой энтузиазм весь вышел.

Осведомленность и опыт энергетической модели («толкача», «критика» или любой другой) изменяют ее природу. В случае с Доном, когда энергия «толкача» иссякла, «уязвимый и игривый ребенок» стал сильнее. Теперь сознание стало доступно обоим «я». И это дало возможность Дону разделить напряжение между двумя этими противоположностями.







Date: 2015-10-21; view: 225; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.075 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию