Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Политическое прогнозирование





Опыт большинства государств мира в управлении политически­ми процессами подтверждает необходимость прогнозирования по­литических событий. Их практика показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Политическое прогнозирование — это исследование перспектив социальных и политических процессов с целью повышения научной обоснованности принимаемых политических решений и эффективности политического руководства. Цель каждого прогноза заключается в том, чтобы избежать нежелательных результатов раз­вития событий, и направлена на их благоприятное разрешение. Полити­ческое прогнозирование — это часть практической политики. В политологи различают два типа прогнозов: поисковые и норматив­ные.

Поисковый прогноз направлен на определение будущего состояния явления или процесса путем экстраполяции присущих этому явлению тенденций с учетом исторического опыта и управляющего воздействия.

Нормативный прогноз также направлен на определение будущего состояния процесса или явления, но при этом цели, нормы, идеалы и средства достижения задаются заранее. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? Особенно важен политический прогноз для государственных лидеров, принима­ющих решения и влияющих на политические процессы отдельных регионов и страны в целом. Осуществление политических прогно­зов позволяет им быть в курсе политических изменений в обще­стве, направлений этих изменений, своевременно реагировать на них или упреждать неблагоприятное развитие политических про­цессов. Достоверность прогноза, как правило, зависит от тщательного анализа присущих явлению или процессу тенденций, глубины прогноза по времени, знания закономерностей общественного развития, достоверности и полноты используемой информа­ции и применяемых методов прогнозирования.

Для осуществления достоверных прогнозов целесообразно знать существующие методы прогнозирования, их достоинства и недостатки, условия применения. Современная наука располагает це­лым арсеналом методов прогнозирования, которые широко при­меняются в технике, экономике и политике.

1. Метод экстраполяции. Сущность метода состоит в том, что для осуществления прогноза используются минувшие и нынешние тен­денции, присущие явлениям, процессам. На основе анализа этих тенденций и учета других факторов реализуется прогноз. При этом данный метод применяется для процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер. Считается, что чем больший вре­менной промежуток исследуется при этом прогнозе, тем более до­стоверным получается прогноз исследуемого процесса.

2. Метод экспертных оценок. Этот метод основан на использова­нии интуиции и опыта профессионалов в определенной области. Для прогноза используются экспертные оценки как индивидуаль­ные, так и групповые. Наиболее распространенным является метод Дельфи. Сущность его заключается в том, что для осуществления прогноза отбирается группа экспертов и им предлагается сделать самостоятельный прогноз в определенной области. Полученные данные обобщаются и доводятся до каждого эксперта. На основе этой информации каждый из них корректирует данную на первом этапе оценку. В итоге группа добивается большего согласия, что позволяет ей прийти к "усредненному" прогнозу. Кроме метода Дельфи в экспертных оценках также широкое применение нашел метод мозгового штурма. Сущность его состоит в том, что группа из 5—12 человек выдвигает самые невероятные прогнозы и оценивает их важность и вероятность. Метод особенно широко применяется при выдвижении новых идей и подходов.

3. Разработка сценариев. Данный метод применяется в случаях, когда исследуются процессы и явления, в которых отсутствует непре­рывность. Метод дает возможность представить наглядно весь процесс и учесть при этом основные и дополнительные факторы. Он позволяет определить вероятные направления развития процесса.

Как правило, для осуществления прогноза разрабатываются три сценария оптимистический, пессимистический и вероятный. Их составление происходит в несколько этапов.

На первом этапе рассматриваются основные факторы, влияю­щие на политические события; определяется уровень развития про­цесса или явления; анализируются его сильные и слабые стороны. На втором этапе определяется направление развития политики (со­бытия); изучаются основные тенденции, определяются факторы неопределенности, составляются модели развития наиболее значи­мых факторов и дается их оценка. На третьем этапе разрабатывается политический сценарий: составляется 2-3 сценария, осуществля­ется их оценка, вырабатываются политические рекомендации и политика. Любой сценарий должен дать ответ на два вопроса: какие альтернативы существуют для каждого субъекта политики и каждо­го этапа и какие этапы развития процесса возможны в будущем?


4. Моделирование. Наиболее сложным методом прогнозирова­ния является разработка моделей. Модель — это условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Они создаются, чтобы предсказать новые явления в политических процессах или выявить новые свойства и отношения в самом политическом событии. Мо­дели бывают двух типов — статистические и динамические. Стати­стические модели основаны на предположении, что меняется только несколько переменных, остальные остаются постоянными. Главное при исследовании этого типа моделей — определение отношений между переменными, в этом случае модель позволяет предсказать последствия политических изменений. Трудности при моделирова­нии заключаются в выборе показателей, в математическом описа­нии моделей и выборе критериев оценки различных вариантов.

Еще более сложным является использование динамических мо­делей, которые включают параметры политического процесса, по­казатели его развития. Динамическая модель позволяет определить изменения этих параметров во времени и сделать прогноз состоя­ния объекта в перспективе. Сложность здесь представляют состав­ление статистических и динамических моделей и их математичес­кое описание. Для выбора вариантов политических решений ис­пользуются современные быстродействующие электронные системы.

5. Исторические аналогии. Метод используется в случаях, когда при сравнении двух исторических событий предполагается опреде­ленное сходство исторических условий, их вызвавших. В этом случае результаты политического развития могут быть тождественны.

6. Морфологический анализ. Содержание этого метода заключа­ется в том, что берется какой-либо объект (событие, явление) в целом. Он делится на отдельные составляющие его элементы по их функциям. Затем определяются альтернативы этим элементам как существующим, так и гипотетическим. В заключение рассматрива­ются изменения в объекте при различных переменах в отдельных элементах.

Независимо от того, какой метод используется при политичес­ком прогнозировании или управлении, всегда необходимо учиты­вать политический риск — вероятность влияния факторов, которые могут изменить или препятствовать достижению поставленных целей. К факторам политического риска относятся стабильность и законность правительства, политический плюрализм, уровень эт­нических и религиозных противоречий, уровень коррумпирован­ности правительственных чиновников.

В зависимости оттого, на какой период рассчитан прогноз, раз­личают оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы.

Оперативный прогноз (до 1 мес.) - рассчитан на перспективу, в течение которой не ожидается ни ко­личественных, ни качественных изменений объекта исследования.

Краткосрочный прогноз (от 1 месяца до 1 года) - рассчитан на перспективу количествен­ных изменений объекта исследования. Этот прогноз осуществляет­ся, как правило, с помощью математических методов, которые бывает трудно применить при осуществлении долгосрочных про­гнозов.


Среднесрочный прогноз (от 1 года до 5 лет) - охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным прогнозами, с преобладанием количественных изменений над качественными.

Долгосрочный прогноз (от 5 до 15 лет) - предусматривает преимущественно качественные изменения объекта исследования.

Сверхдолгосрочный прогноз (более 15 лет) - рас­считан на перспективу, когда ожидаются столь значительные каче­ственные изменения, что, по существу, можно говорить лишь о самых общих перспективах развития в области политических отно­шений.

Логическая последовательность важнейших операций прогноза сво­дится к следующим основным этапам: предпрогнозная ориента­ция; построение базовой модели — сбор данных фонда прогнози­рования; построение серии предварительных поисковых моделей методом поискового анализа; построение серии нормативных мо­делей; оценка достоверности прогноза; выработка рекомендаций для принятия политического решения; разбор подготовленного прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при условии постоянной корректировки прогнозов самой последней информации. Широкое использование возможностей, которые представляет политическому руководству прогнозирова­ние, позволяет эффективнее решать политические проблемы, воз­никающие в обществе на пути прогресса и демократии.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются различия между понятия­ми "предвидение", "предсказание", "пророчество", "прогноз", "прогнозирование".

2. Дайте определение понятию "политическое прогнозирование".

3. Раскройте содержание понятий "поисковый прогноз" и "нор­мативный прогноз".

4. Раскройте суть наиболее часто применяемых методов полити­ческого прогнозирования.

 

Литература

1. Гаджиев К. С. Политическая наука. 2-е изд. — М., 1995.

2. Альбом схем по политологии: Учебно-методическое пособие. — Крас­нодар, 1995.

3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. посо­бие для студентов высших учеб. заведений. — М., 1995.

4. Муштук 0. 3., Цыбульская М. В. Политология: Учебно-практичес­кое пособие. — М., 1996.

5. Политология: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Полуниной Г. В. — М., 1996.

6. Общая и прикладная политология: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Жукова В. И., Красно­ва Б. И. - М., 1997.

7. Панарин А. С. Политология: Учебник. — М., 1997.

8. Шабров О. Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. — М. 1997.

9. Костриков С. П. Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Отв. ред. Зиновьев А. П. — М., 1999.

10. Политология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. М. А. Василика.- М., 1999.

11. Политическая энциклопедия. В 2-х томах/ Рук. Семигин Г. Ю. - М., 1999.

12. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. - СПб., 2000.

13. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В. Н. -М., 2001.

14. Зиновьев А. П., Шевченко В. Н. Политология: Учеб. пособие. — М.,2001.

15. Политология: Учеб. пособие / Под ред. Краснова Б. И. — М., 2002.

 







Date: 2015-09-24; view: 534; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию