Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа, из них аудиторная – 52 ч; самостоятельная – 56 ч. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
Содержание разделов (тем) дисциплин Тема 1. Педагогика как наука Педагогика как наука, ее объект и предмет. Функции педагогики: аналитическая, прогностическая, проектно-конструктивная. Задачи педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Структура современного педагогического знания (отрасли педагогики). Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятийный аппарат педагогики: самообучение, самовоспитание, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание, структурные компоненты. Творческий характер педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога. Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности Понятие о методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические принципы педагогического исследования. Различные подходы к изучению педагогических явлений: аксиологический, антропологический, культурологический и др. Методы педагогических исследований. Критерии выбора методов исследований. Методологическая культура педагога, ее структура и критерии оценки методологической культуры педагога. Тема 3. Целостный педагогический процесс Понятие педагогического процесса. Целостность и общность как важнейшие свойства педагогического процесса. Структура педагогического процесса. Основные характеристики компонентов педагогического процесса. Закономерности, функции и движущие силы целостного педагогического процесса. Педагогическая диагностика. Функции диагностики: анализ процесса и результатов обучения. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга. Тема 4. Содержание образования Сущность содержания образования и его исторический характер. Различные концепции формирования содержания образования. Современные теории содержания образования: социокультурная, аксиологическая, компетентностная. Документы, регламентирующие содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы. Сущность понятия «образовательная программа». Многообразие образовательных программ. Система образования как пространство выбора образовательного маршрута. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов. Тема 5. Целеполагание в педагогике Педагогические цели, их особенности и функции. Уровни постановки целей. Виды педагогических целей: нормативные, инициативные, стратегические, тактические. Методика целеполагания в педагогической деятельности. Требования к формулированию педагогических целей. Структура цели. Понятие диагностично поставленной цели. Цель воспитания как педагогическая проблема: многообразие целей воспитания, источники целей воспитания, проектирование целей воспитания. Соотношение целей преподавания и целей учения.
Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Различные подходы к определению сущности воспитания. Конкретно-исторический, системный характер воспитания. Воспитание в целостном образовательном процессе. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Факторы воспитания личности. Базовые теории воспитания и развития личности. Виды воспитания. Основные направления воспитания. Особенности процесса воспитания. Связь воспитания с процессами развития, социализации. Методы, формы, средства воспитания. Технологии воспитания. Различные классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Классификация организационных форм воспитания по различным основаниям: по числу участников, по видам и направлениям деятельности. Характеристика отдельных организационных форм воспитания. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Типы взаимодействия. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции коллектива. Этапы, приемы и методы создания коллектива учебной группы. Сотрудничество и самоуправление в коллективе. Проблема выработки критериев оценки воспитанности человека. Условия эффективности процесса воспитания. Оценка результатов процесса воспитания. Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса Понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Сущность и основные функции процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Закономерности процесса обучения: дидактические; гносеологические; психологические; кибернетические; социологические; организационные. Принципы обучения: наглядность, доступность, последовательность, сознательность и активность, системность, систематичность, научность и др. Понятие о методе обучения. Варианты классификации методов обучения: по способу получения информации; по степени самостоятельности учебной деятельности; по дидактической цели. Критерии и этапы выбора методов обучения. Организационные формы обучения как способы организации педагогического взаимодействия в процессе обучения. Многообразие организационных форм обучения в современном образовательном процессе. Классификация организационных форм обучения. Формы организации обучения: внешние (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа); внутренние (вводное, обобщающее, контрольное занятие); общие (урок, лекция, семинар, экскурсия и др.). Урок как основная форма обучения. Типология урока. Понятие «средство обучения». Функции, особенности, ограничения. Классификация средств обучения. Функции средств обучения: формирующая; познавательная; дидактическая. Современные средства обучения. Условия эффективного применения средств обучения. Анализ современных дидактических концепций: технологическая концепция обучения (Б. Блум, Дж. Ромишовски); концепция компетентност-ного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон); теория поэтапного формирования умственных (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов). Тема 8. Педагогические технологии Технологический подход в мировом образовании. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий, их классификация. Использование технологического подхода в воспитательном процессе. Основные современные технологии обучения – модульное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения, кейс-технология, игровые технологии, технология коллективного обучения. Технологии оценивания учебных достижений обучающихся. Тема 9. Основы педагогического проектирования. Инновационные процессы в образовании Научные основы педагогического прогнозирования и проектирования. Понятие проектирования. Объекты проектирования – педагогические системы, процессы, ситуации. Этапы проектирования – анализ, диагностика, прогнозирование, разработка проекта деятельности. Формы проектирования: учебные планы, программы, проектирования планы проведения воспитательных мероприятий. Понятие прогнозирования в образовании. Психолого-педагогические методики прогнозирования. Содержание понятий «конструирование», «моделирование». Конструирование различных организационных форм учебной и внеучебной деятельности учащихся. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Моделирование учебного занятия и воспитательного мероприятия. Педагогическая задача и педагогическая ситуация. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Понятие педагогической инновации. Основные направления педагогических инноваций. Объекты инноваций в образовательном пространстве. Классификация нововведений. Источники нововведений. Гуманистическая педагогика как важнейшее инновационное направление в развитии педагогической теории и практики.
|