Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Политическая культура в современном обществе





Политическая культура — это зафиксированный в обыча­ях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидуумов, уровень их представ­лений о политической власти, политических отношениях, способ­ность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях. Носителем культуры является человек, граж­данин общества. Она находит свое выражение в деятельности госу­дарства, политических партий и политических движений, обще­ственных организаций, трудовых коллективов, в системе правовых норм, в отношении к ним граждан страны.

Политическая культура включает в себя: политические знания, политическое сознание, политические убеж­дения и ценности, а также политические действия.

Политическая культура в любом обществе выполняет ряд функций. Наиболее важ­ные из них: воспитательная, регулятивная, охранная, коммуника­тивная, интегративная, нормативно-ценностная, познавательная.

Воспитательная функция. Она направлена на формирова­ние и развитие у людей политического сознания, умения осмыс­лить полученные знания, навыки практического участия в полити­ческой жизни, умения грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе, делать на их ос­нове собственные выводы. Данная функция должна формировать непредвзятое, адекватное поведение и отношение к политическим лидерам, партиям, как прошлого, так и настоящего, так как здесь от личной позиции одного человека может зависеть политический выбор всего общества. Исторически неверный политический, кол­лективный выбор всегда труднее исправить, чем выбор одного че­ловека.

Регулятивная функция направлена на обеспечение компетент­ного воздействия граждан на политический процесс индивидуаль­но и через человеческие ассоциации, политические и гражданские. От уровня и состояния политической культуры зависит, воспримут или нет граждане страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласятся ли они с этими ре­шениями добровольно, по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримут их активно или пассивно, с одобрением или возмущением, примут на веру или потребуют доказательств пра­вильности этих решений от власть предержащих.

Защитительная, охранная функция политической культуры на­правлена на обеспечение стабильности политической системы, ее политических и демократических институтов. Кроме того, она выс­тупает как защита политических ценностей и традиций, полити­ческих, экономических и духовных сфер общества от самих себя, от политической серости, бескультурья, которые в случае револю­ционных катаклизмов, потрясений оказываются иногда опаснее иноземного нашествия.

Познавательная функция политической культуры вооружает людей знаниями, необходимыми для успешной деятельности в сфере политики, прививает компетентное мнение по вопросам политики и политической жизни. Познавательная функция тесно связана с другими функциями политической культуры, является их основой, так как всякая функция начинается с получения знаний и овладе­ния определенными навыками.

Коммуникативная функция обеспечивает передачу политичес­кого сознания и поведения через политические традиции, обычаи, стереотипы политического сознания и поведения от поколения к поколению. Здесь очень важно не замыкаться на опыте своей стра­ны, а использовать опыт других стран, народов, учиться на ошиб­ках других, а не идти по пути прогресса методом проб и ошибок, зато только своим путем.

Интегративная функция служит опорой политической системы. Чем выше уровень политической культуры граждан, тем объективно более высокое стремление их к интеграции в единое общество. По­литическая культура объединяет народы страны, граждан ее на еди­ной политической основе, что дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной и духовной сферах.

Нормативно-ценностная функция закрепляет необходимые яв­ления, установки, мотивы, нормы, ценность которых доказана и подтверждена законами страны. Они становятся теми ориентира­ми, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь общества, государства. Целостность политической жизни поддер­живается идеологией, общественным мнением, моралью и правом, т.е. силовыми структурами. Как фактор, стабилизирующий полити­ческую систему, политическая культура демократизирует общество и государство, с ее помощью формируется межличностное дове­рие, терпимость людей друг к другу, обеспечивается общее виде­ние целей общественного развития, без чего общество жить и раз­виваться по восходящей линии не может. В противном случае это ведет к социальным взрывам, кризисам и непредсказуемым экономическим и полити­ческим катаклизмам.

Весьма актуальной для любой политической системы является проблема формирования политической культуры общества. Особенно важным является охват всех структур общества и его политической элиты всех уровней, призванной руководить населением страны, так как уровень политической культуры элиты создает им автори­тет и уважение масс. Мировой опыт и опыт России одно­значно свидетельствует о том, что политическую культуру необхо­димо формировать непрерывно, хотя это процесс длительный, слож­ный и динамичный, так как она сама постоянно развивается.

Политическая культура формируется образовательно-просвети­тельской системой, деятельностью политических партий, обще­ственных организаций, трудовых коллективов. Традиционно всегда более высокие требования предъявлялись и продолжают предъяв­ляться к политическим лидерам, к преподавателям и ученым, к парламентариям и партийным функционерам, государственным чиновникам, т.е. к тем, кто государственной и политической дея­тельностью занимается профессионально.

Существует объем знаний, необходимый каждому гражданину страны, без которого политическая культура не может быть сфор­мирована. К ним относятся знания:

• существующих в стране политических отношений, происходя­щих политических событий и явлений в жизни общества в целом и его отдельных регионах;

• структуры, функций органов государственной власти, полити­ческих партий, основных общественных организаций, т.е. всей по­литической системы, проводимой ею политики;

• норм, принципов, идей, лежащих в основе управления соци­альными, экономическими, духовными и политическими процес­сами в обществе;

• конституции страны, действующих норм права (законов), пра­вового статуса гражданина (совокупность прав, свобод и обязанно­стей), программных положений основных политических партий, действующих в стране;

• форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством, в решении политических проблем;

• правильного сочетания общественных, государственных, кол­лективных и личных интересов, что является одной из коренных проблем политической жизни;

• внешней политики страны и сложившихся международных от­ношений, понимание взаимосвязей внутренней и внешней поли­тики, проблем безопасности страны.

Политическая культура — это не только знание, но и конкрет­ная деятельность человека, наиболее существенные направления поведения и действия политически культурного члена общества. Наи­более распространенные виды политической деятельности:

• участие в работе высших и местных органов государственной власти в качестве штатного работника или на общественных нача­лах, разнообразная деятельность и участие в различных комиссиях, общественных экспертных группах при органах власти;

• членство в политических партиях и общественных организаци­ях, деятельность в них в качестве функционера;

• участие в референдумах, выборах в высшие и местные органы власти и других политических акциях;

• участие в конкретной деятельности по осуществлению поли­тики государства в области экономической, политической, соци­альной, духовной, военной, международной, экологической, ра­бота в органах государственной власти в трудовых коллективах;

• постоянная забота о приобретении навыков и умения вести по­литическую борьбу цивилизованно, без применения силы, честно;

• активное участие в принятии законодательных актов, направ­ленных на соблюдение прав и свобод граждан страны.

Основные направления по формированию политической куль­туры:

• систематическое изучение политических теорий, политологии, политических документов государства, конституции в высших и средних учеб­ных заведениях и самостоятельно;

• творческая переработка и собственная оценка фак­тов, полученных из средств массовой информации;

• участие в политической жизни страны: выборы, референду­мы, собрания и т.д.;

• следование определенным политическим традициям, идеалам, обычаям своей семьи, коллектива;

• общение с другими людьми, обмен опытом в оценке важных политических событий;

• самостоятельный анализ текущей политической жизни в своей стране и за рубежом, корректировка своего поведения в зависимо­сти от оценки политических событий.

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую и автократическую. Боль­шинство исследователей считают первую доминирующим типом, второю — второстепенным. Для всех разновидностей современной политической культуры характерны: более или менее ярко выра­женная ориентация индивидов на активную роль в политической системе; признание гражданских прав и свобод, а также принципа контроля за властными структурами.

Истоки современной демократической политической культуры можно найти в трудах Дж. Локка, А. Смита, А. Фергюсона. Они по­лагали, что объем политической власти в обществе должен быть минимальным и основная задача общества — это контроль и огра­ничение функций государства. С этой целью формируется граждан­ское общество. Большое влияние на современную политическую культуру оказала теория демократии Ж.-Ж. Руссо.

На базе трудов названных авторов западная политология выра­ботала модель "политического человека" с необходимым набором качеств. С введением всеобщего избирательного права большую по­пулярность стала приобретать теория "представительной полити­ческой системы", согласно которой субъектом политического действия должны быть не отдельные индивиды, а организации и от­дельные политические деятели, получившие полномочия в резуль­тате делегирования власти от остальных членов общества. Эта тео­рия получила дальнейшее развитие в современных теориях элит, согласно которым, в частности, технократическая элита в силу объективных причин (знания, способности) несет большую на­грузку. Отсюда неравным социальным функциям должно соответ­ствовать и неравное вознаграждение.

Наряду с развитием элитаризма в современном мире укрепляет­ся и концепция эгалитаризма, предусматривающая равенство мас­сы с элитой, т.е. равенство результатов, а не формальное равенство возможностей.

Основные черты современной демократической политической культуры:

• традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание);

• гуманизм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;

• индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная цен­ность политической культуры — частные интересы в отличие от коллективных;

• тяготение к отношениям, основанным на довери­тельных личных контактах и обязательствах;

• политическая активность, состоящая в убеждении, что деятель­ное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернатив­ных движений (антивоенных, феминистских, молодежных и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые цен­ности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, паде­ние авторитета иерархической власти и др.

Наряду с демократическим типом политической культуры су­ществует автократический тип. Он в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами. Идеал автократической политической культуры — го­сударство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает не­удовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность ав­торитарной политической культуры — безграничное слияние об­щественного сознания с субъектом власти — лидером политичес­кой партии или монархом, наделенным противоречивым характе­ром. Для субъектов тоталитарной культуры значимо в первую очередь то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений, инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность политической культуры и ее компонентов.

2. Что такое "культура", "контркультура"?

3. Назовите основные функции политической культуры.

4. Какие институты общества участвуют в формировании поли­тической культуры?

5. Приведите примеры проявления высокой политической куль­туры и политического бескультурья.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 836; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию