Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сбор и сохранение информации⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Понятие сбора информации является центральным как в моих рассуждениях, так и в аргументации Гибсона. Согласуется ли оно с классической точкой зрения на информацию как на нечто допускающее квантификацию, передачу, хранение и переработку?[27] Я считаю, что эти две точки зрения вполне совместимы3, однако связь между ними нуждается в пояснении. Согласно определению Шеннона, информация — это в первую очередь выбор альтернатив. Об информации можно говорить тогда, когда данная система находится в каком-то одном из ряда возможных состояний. Информация считается переданной (по определению), когда состояние одной системы, В, таким образом обусловлено состоянием другой системы. А, что в принципе наблюдатель может узнать нечто об А, исследовав Б. Если В было передано достаточно информации (без шума), то А можно описать с большими подробностями. Именно такая связь существует между доступным глазу структурированным световым потоком (В) и объектами, от которых этот свет отражен (А). Информация об объектах присутствует в свете, поскольку в силу оптических законов между ними существует зависимость. (Эта зависимость обычно является совершенной, т.е. свободной от того, что в теории информации называют «шумом».) Информация, содержащаяся в свете, специфицирует пространственное расположение и многие другие свойства окружающих нас объектов. Дж.Гибсон утверждает, что в нормальной среде эта спецификация всегда единственна; нет такого мыслимого мира, в котором могла бы появиться оптическая структура, тождественная актуально существующей. (Оптическая структура в данном случае означает как изменения во времени, так и распределение в пространстве.) Воспринимающий также представляв собой физическую систему, находящуюся в контакте с оптическим потоком. Состояние такой системы отчасти определяется структурой этого потока; это означает, что системе передается информация. Когда это происходит — т.е. когда нервная система выделяет структуру света, —мы говорим, что информация собрана воспринимающим. Если сама информация — те аспекты оптической структуры, которые оказали воздействие на воспринимающего, — специфицирует свойства реальных объектов, имеет место восприятие этих свойств и объектов. Обор информации требует соответствующей перцептивной системы — соответствующей в том смысле, что ее состояние может быть целесообразно изменено контактом со структурированным светом. Часто утверждается, что эта система (называемая здесь схемой) должна перерабатывать доступную ей информацию. Этот термин может ввести в заблуждение. Информация как таковая не меняется, поскольку она уже содержалась в свете. Схема собирает информацию, меняется ею, использует ее. Некоторые из этих активностей действительно затрагивались в многочисленных современных исследованиях, использующих в качестве своей теоретической основы концепцию переработки (или перекодирования) информации. Тем не менее я не буду говорить о них здесь. Их просто слишком много для книги такого объема; кроме того, обзоры этих работ уже существуют[28]. В большинстве подобных исследований использовались описанные выше искусственные ситуации, игнорирующие непрерывный и циклический характер обычной перцептивной активности. Более того, почти все они начиняются с одного и того же теоретического описания стимульной информации, рассматриваемой как поток оказывающих изолированное воздействие световых лучей. При таком описании теории восприятия могут быть лишь весьма определенного рода и должны постулировать фундаментальные процессы преобразования и перекодирования. Однако этот подход не является, конечно, единственно возможным. Подобно тому как акустическую информацию можно описывать и в терминах изменения давления, и в терминах спектра частот, так и для структуры светового потока должны, видимо, существовать различные эквивалентные способы описания. Как уже отмечалось <...>, некоторые альтернативы разрабатываются в настоящее время. Есть еще один повод для скептицизма в отношении современных представлений о наших перцептивных механизмах. Последние возникают не сразу. Схемы формируются по мере накопления опыта. Сбор информации сначала происходит грубо и неэффективно, как и обеспечивающая непрерывность перцептивного цикла исследовательская активность. Только благодаря перцептивному научению1 мы приобретаем способность к восприятию все более тонких аспектов окружения. Схемы, существующие в каждый данный момент, являются продуктом индивидуального жизненного опыта, а также самого актуально разворачивающегося цикла. Теории, которые не учитывают возможности развития, не могут всерьез считаться теориями когнитивных процессов человека. Факт перцептивного научения предполагает, что в каждый момент времени, А,, состояние схемы каким-то образом связано с ее состоянием в предшествующий момент, Согласно определению передачи информации, можно было бы утверждать, что от А0 к А1 была «передана» информация. Однако гораздо понятнее будет, если мы скажем, что информация была «сохранена», или «удержана». Таким образом, схемы позволяют нам не только воспринимать текущие события, но и удерживать