Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое здоровье





"Палки и камни могут сломать мне спину, но словом меня не
обидеть". ________________________________________________

Я не думаю, что кто-нибудь верит в правдивость этой детской
поговорки. Дети точно знают, насколько обидным может быть сло-
во. В сущности, им можно ударить гораздо сильнее, чем палкой
или камнем. Физическая боль скоро проходит, дети выздоравлива-
ют и бегут играть уже на следующий день, если не происходит ни-
чего серьезного. Если же задеты чувства ребенка, это может по-
влиять на его развитие, поведение и личность. Травматичная и
постоянно повторяющаяся обида может изменить ход всей его
жизни.

Обида или стресс могут войти в жизнь ребенка по-разному. Про-
изойдет ли это на уровне эмоций или разума из-за отношений со
сверстниками, из-за спортивных неудач или во время семейных
конфликтов с братьями и сестрами, не имеет значения, так как все
эти причины приводят к негативным биохимическим процессам. Мы
уже знаем, что стресс является причиной 80% заболеваний. Хотя
напряжение и не может стать причиной серьезного заболевания
(приводящий к болезням эффект стресса накапливается в течение
всей жизни), стресс влияет на жизнь детей гораздо сильнее, чем
на жизнь взрослых.

Находясь в состоянии напряжения, надпочечники вырабатыва-
ют большое количество таких антистрессовых гормонов, как кор-
тизол и адреналин. Они могут спасти нам жизнь в кризисной ситу-
ации и на короткий срок улучшить нашу способность действовать


310


Аюрведа. Эля детей


в критический момент. Для того чтобы подтолкнуть нас к действию,
эти гормоны поднимают кровяное давление и увеличивают уро-
вень сахара в крови, подавляя иммунную систему и работу пище-
варительной системы. Все это оказывает негативное воздействие
на наш организм, если длится в течение долгого периода времени.
Гормоны стресса необходимы для увеличения активности и для
решения проблемы в сжатые сроки.

В детстве у нас формируются привычки, и мы учимся навыкам,
помогающим нам справляться с неудобными и стрессовыми ситу-
ациями. В наше время мозг многих американцев слишком часто
находится в состоянии гормональной "боевой тревоги". Многие из
нас воспринимают жизнь как серию критических ситуаций или как
борьбу, и наши дети копируют это. Видя, что мама и папа постоян-
но работают на пределе своих возможностей, они будут делать то
же самое. Когда эмоциональная тревога ослабевает, мозг посыла-
ет "полноадресуемый бюллетень" о доставке всего доступного са-
хара или аварийного топлива к нему. В результате появляется тяга
к сладкому, уровень сахара в крови увеличивается, а затем падает,
настроение становится переменчивым, а весь поступающий жир
откладывается под кожу и закрывается в жировых клетках, пока не
минует кризис. К сожалению, сигнал о том, что все кончилось, от-
правляется редко и, в результате, мы становимся страной с самым
толстым населением в мире и самым высоким уровнем хроничес-
кого ожирения.

Детские стрессы оказывают большое влияние на эмоциональ-
ность детей и их социальное развитие. В первые 18 месяцев жиз-
ни обучение, социализация и самооценка подвержены наиболее
сильному влиянию стресса. Отказ вызывает самое сильное напря-
жение в жизни ребенка. На занятиях физкультурой детей постоян-
но оценивают учителя и их сверстники. Любовь - это естественная
потребность ребенка. Для того чтобы заслужить ее, они добивают-
ся одобрения. Когда дети чувствуют признание своих заслуг, они
ощущают себя защищенными. В такой обстановке надежности они
могут расти и развиваться физически, умственно и духовно.

Создаем ли мы необходимую среду для развития и обучения
наших детей? Для того чтобы помочь родителям, я поделюсь с ними
некоторыми знаниями о развитии ребенка согласно традициям
Аюрведы, прошедшими проверку временем.


"J лава 12. Ъезупречное психическое здоровье


311


Сигналы, которые мы шлем нашим детям во время обще-
ния в течение всего дня, чрезвычайно сильны. Родители и
учителя говорят 18 "нет" на одно "да", взаимодействуя со сво-
ими детьми и учениками. Опекуны раздают слово "нет" каж-
дые девять минут. Дети постоянно слышат, что их действия
неправильны. Вечное неодобрение и осуждение повышает их
ощущение ненадежности и превращают демонстрацию одоб-
рения и любви в исключение из правил.

"Грязные кухонные полотенца".

Неумение общаться является ещё одним результатом стресса,
который непосредственным образом влияет на здоровье детей и
жестоко отражается на их эмоциональном благополучии. Для того
чтобы уменьшить количество напряжения, детей необходимо на-
учить общаться со сверстниками, братьями и сестрами. Обида
может привести к злобе и негодованию, которые постепенно ста-
нут занимать большую часть разговоров детей, особенно с их близ-
кими друзьями и родственниками. Имея шестерых детей в доме,
легко довести проблемы общения до критического момента, пре-
вращая нехватку необходимых навыков в непереносимый недоста-
ток.


Обучая своих детей тому, как необходимо обращаться со свои-
ми чувствами и ощущениями других, я, наверное, научился самым
важным вещам, которые необходимы родителям. Я использовал
простую, но очень эффективную методику, которая учит детей и
взрослых общаться напрямую, от сердца к сердцу, с теми, кого мы
любим и со всеми, кто встречается на нашем пути.

Это упражнение помогло моим детям осознать, что то, как они
ощущают и то, как они выражают свои чувства, может мгновенно
распространить радость или злобу по всему дому.

Методика "грязного кухонного полотенца".

Однажды, находясь на кухне, я услышал звук борьбы, происхо-
дящей на втором этаже нашего дома. "Мейсон!" - позвал я моего
5-летнего сына.

В ответ он рявкнул: "Что!" таким тоном, который ясно давал по-
нять: не трогайте меня, я зол на всех и вся.

В то же мгновение я созвал всех, кто был в доме, вниз: 12-, 10-, 8-
и 5-летнего.


312. ■ у ^Аюрведа для детей

Я подошел к шкафу, где хранились кухонные полотенца и, дос-
тав десять из них, протянул по одному каждому ребенку так, что
все они были соединены со мной и друг с другом с помощью этих
кусков ткани.

Сделав все это, они посмотрели на меня так, будто я сошел с
ума, поэтому я поспешил объяснить то, что я собираюсь сделать.

"Кухонные полотенца означают наши с вами отношения. По сути,
в каждом из нас живет два вида отношений. Первый - это наша
любовь друг к другу, а второй, который представляют сейчас эти
полотенца, обозначают способ нашего общения. Что касается люб-
ви, она, конечно, не всегда бывает видна, и сейчас она закрыта
тучей вашей борьбы и злобы", - сказал я и тут же продолжил: "Глу-
боко внутри нас живет любовь друг к другу, и эта любовь будет
длиться вечно. Что бы вы ни сделали, я всегда буду любить вас.

Я знаю, что вы можете не согласиться с тем, что я сейчас гово-
рю, но в каждом из вас живет эта любовь, и вы ничего не сможете
с ней сделать.

Однако существует одна проблема. Ваша злость друг на друга,
обиды, возмущение и разочарование могут испачкать полотенца-
отношения, которые у вас есть. Если вы позволите грязи скопить-
ся на вашем полотенце и не станете счищать ее, вы никогда не
познаете любви, которая живет в нашей семье".

Затем я повернулся к 5-летнему Мейсону и спросил: "Что ты
почувствовал, когда твой старший брат Остин забрал у тебя иг-
рушку?"

"Я разозлился", - быстро ответил Мейсон.

"Что ты ощущал перед тем, как разозлиться, в тот момент, когда
он забирал твою игрушку?", - спросил я ещё раз.

"Мне стало грустно".

"Мейсон, ты сказал Остину, что он обидел тебя?"

"Нет, - ответил Мейсон. - "Я просто разозлился и ударил его".


Затем, я спросил Остина: "Что ты почувствовал, получив удар?"

Остин ответил: "Я обиделся, а потом я разозлился ещё больше
и тоже ударил Мейсона".

Я продолжил: "Значит, вы затеяли драку. Я позвал Мейсона, он
нагрубил мне, тем самым обидев меня. Итак, что если теперь ваша
сестра Джанаки (моя 12-летняя дочь) придет ко мне и попросит
денег, чтобы пойти в кино? Что я ей скажу?"

Дети ответили одновременно: "Ты не дашь ей".


"Jлава 12. безупречное психическое здоровье


313


Я сказал: "Возможно, я даже нагрублю ей безо всякого на то
основания, просто потому что Мейсон нагрубил мне".

Я переключил их внимание на кухонные полотенца: "Теперь
посмотрите на полотенца, которые вы держите. Остин испачкал
то, что соединяет его с Мейсоном, когда отобрал у брата игруш-
ку. Чувства Мейсона были задеты, но вместо того, чтобы ска-
зать об этом Остину, он испачкал полотенце ещё больше, ис-
портив отношения с Остином. Чем больше грязи, тем меньше
общения. Скоро ваши отношения полностью нарушились, и вы
начали драку.

Когда я позвал Мейсона, чей голос я услышал, он нагрубил мне,
тем самым испачкав полотенце между Мейсоном и мной. Это по-
лотенце представляет собой наши с ним отношения".

Я сказал: "Теперь из-за этой грязи задеты и мои чувства. Я не
отличаюсь от вас и тоже могу обидеть кого-то!

Как я почувствую себя, обидевшись?" - спросил я.

"Ты разозлишься", - ответили дети.

Я продолжал говорить с ними на эту тему: "Итак, если бы Джа-
наки попросила у меня денег, чтобы пойти в кино, я бы разозлился
на нее и испачкал бы полотенце наших с ней отношений. Теперь
грязные полотенца соединяют меня с Мейсоном и Джанаки, но моя
обида ещё не прошла.

Итак, я все ещё обижен, и тут подошла бы мама и попросила
бы меня вынести мусор. Как бы я отреагировал?"

Они сказали: "Ты бы разозлился на нее".

"При том, без причины, - добавил я. - Что мне нужно было сде-
лать, когда Мейсон нагрубил мне?"

Они ответили: "Ты должен был рассказать Мейсону о том, что
ты почувствовал".

"Точно", - сказал я. "Теперь, Остин, - задал я вопрос, - Если бы
Мейсон сказал тебе, как сильно ты его обидел, забрав его игрушку,
как ты думаешь, стали бы вы драться?"

"Конечно, нет", - сказал Остин.

"Почему?" - спросил я.

Он ответил: "Потому что мои чувства не были бы задеты, а Мей-
сон почувствовал бы себя лучше".

Я сказал: "Уверен, что Остин забрал игрушку в первую очередь
потому, что кто-то обидел его до этого, и обида заставила его ра-
зозлиться на весь мир".


314


^Аюрведа для детей


Скоро мои дети осознали связывающие нас отношения и
выбор, имеющийся у каждого из нас: мы можем сказать прав-
ду о наших отношениях, основанных на любви, или мы мо-
жем грубо отреагировать на обиду, которую причинили нам
другие.


"В такой большой семье, как у нас, - сказал я им, - мы должны
научиться выражать свои чувства и уважать чувства других".

Я спросил их: "Вы думаете люди начинают войны, потому что
хотят убить друг друга или вы считаете, что это происходит из-за
чьей-то обиды? Когда людей обижают снова и снова, как вы дума-
ете, что они чувствуют?"

Дети ответили: "Люди злятся и начинают воевать".

Я задал ещё один вопрос: "Что вы будете делать, чтобы избе-
жать подобных войн?"

"Мы будем просить обиженных людей, чтобы они рассказали
нам о своих чувствах".

"Как вы думаете, люди, наносившие обиды, понимали, что за-
дели их чувства?"

Дети сказали: "Наверное, нет. Если обе стороны были бы чест-
ны друг с другом и рассказали о том, что они действительно ощу-
щают, может быть, они бы даже подружились".

"Трудно быть честным и рассказать о своих чувствах, не правда
ли? А теперь сравните свои ощущения теперь и во время драки и
расскажите мне о них".

Мальчики ответили, что чувствуют себя намного лучше. "Ты
любишь своего брата?" - спросил я Мейсона: Он ответил: "Да".

"Я тоже тебя люблю, Мейсон. Мы - друзья" - отреагировал Ос-
тин.

Я попросил детей взглянуть на полотенца, которые мы держа-
ли, и сказал:" Если мы будем оставлять грязь на этих полотенцах,
сможем ли мы любить друг друга и наслаждаться временем, про-
веденным вместе? Когда вас обижают, сердце, источник ваших
чувств, закрывается. Не ощущая любви в своем сердце, вы стано-
витесь злыми и неосознанно обижаете друг друга так же, как Мей-
сон обидел меня, потому что став слишком грязными, ваши отно-
шения уже не смогли бы стать прежними. Любовь и желание об-
щаться, живущие в вашем сердце, уходили бы все глубже и глуб-
же, пока вы не ощутили бы себя старыми и больными".


"Jлава 12. ЗЬезупречное психическое здоровье


315


Остин крикнул: "Группа, обниматься!!!" и кризис завершился
большой давкой и чистыми полотенцами.

Я постоянно использую этот метод и другие известные мне ме-
тодики, включающие и сказки на ночь, и футбол на заднем дворе,
для того, что иметь возможность показать детям, как их действия
влияют на других. Наши занятия футболом бывают довольно на-
пряженными, и всякий раз во время игры, мы получаем урок, как
общаться друг с другом, и, что ещё важнее, как понять чувства
друг друга. Каждый хочет быть любимым, моя цель показать де-
тям, как замечательно бывает проявить свою любовь.







Date: 2015-10-18; view: 283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию