Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие игровой деятельности





В раннем возрасте игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка. Неосуществимые для малыша в данный момент желания могут быть реализованы в игре.

 

В процессе взаимодействия с малышами используются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры – забавы. В них игровое действие заранее предусмотрено правилами игры, игрушками.

Например, в подвижной игре «Воробушки и автомобиль» дети учатся бегать, не наталкиваясь на друга, действовать по сигналу; в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу раздеваться» воспитатель помогает запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить).

Таким образом, усвоив от взрослых подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание. Например, ребенку интересно и очень хочется управлять настоящим автомобилем, стирать белье, забивать гвозди, но это ему не под силу, опасно, запрещается взрослым. Но он может достичь желаемого в воображаемой ситуации.

Играя, ребенок с раннего возраста, учится действовать в воображаемой ситуации. В ней формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он передает в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома.

Здесь действие с помощью игрушек уже направлено не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. Результат действия не реальный, а воображаемый, действие приобретает игровой характер (сюжетно-отобразительный этап игры). Воспитатель помогает детям передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии» (например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» - отвечает: «Я Юля»). Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофер», «Ты мама». Игровые действия в сюжетно-отобразительной игре претерпевают значительные изменения. Сначала действия с сюжетно-образным игрушками очень похожи на реальные, практические действия с предметами. Постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию: «Это как будто», «Это понарошку», «Это по правде».

Овладение средствами замещения оказывает огромное влияние на взаимодействие детей в игре. Дети, усваивающие более сложные способы решения игровых задач, нередко могут играть парами, а иногда и по 3 человека, т.к содержание их общения связано с пониманием смысла игровой задачи, с конкретным «знаковым» содержанием их игровых действий, игровых предметов. Дети, не умеющие играть без опоры на предметы, т.е. не умеющие решать условные задачи, затрудняются отображать в ней взаимоотношения между игровыми персонажами, не могут понять и принять роль, участвовать в игре.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей к друг другу). Здесь тема, содержание, последовательность действий не заданы взрослым, они основываются на жизненном опыте ребенка, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик–самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Это творческие, сюжетно-отобразительные игры.

Развитие способов решения игровых задач:

- овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками (условия для игры готовит взрослый);

- игровые действия с воображаемыми предметами, т.е. действия без опоры на внешний предмет:

а) первые действия с воображаемыми предметами носят развернутый характер, конфигурации детских пальцев передают форму и размер воображаемого предмета - маленькие воображаемые предметы (зернышко, конфету, орех) ребенок «берет»пальчиками, предметы побольше (яблоко, апельсин) - раскрыв всю ладонь.


б) затем подобные действия превращаются в жест в сторону игрушки;

в) дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами («Куклы уже поели», «Они поспали»);

- малыши самостоятельно готовят условия для игры, совершая при этом подготовительные действия: перед кормлением кукол «готовят» им обед, накрывают на стол, старательно усаживают кукол вокруг стола.

Преобладающим способом решения игровых задач для детей раннего возраста является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. Однако при целенаправленном формировании игровых действий:

- с 1 г. 4 мес. малыши с удовольствием используют предметы-заместители;

- с 1г. 7 мес. – 1г. 9 мес. – воображаемые предметы;

- с 2, 6 лет - активная замена хорошо усвоенных действий словом; при этом условия для игры дети могут готовить сами.

 

 

Примерное тематическое планирование сюжетно-отобразительной игры

Название игры Месяцы Комментарий
с о н д я ф м а
«Покормлю…» Игра одного действия. 1 этап. В. кормит игрушки, принесенные детьми. 2 этап. Дети кормят игрушки, В. приходит со своей игрушкой
              Простейший вид игры: индивидуальная с игрушкой. Вариант адаптационного периода: воспитатель кормит, а дети приносят игрушки. Усложнение: игра с партнером-сверстником.
2. «Прогулка»
              Ведущая роль у воспитателя
3. «Сварю обед». Игра одного действия 1 этап. Обед варит воспитатель и предлагает покормить игрушки детей или их самих. 2 этап. Обед варят дети  
            Может переходить в игру «Кормление»
4. «Вылечу…» Игра нескольких действий с общим смыслом 1 этап. Воспитатель лечит. 2 этап. Воспитатель приходит с игрушкой, нуждающейся в лечении    
            Индивидуальная игра с игрушками. Усложнение: игра с партнерами-сверстниками
5. «Пойду куплю…» Игра одного действия 1 этап. Воспитатель – продавец. 2 этап. Воспитатель - покупатель  
            Игра для активизации речи детей
6. «Причешу…». Игра нескольких действий с общим смыслом 1 этап. Воспитатель причесывает. 2 этап. Причесывает воспитатель.  
 
         
7. «Веду машину».    
 
         
8. «Починю машину и заправлю ее бензином"  
 
 
     
9. «Едем на поезде». Игра с распределением ролей    
 
        Игру организует взрослый
10. «Плывем на корабле». Игра с распределением ролей  
 
        Игру организует взрослый
11. Строительство (дом для кукол, гаражи, теремок и т.д.)  
 
   
   
12. Игры с воспитателем- подготовка к принятию роли «мама и детки» (лисята, ежата, зайчата  
 
           
Игры по сюжетам произведений художественной литературы  
 
         
13. Репка  
 
 
    Игру организует взрослый
14. Колобок  
 
   
Игру организует взрослый
15. Теремок  
 
     
Игру организует взрослый
16. Заюшкина избушка  
 
     
Игру организует взрослый
17. «Под грибом» (по В. Сутееву)  
 
 
 
Игру организует взрослый







Date: 2015-09-25; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию