Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Политическое прогнозирование⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Опыт большинства государств мира в управлении политическими процессами подтверждает необходимость прогнозирования политических событий. Их практика показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Политическое прогнозирование — это исследование перспектив социальных и политических процессов с целью повышения научной обоснованности принимаемых политических решений и эффективности политического руководства. Цель каждого прогноза заключается в том, чтобы избежать нежелательных результатов развития событий, и направлена на их благоприятное разрешение. Политическое прогнозирование — это часть практической политики. В политологи различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз направлен на определение будущего состояния явления или процесса путем экстраполяции присущих этому явлению тенденций с учетом исторического опыта и управляющего воздействия. Нормативный прогноз также направлен на определение будущего состояния процесса или явления, но при этом цели, нормы, идеалы и средства достижения задаются заранее. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? Особенно важен политический прогноз для государственных лидеров, принимающих решения и влияющих на политические процессы отдельных регионов и страны в целом. Осуществление политических прогнозов позволяет им быть в курсе политических изменений в обществе, направлений этих изменений, своевременно реагировать на них или упреждать неблагоприятное развитие политических процессов. Достоверность прогноза, как правило, зависит от тщательного анализа присущих явлению или процессу тенденций, глубины прогноза по времени, знания закономерностей общественного развития, достоверности и полноты используемой информации и применяемых методов прогнозирования. Для осуществления достоверных прогнозов целесообразно знать существующие методы прогнозирования, их достоинства и недостатки, условия применения. Современная наука располагает целым арсеналом методов прогнозирования, которые широко применяются в технике, экономике и политике. 1. Метод экстраполяции. Сущность метода состоит в том, что для осуществления прогноза используются минувшие и нынешние тенденции, присущие явлениям, процессам. На основе анализа этих тенденций и учета других факторов реализуется прогноз. При этом данный метод применяется для процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер. Считается, что чем больший временной промежуток исследуется при этом прогнозе, тем более достоверным получается прогноз исследуемого процесса. 2. Метод экспертных оценок. Этот метод основан на использовании интуиции и опыта профессионалов в определенной области. Для прогноза используются экспертные оценки как индивидуальные, так и групповые. Наиболее распространенным является метод Дельфи. Сущность его заключается в том, что для осуществления прогноза отбирается группа экспертов и им предлагается сделать самостоятельный прогноз в определенной области. Полученные данные обобщаются и доводятся до каждого эксперта. На основе этой информации каждый из них корректирует данную на первом этапе оценку. В итоге группа добивается большего согласия, что позволяет ей прийти к "усредненному" прогнозу. Кроме метода Дельфи в экспертных оценках также широкое применение нашел метод мозгового штурма. Сущность его состоит в том, что группа из 5—12 человек выдвигает самые невероятные прогнозы и оценивает их важность и вероятность. Метод особенно широко применяется при выдвижении новых идей и подходов. 3. Разработка сценариев. Данный метод применяется в случаях, когда исследуются процессы и явления, в которых отсутствует непрерывность. Метод дает возможность представить наглядно весь процесс и учесть при этом основные и дополнительные факторы. Он позволяет определить вероятные направления развития процесса. Как правило, для осуществления прогноза разрабатываются три сценария оптимистический, пессимистический и вероятный. Их составление происходит в несколько этапов. На первом этапе рассматриваются основные факторы, влияющие на политические события; определяется уровень развития процесса или явления; анализируются его сильные и слабые стороны. На втором этапе определяется направление развития политики (события); изучаются основные тенденции, определяются факторы неопределенности, составляются модели развития наиболее значимых факторов и дается их оценка. На третьем этапе разрабатывается политический сценарий: составляется 2-3 сценария, осуществляется их оценка, вырабатываются политические рекомендации и политика. Любой сценарий должен дать ответ на два вопроса: какие альтернативы существуют для каждого субъекта политики и каждого этапа и какие этапы развития процесса возможны в будущем? 4. Моделирование. Наиболее сложным методом прогнозирования является разработка моделей. Модель — это условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Они создаются, чтобы предсказать новые явления в политических процессах или выявить новые свойства и отношения в самом политическом событии. Модели бывают двух типов — статистические и динамические. Статистические модели основаны на предположении, что меняется только несколько переменных, остальные остаются постоянными. Главное при исследовании этого типа моделей — определение отношений между переменными, в этом случае модель позволяет предсказать последствия политических изменений. Трудности при моделировании заключаются в выборе показателей, в математическом описании моделей и выборе критериев оценки различных вариантов. Еще более сложным является использование динамических моделей, которые включают параметры политического процесса, показатели его развития. Динамическая модель позволяет определить изменения этих параметров во времени и сделать прогноз состояния объекта в перспективе. Сложность здесь представляют составление статистических и динамических моделей и их математическое описание. Для выбора вариантов политических решений используются современные быстродействующие электронные системы. 5. Исторические аналогии. Метод используется в случаях, когда при сравнении двух исторических событий предполагается определенное сходство исторических условий, их вызвавших. В этом случае результаты политического развития могут быть тождественны. 6. Морфологический анализ. Содержание этого метода заключается в том, что берется какой-либо объект (событие, явление) в целом. Он делится на отдельные составляющие его элементы по их функциям. Затем определяются альтернативы этим элементам как существующим, так и гипотетическим. В заключение рассматриваются изменения в объекте при различных переменах в отдельных элементах. Независимо от того, какой метод используется при политическом прогнозировании или управлении, всегда необходимо учитывать политический риск — вероятность влияния факторов, которые могут изменить или препятствовать достижению поставленных целей. К факторам политического риска относятся стабильность и законность правительства, политический плюрализм, уровень этнических и религиозных противоречий, уровень коррумпированности правительственных чиновников. В зависимости оттого, на какой период рассчитан прогноз, различают оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы. Оперативный прогноз (до 1 мес.) - рассчитан на перспективу, в течение которой не ожидается ни количественных, ни качественных изменений объекта исследования. Краткосрочный прогноз (от 1 месяца до 1 года) - рассчитан на перспективу количественных изменений объекта исследования. Этот прогноз осуществляется, как правило, с помощью математических методов, которые бывает трудно применить при осуществлении долгосрочных прогнозов. Среднесрочный прогноз (от 1 года до 5 лет) - охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным прогнозами, с преобладанием количественных изменений над качественными. Долгосрочный прогноз (от 5 до 15 лет) - предусматривает преимущественно качественные изменения объекта исследования. Сверхдолгосрочный прогноз (более 15 лет) - рассчитан на перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что, по существу, можно говорить лишь о самых общих перспективах развития в области политических отношений. Логическая последовательность важнейших операций прогноза сводится к следующим основным этапам: предпрогнозная ориентация; построение базовой модели — сбор данных фонда прогнозирования; построение серии предварительных поисковых моделей методом поискового анализа; построение серии нормативных моделей; оценка достоверности прогноза; выработка рекомендаций для принятия политического решения; разбор подготовленного прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при условии постоянной корректировки прогнозов самой последней информации. Широкое использование возможностей, которые представляет политическому руководству прогнозирование, позволяет эффективнее решать политические проблемы, возникающие в обществе на пути прогресса и демократии. Контрольные вопросы 1. В чем заключаются различия между понятиями "предвидение", "предсказание", "пророчество", "прогноз", "прогнозирование". 2. Дайте определение понятию "политическое прогнозирование". 3. Раскройте содержание понятий "поисковый прогноз" и "нормативный прогноз". 4. Раскройте суть наиболее часто применяемых методов политического прогнозирования.
Литература 1. Гаджиев К. С. Политическая наука. 2-е изд. — М., 1995. 2. Альбом схем по политологии: Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1995. 3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. — М., 1995. 4. Муштук 0. 3., Цыбульская М. В. Политология: Учебно-практическое пособие. — М., 1996. 5. Политология: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Полуниной Г. В. — М., 1996. 6. Общая и прикладная политология: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Жукова В. И., Краснова Б. И. - М., 1997. 7. Панарин А. С. Политология: Учебник. — М., 1997. 8. Шабров О. Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. — М. 1997. 9. Костриков С. П. Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Отв. ред. Зиновьев А. П. — М., 1999. 10. Политология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. М. А. Василика.- М., 1999. 11. Политическая энциклопедия. В 2-х томах/ Рук. Семигин Г. Ю. - М., 1999. 12. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. - СПб., 2000. 13. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В. Н. -М., 2001. 14. Зиновьев А. П., Шевченко В. Н. Политология: Учеб. пособие. — М.,2001. 15. Политология: Учеб. пособие / Под ред. Краснова Б. И. — М., 2002.
Date: 2015-09-24; view: 534; Нарушение авторских прав |