информацию о событиях, имевших место в прошлом. Понятие сохранения информации играет ключевую роль в большинстве современных теорий памяти. Часто можно слышать утверждение, что функционирование мозга напоминает, в сущности, работу большой библиотечной поисковой системы[29]. С этой точки зрения следы, оставляемые событиями прошлой жизни индивида, накапливаются на библиотечных полках (в долговременной памяти) и время от времени извлекаются оттуда в целях сознательного просмотра. Если библиотекарь не может их обнаружить, то имеет место забывание. Каковы бы ни были достоинства такого подхода, я здесь имею в виду нечто иное. Индивида, располагающего неактивной в данный момент схемой, нельзя считать владельцем некой конкретной умственной собственности. Он является всего лишь организмом, обладающим определенными потенциальными возможностями. Неактивные схемы суть не объекты, а лишь аспекты структуры его нервной системы. Хотя они и удерживают информацию в специальном смысле слова, она собирается не таким образом, как это происходит в случае информации, содержащейся в свете. Факт сохранения проявляется лишь в специфике предвосхищения, сопровождающего использование схемы.
[1] Грегори PJI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. С.160-156. [2] Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Глппецрейтер, М.Б.Михалеве кой. М.: Иэд-во Моск. ун-та, 1976. С. 300- 802. ' См.: Mlehotte A. The Perception of Causality. N. Y.: Basic Books, 1063; Originally published In Frenoh, 1064. [3] См.: Olum V. Developmental Differences in the Perception of Causality Under Conditions of Specific Instructions 11 Vita Humana. 1958. Vol. 1. P. 191-203. [4] Примененный в эксперименте метод далек от совершенства, а сами результаты не ■ножке ясны. Относительно метода. Выбор поворота головы как указателя того, что воспринимается, —нельзя назвать удачным, ведь движения головы также являются источником информация об удаленности <..>. Относительно полученных результатов. Когда куб со стороной 90 см помещается на расстоянии 1 л, то младенец, как правило, поворачивает свою голову достаточно часто. Может быть, его происходит оттого, что расстояние до куба остается таким же, каким оно было на тренировках, хотя размеры меняются? Можно было бы ожидать, что в тренировочной ситуации размер является более заметным признаком, и реакция на куб со стороной 30 см при расстоянии 3 м подтверждает это. [5] Эта идея была впервые выдвинута фон Хольстом. [6] Доминирование зрения в интермодальных конфликтах не является безусловным. Так, одно из недавних исследований адаптации к призматическим искажениям во время гаптического обследования видимых предметов показало, что когда внимание обращается преимущественно на вид предметов, адаптируется осязание, когда же внимание обращается на осязательные ощущения, адаптационные сдвиги возникают в зрительной модальности (см.: Ке1»о УЛ. et al. Allocation of attention and the locus of adaptation to displaced vision 11 Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1976. Vol. 1. P. 888-804). (Примечание редактора источника.) [7] Фанц Р. Восприятие формы // Восприятие: механизмы и модели / Под ред. Н.Ю.Алек- сееико. М.: Мир, 1974. С. 338-842, 846-850. [7] См.: НеЬЬ DX). The organization of behavior. N. Y.: Wiley, 1049. *См.: Plaget J. Play, dreams and imitation in childhood. N. Y.: Norton, 1051. *См.: Lashley KS. Experimental analysis of instinctive behavior // Psychological Review. 1938. Vol. 45. P. 445-471. [10] См.: Tlnbergen N. The study of Instinct. Oxford: Oxford University Press, 1051. [11] Ст.: Wooodworth KB. Reinforcement of perception 11 American Journal of Psychology. 1047. Vol. 60. P. 119-124. [12] См.: Bruner J.S., Postman L On the perception of incongruity: a paradigm // Journal of Personality. 1940. Vol. 18. P. 206-223; Bruner JJS., Postman L, John W. Normalization of incongruity. Research memorandum // Cognition Project. Harvard University, 1949; Postman L., Bruner J.S„ Walk RJ). The peroeption of error // British Journal of Psychology. 1961. Vol. 42. P. 1-10. [13] См., например, исследования: Howes D. On the interpretation of word frequency as a variable affecting speed of recognition // Journal of Experimental Psychology. 1954. Vol. 48. P. 106-112; Solomon JUL.. Poetman L. Frequency of usage as a determinant of recognition thresholds for words // Journal oj Experimental Psychology. 1962. Vol. 43. P. 196-201; MiUerGA., Heise OA., Lickten W. The intelligibility of speech as a function of the context of the test faateriaia // Journal of Experimental Psychology. 1961. Vol. 41. P. 329-336.; Miller GA., Bruner Jj3., Poetman L. Familiarity of letter eequences and tachiatoecopic identification // Journal of General Psychology. 1964. Vol. 60. P. 129-139. 1 См.: Cowen EX., Beler Е.О. The influence of «threat expectancy» on perception // Journal of Personality. 1961. Vol. 19. P. 85-94. *См.: Postman L., Crutch field AS. The interaction of need, set, and stimulus structure in a cognitive task // American Journal of Psychology. 1952. Vol. 65. P. 196-217. I 1 См,: Mark» R.W. The effect of probability, deairabiiity, and «privilege» on the state of expectations of children // Journal of Personality. 