Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевой этикет как элемент научного академического общения
3.1. Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности используются различные этикетные средства. Этикет – явление национальное. Он связан с обычаями и традициями народа – носителя изучаемого языка. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседниками в различных ситуациях общения, отражает разный характер взаимоотношений общающихся. Речевой этикет соответствует ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, и выполняет несколько функций: 1) способствует установлению контакта между собеседниками; 2) позволяет засвидетельствовать уважение; 3) помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); 4) формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателей.
3.2. Русский речевой этикет научного академического общения представляет собой набор языковых средств и общих этикетных норм, обуславливающих выбор того или иного речевого оформления высказывания в академической среде. Он включает требования современного русского литературного языка и требования так называемого академического этикета. Способ изложения, уровень владения языком и стилем демонстрируют научную культуру автора. Принятая в научной речи система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников, возражений оппонентам и многое другое устанавливает определенные принципы устного общения членов научного сообщества между собой. Устное общение, в свою очередь, регламентируется требованиями речевого этикета, касающимися паралингвистического уровня общения в целом[2]. Например, в русском речевом этикете предписывается воздерживаться от слишком оживленной мимики и жестикуляции. Таким образом, русский речевой этикет научного академического общения представляет собой целый набор речевых единиц и правил построения высказываний, позволяющий выдержать жанр научного академического общения. 3.3. Основой научного академического общения является уважение соискателя ученой степени к членам комиссии, оппонентам, рецензентам и другим участникам заседания: 1. При обращении соискателя к участникам заседания обычно используется эпитет «уважаемый»: «уважаемая комиссия», «уважаемый председатель», «уважаемые члены диссертационного совета», «уважаемые гости» и др. Но: нельзя использовать эпитет «уважаемый» без определяемого им слова, так как он приобретёт противоположное значение. 2. Соискатель должен выражать благодарность за задаваемые ему вопросы, за критику и отзывы (например, «спасибо за вопрос», «благодарю за вопрос» и т.д.). 3. В конце выступления (на этапе заключительного слова соискателя) необходимо поблагодарить научного руководителя, рецензента и всех, кто помогал соискателю в проведении исследования, а также выразить благодарность всем присутствовавшим на заседании: «Выражаю свою благодарность (кому?) … (за что?)….», «Благодарю (кого? …) (за что?) ….», «Хочется поблагодарить (кого?....) (за что? …)», «Хочется сказать спасибо (кому?) … (за что?) …» и др. Но: в русском речевом этикете избыточная вежливость, направленная на собеседника, может трактоваться как ирония, антипатия, неискренность.
3.4. Выступление нужно разделить на этапы и оформить каждый из этапов определенным образом, используя речевые формулы научного академического общения. Так, для обозначения темы диссертации можно использовать следующие конструкции: «тема моей работы – …», «моя работа называется …», «мое исследование посвящено (чему?) …» и т.д. Для речевого оформления гипотезы характерна лексика с семантикой возможности, предположительности (модальные предикативы возможно, можно, глаголы допустить, предположить, вводные слова вероятно, очевидно, видимо, по-видимому, соответствующие обороты по всей вероятности, по всей видимости, вводное предложение как видно и др.), осуществимости (модальные предикативы реально, удастся, глаголы добиться, достичь, выполнить, реализовать); предложно-падежные обороты, выражающие условные отношения (с использованием простого предлога при, составного при условии); придаточные условия с союзом если (если – то), например: «Можно предположить, что если использовать такой подход к анализу текста, то удастся добиться (чего?)». При формулировании цели исследовательского задания употребляются стереотипы с глаголами, обозначающими мыслительные и речевые действия, и образованными от них существительными со значением отвлеченного процессуального признака: «Цель проведенной мною работы заключалась в том, чтобы выявить и объяснить (что?) …», «Моя основная задача состояла в определении и оценке (чего?) …» и др. Для подчеркивания актуальности исследования служат следующие языковые средства: модальные частицы и обороты типа именно, прежде всего; прилагательные с семантикой высокой значимости – важный, значимый, существенный, главный, основной, стержневой, узловой, центральный, актуальный, злободневный, животрепещущий и т.п. Содержание исследования требует доказательства выдвинутых соискателем положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Необходимо соблюдать принцип точности научной речи. Помимо точности словоупотребления, научный текст требует ясности изложения, поэтому информацию следует подавать порциями. Выводы в заключении выступления должны быть предельно конкретны и убедительны. Именно остается в памяти; оно позволяет еще раз обратить внимание на важнейшие аспекты выступления и готовит слушателей к дискуссии. 3.5. Соискатель должен помнить: – Необходимо соблюдать регламент. – Речь соискателя должна быть спокойной, неторопливой, ясной, грамматически точной и уверенной. Это позволит сделать ее убедительной и понятной слушателям. Надо помнить, что торопливость, «проглатывание» окончаний слов значительно снижает впечатление от выступления. – Необходимо четко соблюдать нормы литературного произношения, в частности, правильно делать ударения в словах. – Следует во время доклада повторять существительные, избегая замены их местоимениями. – Не следует перегружать доклад сложноподчиненными предложениями. – Традиционно не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я»; говоря о себе во множественном числе – «мы», имеют в виду: «я и мой научный руководитель». Например: «нами установлено», «мы приходим к выводу». Благодаря этому создается впечатление, что мнение автора как бы подкрепляется мнением стоящих за ним людей – научного коллектива, школы или направления. Конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями, например, «к этой проблеме подходят с различных точек зрения…» и т.д. Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («разработан принципиально новый подход к проблеме»). – Следует избегать сложной терминологии. – Аббревиатуры, если он не общеизвестны, следует расшифровывать, хотя бы при первом упоминании. – Все графические сокращения произносятся полностью, например, и имена и отчества ученых.
|