Психическое здоровье
"Палки и камни могут сломать мне спину, но словом меня не обидеть". ________________________________________________
Я не думаю, что кто-нибудь верит в правдивость этой детской поговорки. Дети точно знают, насколько обидным может быть сло- во. В сущности, им можно ударить гораздо сильнее, чем палкой или камнем. Физическая боль скоро проходит, дети выздоравлива- ют и бегут играть уже на следующий день, если не происходит ни- чего серьезного. Если же задеты чувства ребенка, это может по- влиять на его развитие, поведение и личность. Травматичная и постоянно повторяющаяся обида может изменить ход всей его жизни.
Обида или стресс могут войти в жизнь ребенка по-разному. Про- изойдет ли это на уровне эмоций или разума из-за отношений со сверстниками, из-за спортивных неудач или во время семейных конфликтов с братьями и сестрами, не имеет значения, так как все эти причины приводят к негативным биохимическим процессам. Мы уже знаем, что стресс является причиной 80% заболеваний. Хотя напряжение и не может стать причиной серьезного заболевания (приводящий к болезням эффект стресса накапливается в течение всей жизни), стресс влияет на жизнь детей гораздо сильнее, чем на жизнь взрослых.
Находясь в состоянии напряжения, надпочечники вырабатыва- ют большое количество таких антистрессовых гормонов, как кор- тизол и адреналин. Они могут спасти нам жизнь в кризисной ситу- ации и на короткий срок улучшить нашу способность действовать
310
Аюрведа. Эля детей
в критический момент. Для того чтобы подтолкнуть нас к действию, эти гормоны поднимают кровяное давление и увеличивают уро- вень сахара в крови, подавляя иммунную систему и работу пище- варительной системы. Все это оказывает негативное воздействие на наш организм, если длится в течение долгого периода времени. Гормоны стресса необходимы для увеличения активности и для решения проблемы в сжатые сроки.
В детстве у нас формируются привычки, и мы учимся навыкам, помогающим нам справляться с неудобными и стрессовыми ситу- ациями. В наше время мозг многих американцев слишком часто находится в состоянии гормональной "боевой тревоги". Многие из нас воспринимают жизнь как серию критических ситуаций или как борьбу, и наши дети копируют это. Видя, что мама и папа постоян- но работают на пределе своих возможностей, они будут делать то же самое. Когда эмоциональная тревога ослабевает, мозг посыла- ет "полноадресуемый бюллетень" о доставке всего доступного са- хара или аварийного топлива к нему. В результате появляется тяга к сладкому, уровень сахара в крови увеличивается, а затем падает, настроение становится переменчивым, а весь поступающий жир откладывается под кожу и закрывается в жировых клетках, пока не минует кризис. К сожалению, сигнал о том, что все кончилось, от- правляется редко и, в результате, мы становимся страной с самым толстым населением в мире и самым высоким уровнем хроничес- кого ожирения.
Детские стрессы оказывают большое влияние на эмоциональ- ность детей и их социальное развитие. В первые 18 месяцев жиз- ни обучение, социализация и самооценка подвержены наиболее сильному влиянию стресса. Отказ вызывает самое сильное напря- жение в жизни ребенка. На занятиях физкультурой детей постоян- но оценивают учителя и их сверстники. Любовь - это естественная потребность ребенка. Для того чтобы заслужить ее, они добивают- ся одобрения. Когда дети чувствуют признание своих заслуг, они ощущают себя защищенными. В такой обстановке надежности они могут расти и развиваться физически, умственно и духовно.
Создаем ли мы необходимую среду для развития и обучения наших детей? Для того чтобы помочь родителям, я поделюсь с ними некоторыми знаниями о развитии ребенка согласно традициям Аюрведы, прошедшими проверку временем.
"J лава 12. Ъезупречное психическое здоровье
311
Сигналы, которые мы шлем нашим детям во время обще- ния в течение всего дня, чрезвычайно сильны. Родители и учителя говорят 18 "нет" на одно "да", взаимодействуя со сво- ими детьми и учениками. Опекуны раздают слово "нет" каж- дые девять минут. Дети постоянно слышат, что их действия неправильны. Вечное неодобрение и осуждение повышает их ощущение ненадежности и превращают демонстрацию одоб- рения и любви в исключение из правил.
"Грязные кухонные полотенца".
Неумение общаться является ещё одним результатом стресса, который непосредственным образом влияет на здоровье детей и жестоко отражается на их эмоциональном благополучии. Для того чтобы уменьшить количество напряжения, детей необходимо на- учить общаться со сверстниками, братьями и сестрами. Обида может привести к злобе и негодованию, которые постепенно ста- нут занимать большую часть разговоров детей, особенно с их близ- кими друзьями и родственниками. Имея шестерых детей в доме, легко довести проблемы общения до критического момента, пре- вращая нехватку необходимых навыков в непереносимый недоста- ток.
Обучая своих детей тому, как необходимо обращаться со свои- ми чувствами и ощущениями других, я, наверное, научился самым важным вещам, которые необходимы родителям. Я использовал простую, но очень эффективную методику, которая учит детей и взрослых общаться напрямую, от сердца к сердцу, с теми, кого мы любим и со всеми, кто встречается на нашем пути.
Это упражнение помогло моим детям осознать, что то, как они ощущают и то, как они выражают свои чувства, может мгновенно распространить радость или злобу по всему дому.
Методика "грязного кухонного полотенца".
Однажды, находясь на кухне, я услышал звук борьбы, происхо- дящей на втором этаже нашего дома. "Мейсон!" - позвал я моего 5-летнего сына.
В ответ он рявкнул: "Что!" таким тоном, который ясно давал по- нять: не трогайте меня, я зол на всех и вся.
В то же мгновение я созвал всех, кто был в доме, вниз: 12-, 10-, 8- и 5-летнего.
312. ■ у ^Аюрведа для детей
Я подошел к шкафу, где хранились кухонные полотенца и, дос- тав десять из них, протянул по одному каждому ребенку так, что все они были соединены со мной и друг с другом с помощью этих кусков ткани.
Сделав все это, они посмотрели на меня так, будто я сошел с ума, поэтому я поспешил объяснить то, что я собираюсь сделать.
"Кухонные полотенца означают наши с вами отношения. По сути, в каждом из нас живет два вида отношений. Первый - это наша любовь друг к другу, а второй, который представляют сейчас эти полотенца, обозначают способ нашего общения. Что касается люб- ви, она, конечно, не всегда бывает видна, и сейчас она закрыта тучей вашей борьбы и злобы", - сказал я и тут же продолжил: "Глу- боко внутри нас живет любовь друг к другу, и эта любовь будет длиться вечно. Что бы вы ни сделали, я всегда буду любить вас.
Я знаю, что вы можете не согласиться с тем, что я сейчас гово- рю, но в каждом из вас живет эта любовь, и вы ничего не сможете с ней сделать.
Однако существует одна проблема. Ваша злость друг на друга, обиды, возмущение и разочарование могут испачкать полотенца- отношения, которые у вас есть. Если вы позволите грязи скопить- ся на вашем полотенце и не станете счищать ее, вы никогда не познаете любви, которая живет в нашей семье".
Затем я повернулся к 5-летнему Мейсону и спросил: "Что ты почувствовал, когда твой старший брат Остин забрал у тебя иг- рушку?"
"Я разозлился", - быстро ответил Мейсон.
"Что ты ощущал перед тем, как разозлиться, в тот момент, когда он забирал твою игрушку?", - спросил я ещё раз.
"Мне стало грустно".
"Мейсон, ты сказал Остину, что он обидел тебя?"
"Нет, - ответил Мейсон. - "Я просто разозлился и ударил его".
Затем, я спросил Остина: "Что ты почувствовал, получив удар?"
Остин ответил: "Я обиделся, а потом я разозлился ещё больше и тоже ударил Мейсона".
Я продолжил: "Значит, вы затеяли драку. Я позвал Мейсона, он нагрубил мне, тем самым обидев меня. Итак, что если теперь ваша сестра Джанаки (моя 12-летняя дочь) придет ко мне и попросит денег, чтобы пойти в кино? Что я ей скажу?"
Дети ответили одновременно: "Ты не дашь ей".
"Jлава 12. безупречное психическое здоровье
313
Я сказал: "Возможно, я даже нагрублю ей безо всякого на то основания, просто потому что Мейсон нагрубил мне".
Я переключил их внимание на кухонные полотенца: "Теперь посмотрите на полотенца, которые вы держите. Остин испачкал то, что соединяет его с Мейсоном, когда отобрал у брата игруш- ку. Чувства Мейсона были задеты, но вместо того, чтобы ска- зать об этом Остину, он испачкал полотенце ещё больше, ис- портив отношения с Остином. Чем больше грязи, тем меньше общения. Скоро ваши отношения полностью нарушились, и вы начали драку.
Когда я позвал Мейсона, чей голос я услышал, он нагрубил мне, тем самым испачкав полотенце между Мейсоном и мной. Это по- лотенце представляет собой наши с ним отношения".
Я сказал: "Теперь из-за этой грязи задеты и мои чувства. Я не отличаюсь от вас и тоже могу обидеть кого-то!
Как я почувствую себя, обидевшись?" - спросил я.
"Ты разозлишься", - ответили дети.
Я продолжал говорить с ними на эту тему: "Итак, если бы Джа- наки попросила у меня денег, чтобы пойти в кино, я бы разозлился на нее и испачкал бы полотенце наших с ней отношений. Теперь грязные полотенца соединяют меня с Мейсоном и Джанаки, но моя обида ещё не прошла.
Итак, я все ещё обижен, и тут подошла бы мама и попросила бы меня вынести мусор. Как бы я отреагировал?"
Они сказали: "Ты бы разозлился на нее".
"При том, без причины, - добавил я. - Что мне нужно было сде- лать, когда Мейсон нагрубил мне?"
Они ответили: "Ты должен был рассказать Мейсону о том, что ты почувствовал".
"Точно", - сказал я. "Теперь, Остин, - задал я вопрос, - Если бы Мейсон сказал тебе, как сильно ты его обидел, забрав его игрушку, как ты думаешь, стали бы вы драться?"
"Конечно, нет", - сказал Остин.
"Почему?" - спросил я.
Он ответил: "Потому что мои чувства не были бы задеты, а Мей- сон почувствовал бы себя лучше".
Я сказал: "Уверен, что Остин забрал игрушку в первую очередь потому, что кто-то обидел его до этого, и обида заставила его ра- зозлиться на весь мир".
314
^Аюрведа для детей
Скоро мои дети осознали связывающие нас отношения и выбор, имеющийся у каждого из нас: мы можем сказать прав- ду о наших отношениях, основанных на любви, или мы мо- жем грубо отреагировать на обиду, которую причинили нам другие.
"В такой большой семье, как у нас, - сказал я им, - мы должны научиться выражать свои чувства и уважать чувства других".
Я спросил их: "Вы думаете люди начинают войны, потому что хотят убить друг друга или вы считаете, что это происходит из-за чьей-то обиды? Когда людей обижают снова и снова, как вы дума- ете, что они чувствуют?"
Дети ответили: "Люди злятся и начинают воевать".
Я задал ещё один вопрос: "Что вы будете делать, чтобы избе- жать подобных войн?"
"Мы будем просить обиженных людей, чтобы они рассказали нам о своих чувствах".
"Как вы думаете, люди, наносившие обиды, понимали, что за- дели их чувства?"
Дети сказали: "Наверное, нет. Если обе стороны были бы чест- ны друг с другом и рассказали о том, что они действительно ощу- щают, может быть, они бы даже подружились".
"Трудно быть честным и рассказать о своих чувствах, не правда ли? А теперь сравните свои ощущения теперь и во время драки и расскажите мне о них".
Мальчики ответили, что чувствуют себя намного лучше. "Ты любишь своего брата?" - спросил я Мейсона: Он ответил: "Да".
"Я тоже тебя люблю, Мейсон. Мы - друзья" - отреагировал Ос- тин.
Я попросил детей взглянуть на полотенца, которые мы держа- ли, и сказал:" Если мы будем оставлять грязь на этих полотенцах, сможем ли мы любить друг друга и наслаждаться временем, про- веденным вместе? Когда вас обижают, сердце, источник ваших чувств, закрывается. Не ощущая любви в своем сердце, вы стано- витесь злыми и неосознанно обижаете друг друга так же, как Мей- сон обидел меня, потому что став слишком грязными, ваши отно- шения уже не смогли бы стать прежними. Любовь и желание об- щаться, живущие в вашем сердце, уходили бы все глубже и глуб- же, пока вы не ощутили бы себя старыми и больными".
"Jлава 12. ЗЬезупречное психическое здоровье
315
Остин крикнул: "Группа, обниматься!!!" и кризис завершился большой давкой и чистыми полотенцами.
Я постоянно использую этот метод и другие известные мне ме- тодики, включающие и сказки на ночь, и футбол на заднем дворе, для того, что иметь возможность показать детям, как их действия влияют на других. Наши занятия футболом бывают довольно на- пряженными, и всякий раз во время игры, мы получаем урок, как общаться друг с другом, и, что ещё важнее, как понять чувства друг друга. Каждый хочет быть любимым, моя цель показать де- тям, как замечательно бывает проявить свою любовь.
Date: 2015-10-18; view: 283; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|