Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звонкие и глухие согласные в корне слова





 

В устной речи в русском языке звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] перед всеми глухими согласными [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’], [ц], [х], [ч’], [щ’] и на конце слова «оглушаются» (то есть произносятся как глухие). Мы говорим: ни[с]кий, хотя пишем низкий, холо[т], а пишем холод.

Обратный процесс происходит, если глухие согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] оказываются в положении перед парными звонкими: тогда глухие согласные «озвончаются» (то есть произносятся звонко). Иначе говоря, в произношении перед глухими и в конце слова бывают только глухие, перед парными звонкими (кроме [в], [в’]) – только звонкие. Значит, все они становятся в этих позициях непарными, это слабые позиции для различения глухих и звонких, которые совпадают (нейтрализуются), образуя особые орфограммы глухости-звонкости Б/П, В/Ф, Г/К, Д/Т, Ж/Ш, 3/С, БЬ/ПЬ, ВЬ/ФЬ, ДЬ/ТЬ, ЗЬ/СЬ[52]. Чтобы проверить их, надо поставить звуки слабых позиций в сильную, то есть в позицию, в которой они являются парными: перед гласным, сонорным или [в], [в’]. Отсюда правило:

 

Чтобы проверить написание звонкого или глухого согласного в корне, надо изменить слово или подобрать одноморфемное (однокоренное) так, чтобы после орфограммы был гласный или [p], [л], [м], [н], [p’], [л’], [м’], [н’], [j], [в], [в’].

 

Например, поло зполоз ья [з’jΛ], ко сь ба – кос и ть, изморо зь – мороз н ый, изморо сь – морос и ть, бату т – на батут е, гардеро б – гардероб а.

Правило проверки – это морфофонематический принцип орфографии. Он нарушается фонетическими написаниями при наличии проверки лишь в отдельных заимствованных корнях: транскри п ция, абстра к ция, реа к ция, экстра к ция, и эти написаниянельзя проверять словоформами транскри б ировать, абстра г ировать, реа г ировать, экстра г ировать (см. с. 10‑11), а также развер с тый и отвер с тый (от книжных слов отвер з н уть, развер з н уть, разверзать. Этим словам этимологически родственно и слово отвер с тие.

 

Если же проверки нет, то обычно (в 96,4% случаев) перед буквой глухой фонемы пишется буква глухой, а перед буквой парной звонкой – буква звонкой: ст ой, зд есь, хру ст, гора зд, пт ица, бд ение, пч ела, за тх лый [53].

 

Это тоже фонетический принцип орфографии. В школе эти правила не изучаются, поскольку не затрагивают «ведущий» принцип орфографии. Будучи достаточно последовательными, они усваиваются автоматически. Но учителю полезно знать, что именно в борьбе с этим автоматизмом с таким трудом усваиваются более редкие случаи проверяемых написаний, особенно глухих перед звонкими (ко с ьба, с дать).

 

ЗАПОМНИТЕ:

а) некоторые русские слова:

с бруя, с доба – на месте бывшей приставки с-

зо д чий – ср. (со)зидать, (со)здать

кара б каться – возможно, от диалектного коробить ‘бороновать’

ко б чик – птица, диалектное кобец

о б щий – с бывшей приставкой об-, из старославянского языка

- д цать – суффикс числительных, возник из слова десять после выпадения гласного;

б) ряд заимствований – чаще на стыках морфем языка-донора:

 

а б стракция а б сент а б солют а б сцесс ане к дот а с бест а ф ганец бо б слей бей с бол брандспойт бу х галтер бюс т гальтер ган г стер ле с биянство мун д штук на д филь ноу т бук о б струкция о б щий о ф сет по д шофе ро ст биф сан д хи сине к доха су б сидия[54] фель д фебель фель д шер фла г шток фо с ген фу т бол цейхгауз (военный склад) цу г цванг (шахм.) штрей к брехер эн д шпиль яг д таш

Легко усваиваются и два частных оппозитивных правила:

 

При отсутствии проверки независимо от произношения обычно пишется В, а не Ф, а перед 3, С пишется К, а не Г: второй, автор, экзамен, вокзал, экспрессия. Исключения: Афганистан, бифштекс, кафтан, кофта, лифт, монофтонг, дифтонг, трифтонг, нефть, офсайд, тефтели, фитофтора, фтизиатр, фтор, юфть и др.; зигзаг.

 

Без труда усваиваются немногочисленные исключения в частях, похожих на приставки (подхалим, подшипник), и бывшие приставки (сдоба, сбруя).

Своеобразные соотношения часто имеют заимствования: зм и ст (сарка зм – сарка ст ический, атави зм – атави ст ический, большеви зм – большеви ст ский), з и ст (диагно з – диагно ст ика, парафра з а – парафра ст ический) и др.).

Буквы согласных перед суффиксами обычно проверяются вставкой беглого гласного в форме с нулевым окончанием (кружки –кружок, кру́жка – кружек, дерзкий – дерзок, сто – сот) или присоединением уменьшительных и других суффиксов (кружка – кружечка, сутки – суточные) или, наоборот, отбрасыванием суффиксов, выявлением производящей основы (коптить – копоть), чередований. Надо помнить, что эти проверочные формы не всегда известны детям, а в просторечии возможны и неверные (типа *«юпочка», *«в гардеропе», *«деревяжек»). Указание правильных проверочных форм поэтому становится и средством запоминания написаний.

ЗАПОМНИТЕ:

Ж: баклажка, (*баклага), бомбёжка, варежка ( диалектное варьга), зубрёжка, дворняжка, делёжка, кормёжка, застёжка, корчажка, консьержка (из франц.), кочерыжка, коврижка, лодыжка, натяжка, одёжка, пичужка, портняжка, пряжка, пьянчужка, сёмужка (от сёмга), стёжка ( от *стьга, ср. стезя, зги тожеот стьги), сыроежка (д//ж), фуражка (от французского фураж ‘корм для лошадей’. Фуражки одевали при раздаче кормов).

Ш: дурашка, ватрушка (ватра –‘огонь’), городошник, деревяшка, двойняшки, двурушник, доминошник, киношник, кокошник, копчушка, корюшка, Матрёшка (Матрёна), набалдашник (балдак –‘костыль’), поварёшка, раёшник (раёк), ромашка (от лат. [anthemis] romana), стекляшка, столешница, тельняшка, телушка, трёшка, финтифлюшка.

 

Многие из слов с Ж образовались от слов на -га, -ёж (дворняга, делёж) и могут проверяться наличием чередований и производящих основ (засте г нуть, напря г ать, е д а). Ш чаще входит в состав отдельных суффиксов ‑ ашк(яшк)-, -ушк(юшк)-, ­ешк­, ­ышк(ишк)- или является членом чередования х//ш (старуха – старуш-к-а). Перед Н может быть Ш из К//Ч (рушник, раёшник, см. § 4.3). Эти чередования могут использоваться для проверки Ш. Буква Ж бывает в корне и в суффиксе -ёж(+к)- (платёжка), чередуется с Г или Д (дужка, слежка). Различаются вперемежку от перемежать(ся) ‘чередоваться во времени или пространстве, сменять друг друга’ (Сажаю морковку вперемежку с луком: грядка лука – грядка моркови; Морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами; Впечатления, переживания и сны ‑ вперемежку с дурацкими историями, сплетнями и анекдотами; вопросы вперемежку с похвальбой) и вперемешку от перемешать(ся) ‘нарушить упорядоченность, перепутать всё’, ‘соединить разнородные объекты, добиваясь однородной массы’ (шампанское пила вперемешку с водкой; садимся грудой, с чемоданами вперемешку). При передаче расположения вещей и людей контекст не всегда достаточен и выбор обычно определяется автором, словом вперемешку подчёркивают отсутствие упорядоченности. Трудно, однако, представить различия в примерах: А. Тут и там лежали вперемежку мертвые тела. (С. Василенко).–Б. По склонам холмов, в буераках, в кустах вперемешку с покойниками валялись живые (В. Шишков). А. Вдоль железных дорог, по шоссе, лесными тропинками и напрямик по болотам возвращались ленинградцы домой с оборонных работ. Вперемежку с ними шли беженцы (Г. Матвеев). Б. Тут же, вперемешку с повозками, шли побатальонно воинские части (Б. Окуджава). Авторов и корректоров, очевидно, выбор тоже затруднял. Учителя часто обходят такие случаи, но показывать, что в правилах есть неясные случаи, не считаемые ошибками, важно.

Упр. 57. Распределите выделенные орфограммы глухости-звонкости на четыре группы: c морфофонологическими, с фонетическими, с оппозитивными, с традиционными написаниями.

А в томат, блю д це, домоча д цы, зи г заг, варе ж ка, во к зал, гво з дь, ге к заметр, изморо з ь (иней), изморо с ь (мелкий дождь), ко с ьба, ма с ка, моло т ьба, мо с т, но г ти, обра з цовый; по в тор, пое з д, по з дно, пол з ти, по т чевать, приве з ти, про с ьба, пря ж ка, с коль з ко, со з дать, фу т бол, ше ф ство, ча ш ка.

Упр. 58. Решите орфограммы глухости-звонкости; выполнив для них задание предыдущего упражнения, подсчитайте количество написаний по разным принципам орфографии.

Ча(с\з)тично это был шанта(ш\ж) ‑ аво(с\з)ь теперь вла(с\з)ти и(с\з)пуга­ю(т\д)ся и напечатаю(т/д) роман на родине, пре(ш\ж)де чем он выйде(т\д) за границей, но главным образом довлел (с\з)трах, что любимое дитя пропадё(т\д), потеряе(т\д)ся, буде(т\д) о(т\д)торгнуто от людей или придё(т\д) к ним только то(к\г)да, ко(к\г)да его самого, Па(с\з)тернака, не стане(т\д) и он нико(к\г)да не узнае(т\д) о су(т\д)ьбе своего ребёнка (Евтушенко).

 

Упр. 59. Перепишите, указывая проверочные слова и отмечая фонети­ческие (ф.), оппозитивные (опп.) и традиционные (тр.) написания-исключе­ния. Образец: Большой сугроб (сугро бы). Пч ела (ф.).

1. Б илиП: мини-ю..ка, коро..ка, школьный гардеро.., жить на су..сидии, су..плетивные формы, подали а..сент, а..сцесс – гнойный нарыв, иноязычный су..страт, театр а..сурда, устроить о..струкцию о..суждению.

2. В илиФ: о..сетная печать, филосо..ский камень, льготный тари.., пла..­кий предохранитель, вызо.. ли..тёра, а..ганский синдром, сня..ши,..торой, столо...

3. Г или К: сдобный пиро.., ган..стер, но..ти, во..зальный буфет, зи..заг удачи, однобортный пижа.., рю..зак, э..зистенционализм, ане..дот.

4. Д илиТ:новый ноу..бук, заказать рос..биф, громоз..кая мебель, мун..штук флейты, по..чевать гостей.

5. Ж или Ш: деревя..ка, спуститься в блинда.., матросская тельня..ка, солдатская бакла..ка, алюминиевая фля..ка, вязаные варе..ки.

6. З или С: сверкающий алма.., налить в термо..,..добная булка, вы..шая школа, ни..шая ступень, сколь..кая дорога, убедительная про..ьба.

Упр. 60. Перепишите, вставляя пропущенные буквы Ш или Ж.

1. Когда-то Ворошилова Сталин немно..ко любил ‑ по Царицыну, по Польше, потом за кисловодскую пещеру (доложил о совещании предателей, Каменева-Зиновьева с Фрунзе), ‑ но тоже манекен для фура..ки и орденов, разве это человек? (Солж.). 2. В освещённый круг вступила корявая деревя..ка и нога, обутая в огромный разлапистый сапог (Вас.). 3. По каюте летали самые разные предметы: кру..ки, поду..ки, ватру..ки и игру..ки (В. Постников). 4. Так, усвоив жест «собака» на примере жившей рядом с лабораторией дворня..ки, Уошо [обезьяна] называла так всех собак любой породы (от сенбернара до чихуахуа) как в жизни, так и на картинках (НЖ). 5 На скамейке у батареи, где грохотали домино..ники, выкурил сигарету, заплевывая окурок, и как-то сразу оказался в профкоме (М. Веллер). 6. ‑ Ты что, леший? опять двуру..ничать? ‑ просопел он ему шёпотом (Крестовский). 7. Оказыва­ется, собака осторожно, чтобы не разбудить мальчика, взяла зубами из его рук недоеденный початок и с большим аппетитом доела его и даже разгрызла кочеры..ку, как сладкую кость (Искандер). 8. Она хорошая девка, добрая, только всё как-то не везёт ей… Этого пьянчу..ку нанесло – насилу отбрыкались (Шукш.). 9. Прошли годы, прошла и мода. Схлынули журналисты, кино..ники и драматурги (Акс.). 10. После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телу..ка Дочка, коза Дереза (Пришв.). 11. Добронравов берег у себя, как реликвию, наклеенную на папку вырезку из газеты, где был напечатан погубивший его фельетон под заглавием «Раё..ник» (Гиляровский). 12. На столе жарко зашумел самовар; вот и целое блюдо булок, с верхом, даже на стол скатываются; раскромсанная на толстые, жирные доли копчу..ка селедка (А. Малышкин).

 

Упр. 61. Определите значения слов вперемежку или вперемешку в п. 1–5 и распределите по этим пунктам и подпунктам А или Б. предложения из п. 6.

1. А. Связки сухой кукурузы висели вперемежку с гроздьями апельсинов (К. Паустовский). Я очень люблю эту забегаловку, тут делают замечательно вкусный куриный шашлык – кусочки нежного филе на шпажке вперемежку с печёным луком, помидорами и болгарским перцем (Д. Донцова). Долго перетасовывали места, чтобы дамы сидели непременно вперемежку с кавалерами (А. Куприн). Такие грелки изготовляют из угольных нитей вперемежку с изо­лирующими стеклянными нитями («Химия и жизнь»). – Б. Наверное, каждого русского, и не только этнически русского, а любого, живущего вперемежку и вперемешку с русским народом, заботит нынешнее дискомфортное (мягко сказать) состояние «загадочной» русской народной души, отражённое в индивидуальных душевных терзаниях о судьбах Родины и своего потомства («Жизнь национальностей»). Приговаривая «лежать, Альфочка, лежать», я начал потихоньку подкладывать под нее щенков вперемешку с тигрятами (В. Запашный). Бежим к самолетам. Садимся грудой, с чемоданами вперемешку. И опять в воздухе (В. Песков).

2. А. Со дня на день люди ожидали потепления, но тщетно; снег, правда, долго не лежал, растаял, но потом повалил опять вперемежку с дождём, всё вокруг раскисло; над полями дул промозглый северный ветер (В. Быков). Вперемежку танцев питьё подавали: воду брусничную, грушовку, сливянку, квас яблочный, квас малиновый, питьё миндальное (П. Мельников-Печер­ский). – Б. На улице стояла самая беспорядочная погода: ветер, мокрый снег вперемешку с ледяным дождём (А. Мариенгоф). Ну, тут, конечно, дождь вперемешку с липким снегом (М. Булгаков). Дождь вперемешку со снегом и сплошная пелена тумана (Д. Карапетян). День выдался слякотный: с утра пошёл мокрый снег вперемешку с дождём (Б. Можаев).

3. А. Густой лес – ели вперемежку с берёзами, мягкий мох под ногами, торжественный сумрак под пологом леса (В. Чивилихин). За тем крутым берегом, заросшим высоченными соснами вперемежку с березами, всходило солнце («Огонек»). – Б. Снаружи под самым окном сохранилась не выжженная солнцем, прижавшаяся к фундаменту трава – полуувядшая лебеда вперемешку с овсюгом и пыреем, – в ней-то, найдя себя приют, и заливались кузнечики (Ш.). Побеседовал, потолковал, ставил вопросы, рассуждал вперемежку – то о предметах возвышенных, то о предметах полезных и такую, наконец, распространил скуку, что бедный Литвинов чуть не взвыл (И. Тургенев).

4. А. Стояла тишина, и в этой тишине неведомые каркающие слова пробивались с улицы вперемежку со знакомыми: «Карашо, Нина…» (Б. Окуджа­ва). Рыканье вперемежку с каким-то поросячьим визгом послышалось близко (Купр.). Вперемежку со стонами ‑ хохот, оживлённые разговоры, грешные взгляды на молоденьких сестёр (В. Розов). – Б. Блатнятина пелась подряд вперемешку с романсами и сходила за романсы (Аст.). Из-за кулис вывалились артисты в национальных русских костюмах и принялись развлекать публику ‑ песни, анекдоты, пляски, фокусы вперемешку с поздравлениями (Т. Тронина).

5. Он видел, как на пожоге обжигают руду; потом, как мальчики его возраста разбивают её на мелкие куски, а потом эту измельчённую руду свозят на верх доменной печи и засыпают вперемежку с углём (Д. Мамин-Сиби­ряк). ‑ Сейчас у него в цигарке-флейте были крупно рубленные табачные крошки – корни вперемешку с крапивой, но он смолил себе и смолил ‑ аж глаза ело (В. Астафьев). Неуверенным шагом она вошла в сени, потом открылась дверь в хату, из которой густо ударило табачным духом вперемешку с самогонной гарью, который так не любила учительница (В. Быков).

6. А. Её [толокнянки] плотный ковёр вперемежку с ягелем расстилался на Большом Заяцком острове, плавно заворачивая к морю («Наука и жизнь»). Б. За столом разместились попарно, то есть мужчины вперемежку с дамами (М. Салтыков-Щедрин). В. Я не понимал и трети – витиеватые архаические обороты вперемежку с американской матерщиной (В. Аксёнов). Г. Но, оказавшись в моей комнате, домработница, вытерев пыль на столе, ничтоже сумняшеся сваливает назад всё кулём, вперемешку (Д. Донцова). Д. Всю ночь под низкою крышей томился портяночный дух вперемешку с табачным дымом (Б. Екимов). Е. Старый березняк, вперемешку с редкими старыми, косматыми елями с уже начинавшими сохнуть отвислыми бахромчатыми нижними ветвями, стал мрачнеть и сгущаться (П. Проскурин). Ё. Он читал вперемежку стихи Блока, Маяковского, Хлебникова, свои собственные (И. Эрен­бург). Ж. Значит, стоит задуматься о долговечности кирпича и о том, как он переносит русские морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами («Homes & Gardens»). З. За бортом, в темноте, шумно плескались волны, накрапывал дождь вперемешку со снегом (Г. Марков). И. Правда, его стря­пня бесхитростна – всё больше каша да макароны вперемешку с консервами, но иногда, если повезёт на охоте, бывает и свеженина (В. Распутин).

 

Упр. 62. Выберите нужную букву и докажите правомерность выбора (указывая проверки или другие принципы орфографии).

1. Ре(т\д)ко мне приходилось видеть такого моло(т\д)ца (Т.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переоде(т\д)ься к сва(т\д)ьбе (Л. Т.). 3. Ко­тёл варился посередине, и дым выходил в отвер(с\з)тие, сделанное вверху к(и\е)битки (П.). 4. За столом разместились попарно, то есть мужчины впе­реме(ш\ж)ку с дамами (С.-Щ.). 5. Парень делает из большой, угловатой дере­вя(ш\ж)ки ло(ш\ж)ку (Ч.). 6. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь (ф\в)ку­сного: баранок, мятных пряников, медовые коври(ш\ж)ки (М. Г.). 7. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо(с\з)ь (Арс.). 8. Я кладу бума(ш\ж)ку в карман стеганки и надеваю варе(ш\ж)ку (Чак.). 9. В самый жар ко(с\з)ьба показалась ему не так трудна (Л. Т.). 10. Челкаш вздохнул и полез вверх по у(с\з)кой веревочной ле(с\з)­ нице (М. Г.). 11. И утратив скромность, одуревши в до(с\з)ку, как жену чужую, обнимал берё(с\з)ку (Ес.). 12.…На стенах висели ружья, яг(т\д)таши, нагайки, и вся эта старая дрянь давно уже заржа́вела и казалась серой от пыли (Ч.). 13. Гардеро(п\б)щик был похо(ш\ж) на киноактёра (С. Довлатов). 14. Чем хороши плоские ане(к\г)доты – их в голове больше помещается… (Коллек­ция анекдотов). 15. По ту сторону обросшего ольхой овра(ш\ж)ка, стало видать, паслось небольшое стадо – несколько разнома(с\з)тных коров шустро сновали по сенокосу, сзади за ними двигалась женщина с прутом в руках (В. Быков). 16. Как-то в глухую осень – уже начались заморо(с\з)ки – объ­е(с\з)(т\д)чики загнали огромный однодворческий табун (А. Эртель). 17. – Бла­годарю, – я схватил копчу(ш\ж)ку, оторвал ей голову и мгновенно сжевал (Акс.). 18. Объе(с\з)(т\д)чик Трифон, прое(с\з)жая мимо реки, заметил, что Кузьма что-то старательно мыл (Ч.). 19. Ко(к\г)да дело к рассудку пойдёт – я сам буду верхом с кочерё(ш\ж)кой (Пл.). 20. И я ушел, убежал и провёл (ф\в)пол­не сумасше(т\д)шую ночь, непрерывно видел его во сне с разительной яркостью, в какой-то дикой путанице… (Бун.). 21. …На опустевших обдон­ских огородах, через занесённые по мако(в\ф)ки плетни, девичьей прошивной мерё(ш\ж)кой легли петлистые сте(ш\ж)ки́ заячих следов (Ш.). 22. Лошадь держит под у(з\с)(т\д)цы князь Репнин, как вдруг кобыла с такой силой лягну­ла его, что сломала князю лоды(ш\ж)ку (РИА Новости). 23. И Петр Зиновьич регулярно спасается бегством от летящей за ним поваре(ш\ж)ки (Труд-7). 24. Конечно, я лукавил, изворачивался, двуру(ч\ш)ничал, позорно лгал (М. За­харов). 25. И блюдце, на блюдце глазастые ватру(ж\ш)ки (В. Маканин). 26. – Экая оказия, – мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьян­чу(ш\ж)ку (Л. Андреев). 27. Всё как пре(ш\ж)де: такой же обшарпанный дом, так же стоит на а(с/з)фальте одинокое дерево (А.Хайт).

 

Date: 2015-10-21; view: 806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию