Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б. Ь не употребляется после шипящих
Упр. 65. (Упр. 128 в учебнике для 5 класса под ред. М. М. Разумовской). Составьте диктант из имен существительных и глаголов с шипящими на конце (12–15 слов). Упр. 66. Дополните предыдущее задание так, чтобы были примеры на все правила и варианты орфограмм правописания Ь после шипящих. Почему, кстати, буква Ц, обозначающая тоже непарную по твердости-мягкости фонему, даже не фигурирует в этих правилах. По какому принципу формулируется правило для орфограммы Ц/ЦЬ, почему её решение так легко усваивается? Упр. 67. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа по возможности с ся и без ся от данных глаголов. По чередованиям найдите форму, нарушающую морфофонологический принцип. Отметить, прятать, поставить, готовить, резать, лечь, мазать, есть.
Упр. 68. Запишите формы инфинитива глаголов. Улягусь, берегусь, стерегу, расстанусь, поостерегусь, напрягусь, отрекусь. Упр. 69. Формы глаголов несовершенного вида замените теми же формами глаголов совершенного вида. Вставайте, вставляйте, встречайте, забавляйте, исправляйтесь, ложитесь, не трогай, отрезайте, поправляйте, потрафляйте, разбавляйте, съедайте, усаживайтесь, утешайте.
Упр. 70. Запишите слова в формах с нулевым окончанием. Вещи, горючи, горяча, груши, живуча, камыши, кручи, лещи, лучи, лыжи, могучий, мыши, неудача, ночи, тёща. Упр. 71. Вставьте, где необходимо, Ь. Подчеркните Ь, обозначающий мягкость в сильной позиции. Выпишите по два слова, в которых а) Ь не пишется вопреки проверке, б) Ь пишется по проверке. 1. Нощ.. и поле, и крик петухов. Но тревожит.. лиш.. помином тиш.. из запеч..я пугливая мыш... 2. Взр..стает нива, и зёр..на душ.. со звоном неба спадают в глуш... 3. Колокол..чик среброзвонный, ты поёш..? Ил.. сердцу с..нит..ся? 4 Грус..ть ты или радос..т.. теплиш..? Ил.. к безумью правиш.. бег? 5. Черт бы взял тебя, ск..верный гос..ть! Наша пес..ня с тобой не сживёт..ся. 6. Вьет..ся сажа над заслонкою, в печ..ке нитки попелиц. 7. Как с..нежинка белая, в просини я таю да к суд..бе-разлучнице след свой заметаю. 8. По селу тропинкой кривен..кой, ободравшись о пен..ки, рекрута играли в ливен..ку про остал..ные ден..ки. 9. Ты тепер.. не так уж.. будеш.. бит..ся, сердце, тронутое холодком. 10. На цер..кви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолит..ся. Уж.. я хожу украдкой нын..че в лес, молюсь осинам... Может, пригодит..ся.11. Любимая, ну что ж..! Ну что ж..! Я видел их и видел землю, и эту гробовую дрож.. как ласку новую приемлю. 12. Как же м..не не прослезит..ся, ес..ли с венкой в стын.. и звен.. будет рядом веселит..ся юность русских деревен... 13. До сегодня ещё мне снит..ся наше поле, луга и лес. 14. Афон..ка припадал к зем..ле и заставлял Куз..ку леч... (С. А. Есенин) Упр. 72. Вставьте, где необходимо, Ь. Подчеркните слова, в которых Ь не пишется вопреки проверке. 1.И снова поехали, теперь уже на хутор Зоричев, который крепко спал во т..ме густой июл..ской ночи (Ек.). 2. Зат..мение на всех вас, большевиков, нашло, что ли? (Вас.). 3. Ей следовало зат..мить всех звёзд своим неповторимым мегасиянием (Акс.). 4. Кстати – у моего отца усад..бишка оттуда не далеко (Т.). 5. Опять началось суд..бище; стали доискиваться, от ч..его воровства произошёл пожар, и порешили, что пожар произведён сущим вором и бездельником пятым Ивашкой (С-Щ.). 6. П..яницу на вора… Ну и суд..бина тебе выпала! Живи одна, Любка (Шукш). 7. Очевидно, что мурав..и должны уметь отыскивать на листьях «богатые паст..бища» и отличать их от «бедных», чтобы вовремя и правильно перемещать т..лей по растению (НЖ). 8. …Не бойсь! Уж я тебе настрочу прос..бишку! (Загоскин). 9. Кто сидит, кто леж..мя лежит, вов..се кам..нями стали, богатырского оклику не слышат (Баж.). 10. Дак что теперь делать? Сид..мя сидеть? Пелагея! (Е.Носов). 11. Один день мода, занесённая в Россию с Востока, «заставляла» и наших модниц усердно белит..ся, румянит..ся, сур..мить брови и даже зубы (Ю. Писаренко). 12. –Вы мне под..ёмник налад..те! – бригадир ему со стены вослед (Солж.). 13. Может быть, это потому, что здесь тебе не вкручивают день-ден..ской, что ты должен развивать в себе трудовые навыки (Акс.).
Упр. 73. Найдите и исправьте ошибки, объясните их с учётом того, какие правила и принципы орфографии или традиционные написания они нарушают. Выясните, какие правила должен повторить ученик, каких вариантов орфограмм он не освоил. Почему должен быть Ь в Спирька? 1. Для отвода глаз Спирька хотел притворится больным и вылежатся в изьбе с неделю. 2. «Другие мужики на пашне, а ты дома маешся. Пожалел бы хоть подоконьник-то, лежебок». 3. «Больно ты лют дратся-то. Как тебе ещё башку не оторвали напроч. – Матрёна ещё раз осмотрела Спирьку и проговорила: – Умрёш ты, Спирька». – «Раньше сьмерти не помру». 4. Мне бы раньше об этом самому догадатся. 5. Как это господа старички поддались этой ведме – даже удивительно. 6. Сьмерть – это когда ты думаеш об одном себе, и её нет, когда ты думаеш о других. Созревший плод падает на землю – разьве это сьмерть? (По Д. Н. Мамину-Сибиряку. 16 ошибок) 4.3. Обозначение [шн] и долгих звуков [ш’:] и [ч’:] Изменение [чн] в [шн] и [чт] в [шт] охватило в позапрошлом веке почти всю лексику, однако к началу ХХ века под влиянием чередований и орфографии, обычно не отражавшей часто колеблющегося произношения, звук [ч’] начал восстанавливаться. Сейчас остался ряд слов с произношением [шн] на месте ЧН и [шт] в слове что. Поскольку возможно произношение и [ч’н], и [шн], [чт] и [шт], то речь идёт о сильной позиции, а следовательно, о графических орфограммах, которые надо запоминать. Здесь причиной графических орфограмм является изменение языка – прекращение действия фонетического закона и восстановление прежнего состава фонем на основе аналогий.
ЗАПОМНИТЕ: всенощная, помощник (произносится [шн], а пишется ЩН [74]). Date: 2015-10-21; view: 411; Нарушение авторских прав |