1061. Vol. 19. P. 832-361. [15] См.: Вartlett FC. Remembering: a atudy in experimental and social psychology. Cambridge. Eng.: Cambridge University Press, 1932. [16] См.: Irwin P.W. Stated expectations as functions of probsbility snd desirability of outcomes // Journal of Personality. 1968. Vol. 21. P. 329-386. [17] В дополнение к систематическим «Princi plee of perceptual learning and develop- ment. N. Y.i Appleton-Century-Crofta. I960» Э.Гибсоп выполнила недавно иаящнмй и убелятелькый критический разбор всей концепции переработки информация (ей.: Gtbern ZJ. Вот psrreH'oa really develop» a view from outeide the eyetem 11 La Berg* D., BhhimIb 8 J. (Ede). Basic pro гневи in reading: perception end comprehenaion, 1977.). 0 важном применении ее теории см.: Gtbeon ZJ.. Levin H. The Peycholofy of Reading. Cambngde: Мм.. MR Praea, 197». [18] Некоторые философы были вынуждены постулировать существование перцептов потому, что иногда мы как будто бы видим вещи, которых на самом деле нет: кино, последовательные образы, двоящиеся образы, галлюцинации, сны и т.д. В большинстве этих случаев имеет место своего рода «моделирование»: иными словами, наблюдатель оказывается систематически неправильно информированным. Либо в реальной среде, либо в какой-то части его зрительной системы моделируется информация, которая была бы в наличии, если бы объект реально присутствовал. Механизм моделирования очевиден в случае кино и едва ли менее очевиден в случефиоследовательных образов, двоящихся образов и подобных феноменов. Такое моделирование обычно имеет незавершенный характер и легко обнаруживается: мы узнаем кино или последовательный образ, когда видим их. В этих случаях «перцепт» можно определить как тот конкретный объект (или размытая форма и т.д.), который скорее всего обеспечил бы эту же самую информацию, если бы он действительно присутствовал. Когда объект присутствует, нет никакой необходимости в постулировании отдельного перцепта. а Сходная точка зрения независимо была обоснована Хохбергом (см.: Hochberg J. Attention, organization, and conclousness // Moetovsky D.J. (Ed.). Attention: contemporary theory and anaiyaie. N. Y.: Appieton-Century-Crofta, 1970; Hochberg J. Motion pictures, eye movements, and mental maps: perception as purposive behsvior. Address presented at the §S American Psychological Assosiation. Chicago, 1975). [19] См.: NeUur U. Cognitive psychology, N. Y,: Appleton-Century-Crofta, 1967. [20] См.: Bartlett F.C. Remembering. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1032. P. 201-202. 'См.: Miller OA., Oalanter Е, Pribram КЛ. Plans and the structure of behavior. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, I960. Другая, видимо полезная, аналогия предлагается Рамел- хартом (ом.: Rummelhart D.E. Understanding and summarizingbrief stories // La Berge D., Samuels S.J. (Eds.). Basic processes in reading: perception and comprehension, 1977): связь между схемой и конкретным примером перцептивной активности можно уподобить связи между пьесой и ее конкретным сценическим воплощением. Однако и эта аналогия, и аналогия с форматом не слишком точны; схемы более открыты и гибки по сравнению с ними. [22] См.: Netoer V. Cognitive psychology. N. Y.: Appleton-Century-Crofte, 1067. [23] См.: Minskу МЛ. Framework for representing knowledge // Winston P.H. (Ed.). The Psychology of Computer Vision. N. Y.: McGraw-Hill, 1076. [24] Cm.: Bronfenbrennsr V. Developmental research, public polisy and the ecology of childhood [25] См.: Guzman A. Computer recognition of three-dimensionel objects in a visual scene. Cambridge: Mass., MIT Project MAC, MAC-TR-59,1968; Walts D. Understanding line drawlnge of scenes with shadows // Winston P.H. (Ed.). The Psychology of Computer Vision. N. Y.: McGraw-Hill, 1975; Wlnograd T. Understanding natural language // Cognitive Psychology. 1972. 8. P. 1-191. Программа Уолца, вероятно, наиболее интересна для психолога, занимающегося перцептивными процессами, поскольку в ней остроумно используются ограничения самих естественных оптических структур. Уолц заметил, что число различных типов затенения выпуклых и вогнутых поверхностей реальных объектов весьма ограничено, и включил знание об этих ограничениях в свою программу. 1 См.: Shannon СЛ. A mathematical theory of communication // Bell System Technical Journal. 1948. 27. P. 379-423, 682-666; Broadbent DJ5. Perception and communication. N. Y.: Pergamon Preas, 1968; Garner WJt. The processing of informstion and structure. Potomac: Md., Lawrence Erlbaum Associates, 1974. [27] * В частных беседах Дж.Гибсон высказывал противоположную точку зрения. Он счи [28] См.: Lindsay РМ„Norman DA* Human Information processing. N. Y.: Academic Press, 1972; Potner MI. Cognition; an introduction, Glenview, Illinois: Scott, Poreaman,*1073; Маш- roD.W. Experimental peycholofy and information processing. Chicago: Rand, McNally, 1075. 'Яш* пытаюсь здесь определять различие между когнитивным развитием и перцептивным научением. Мы еще слишком мало акаем для итого. [29] Эта мысль высказывалась очень часто, ем., например: Broadbent DJS. The well-ordered mind // American Rducatlonal Research Journal. 1066. 3. P. 281-295. Date: 2015-10-21; view: 273; Нарушение авторских прав |