Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перцептивный цикл





По моему мнению, важнейшими для зрения когнитивными струк­турами являются предвосхищающие схемы, подготавливающие индивида к принятию информация строго определенного, а не любого вида и, таким образом, управляющие зрительной активностью. Поскольку мы способны видеть только то, что умеем находить глазами, именно эти схе­мы (вместе с доступной в данный момент информацией) определяют, что будет воспринято. Восприятие, действительно, конструктивный процесс, однако конструируется отнюдь не умственный образ, возникающий в со­знании, где нм восхищается некий внутренний человек. В каждый мо­мент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой ин­формации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказы­вается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, ему часто приходится активно исследовать оптический поток, двигая глазами, голо­вой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода плавы для перцептивных действий, так же как и готовность к вы­делению оптических структур некоторых видов. Результат обследования окружения — выделенная информация Я модифицирует исходную схе­му. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальней­шее обследование и оказывается готовой для дополнительной информа­ции. Цикл этот представлен на рис. 1.

 

Рис. 1

 

Информация, собираемая зрением, по необходимости является оптической и состоит из пространственных и временных световых структур. Однако оптическая информация может специфицировать объекты и со­бытия на различных уровнях абстракции и значения, причем схема, фун­кционирующая на одном уровне, не обязательно должна быть чувстви­тельной к другим уровням. Если мы видим, например, что кто-то улыба­ется, в наличии может быть информация, позволяющая определить (а) форму его зубов; (б) изменение положения его губ; (в) тот факт, что он выполняет некий культурно-значимый акт, например улыбается; (г) не­что касающееся его настроения: улыбка может быть либо веселой, либо сардонической, либо просто вежливой — в зависимости от контекста, в котором она имеет место. Когда мы воспринимаем настроение, мы нахо­димся в другом перцептивном цикле, чем когда мы воспринимаем дви­жение губ. У нас формируется иной (хотя, может быть, частично совпада­ющий) набор предвосхищений; мы выделяем информацию, распределен­ную в иных временных границах; мы пользуемся этой информацией для других целей и в результате по-иному запоминаем его событие. Таким образом, понятие перцептивного цикла объясняет, как можно восприни­мать значение наряду с формой и пространственным расположением.

Схема двумя различными способами обеспечивает непрерывность вос­приятия во времени. Поскольку схемы суть предвосхищения, они являют­ся тем посредником, через которого прошлое оказывает влияние на буду­щее; уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впос­ледствии. (Таков механизм, лежащий в основе памяти, хотя последний термин лучше сохранить для тех случаев, когда образование схемы и ее использование разделены временем и изменившейся ситуацией.) Кроме того, некоторые схемы являются временными по самой своей природе. Если, например, объект движется, в световом потоке имеют место непрерыв­ные и сложные изменения. Если объект движется по направлению к вос­принимающему, оптические проекции каждого элемента текстуры поверх­ности движутся к периферии сетчатки; конфигурация на сетчатке наб­людателя подвергается непрерывному расширению. Нет необходимости предполагать, что это расширение воспринимается в виде серии дискрет­ных и по отдельности предвосхищаемых кадров, хотя его и можно смоде­лировать в виде такой серии в кино. Схема настраивается на оптическое событие в целом. Можно предвосхитить временные структуры, так же как и пространственные. Эта особенность схем еще более очевидна в случае других сенсорных модальностей, как мы это вскоре увидим. <...>

Совершенно очевидно, что треугольник, названный схемой, имеет сложную структуру. Но эту структуру не следует понимать как простой поток от периферии к центральным отделам мозга; она обслуживает про­цесс непрерывного взаимодействия. Мне кажется, что ее компоненты луч­ше рассматривать как вложенные в нее схемы, взаимодействующие со сре­дой по своим собственным законам <,..>, а не как дискретные уровни с входом и выходом. Более того, хотя схема играет решающую роль в каж­дом перцептивном акте, она не является «перцептом» и не порождает перцепты где-либо в голове воспринимающего. Акт восприятия вообще не завершается перцептом[18]. Схема — лишь одна из фаз непрекращающей­ся активности, связывающей воспринимающего с окружающей средой. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к какой-то отдель­ной его части. Разумеется, схемы могут отделяться от тех циклов, внутри которых они изначально существовали; такое отделение составляет осно­ву всех высших психических процессов. Однако в таких случаях имеет место не восприятие, а воображение, планирование или намерение.


Это не означает, что мы не можем воспринять непредвосхищенную информацию. Как правило, однако, функция неожиданного стимула состоят в запуске цикла собственно восприятия; обычно в среде имеется достаточно непрерывной информации для того, чтобы поддержать начавший­ся цикл. И даже если ее нет, сам акт поиска такой информации создает для того, что воспринимается, своего рода контекст. Если этого не проис­ходит — если стимул и не предвосхищен, и не вызвал перцептивной ак­тивности, — случившееся окажет на нас лишь ограниченное и преходящее действие.

Предложенное здесь понимание восприятия2 мыслится нами не как радикальная альтернатива классическим теориям, а лишь как средство согласования их между собой и с повседневной реальностью. Гибсоны, несомненно, правы, утверждая, что световой поток (по отношению к под­вижной точке наблюдения) дает точную информацию о среде, которую и воспринимает индивид. Как это может быть неверным? Те, кто рассмат­ривает восприятие как процесс переработки информации, также правы: прием этой информации действительно обеспечивается сложными нейро­физиологическими механизмами. То же можно сказать и о третьей группе теоретиков, включающей Вруиера и Грегори1, которые описывают вос­приятие как процесс проверки я подтверждения гипотез. Каждая из на­званных точек зрения выделяет какой-то один аспект того, что обычно представляет собой непрерывную и циклическую активность.

 







Date: 2015-10-21; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию